СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование образовательного процесса на основе современных образовательных технологий: стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение»

Проектирование образовательного процесса на основе современных образовательных технологий: стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Проектирование образовательного процесса на основе современных образовательных технологий: стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Чтение как вид деятельности. Технологии, методы, инструментарий. Особенности применения технологии продуктивного чтения. Практическая работа.
  • Чтение как вид деятельности.
  • Технологии, методы, инструментарий.
  • Особенности применения технологии продуктивного чтения.
  • Практическая работа.

Чтение как вид деятельности

Чтение как вид деятельности

«предфаза», связанная с мотивационной сферой; «фаза», на которой происходит непосредственное соприкосновение с текстом, его постижение (восприятие и понимание); «постфаза», определяемая последствием чтения (дальнейшее осмысление, развитие читательского интереса, использование усвоенной информации);

«предфаза», связанная с мотивационной сферой;

«фаза», на которой происходит непосредственное соприкосновение с текстом, его постижение (восприятие и понимание);

«постфаза», определяемая последствием чтения (дальнейшее осмысление, развитие читательского интереса, использование усвоенной информации);

Технологии, методы, инструментарий

Технологии, методы, инструментарий

технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология проектной деятельности; кейс-технологии (технология конкретных ситуаций) и др.
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • технология проектной деятельности;
  • кейс-технологии (технология конкретных ситуаций) и др.

 Скрайбинг Изобретатель - британский художник Эндрю Парк. «Популяризатор» в образовании - Кен Робинсон, британский искусствовед и педагог. Английская королева наградила его рыцарским званием, после чего педагогическая общественность стала называть его

Скрайбинг

  • Изобретатель - британский художник Эндрю Парк.
  • «Популяризатор» в образовании - Кен Робинсон, британский искусствовед и педагог. Английская королева наградила его рыцарским званием, после чего педагогическая общественность стала называть его "сэром Кеном Робинсоном".
  • «Методист» скрайбинга - американский преподаватель Пол Богуш.

http://elearningatschool.blogspot.ru/2013/04/10.html

«Скрайбинг» от английского «Scribe» - набрасывать эскизы или рисунки .

10 шагов к скрайбу Тема     Содержание этапа – выбор темы для скрайба. Формулировка темы скрайба.  Проблема: на многие темы сложно придумать оригинальные образы.

10 шагов к скрайбу

  • Тема

Содержание этапа – выбор темы для скрайба. Формулировка темы скрайба.

Проблема: на многие темы сложно придумать оригинальные образы.

2. Коллективная работа   Одному скрайб не снять, поэтому класс (группу) лучше разбили на мини-группы по 2-3 человека. Проблема: как организовать работу в группе?

2. Коллективная работа Одному скрайб не снять, поэтому класс (группу) лучше разбили на мини-группы по 2-3 человека.

Проблема: как организовать работу в группе?

3. Поиск и анализ информации   Проблема: скопированный текст из Википедии будет скучно слушать, поэтому возможно давать несколько последовательных заданий, например:  - найти информацию в разных источниках по заданной теме;  - составить план, набросать последовательность, что зачем будете рассказывать;  - каждому пункту плана подобрать информацию, попробовать составить полный текст…

3. Поиск и анализ информации Проблема: скопированный текст из Википедии будет скучно слушать, поэтому возможно давать несколько последовательных заданий, например: - найти информацию в разных источниках по заданной теме; - составить план, набросать последовательность, что зачем будете рассказывать; - каждому пункту плана подобрать информацию, попробовать составить полный текст…

4. Визуализация  общая композиция

4. Визуализация  общая композиция

5. Выступление перед классом   Содержание этапа - рассказ про свой скрайб на примере схематичных рисунков.  Обсуждение, что нравится, а что нужно переработать.  Проблема: конструктивный диалог, т.к. должна быть критика и впоследствии корректирование текста, поиск оригинальных идей для образов и т.д.

5. Выступление перед классом Содержание этапа - рассказ про свой скрайб на примере схематичных рисунков. Обсуждение, что нравится, а что нужно переработать. Проблема: конструктивный диалог, т.к. должна быть критика и впоследствии корректирование текста, поиск оригинальных идей для образов и т.д.

6. Рисование   Если текст и схематичные рисунки готовы и одобрены, то можно приступать.  Проблема: на чем рисовать? Каковы основные требования к съемке?  На что нужно обращать внимание:  - обязательно закрепить камеру на штативе и не толкать его или стол, на котором он стоит (очень сложно выполнимое задание);  - следить, чтобы в кадре не было головы скрайбера, не появлялось лишних предметов;  - в идеале продумать про свет, чтобы он не менялся, для этого ещё нужно снять всё в один день;  - не работать больше 4 часов …

6. Рисование Если текст и схематичные рисунки готовы и одобрены, то можно приступать.

Проблема: на чем рисовать? Каковы основные требования к съемке?

На что нужно обращать внимание: - обязательно закрепить камеру на штативе и не толкать его или стол, на котором он стоит (очень сложно выполнимое задание); - следить, чтобы в кадре не было головы скрайбера, не появлялось лишних предметов; - в идеале продумать про свет, чтобы он не менялся, для этого ещё нужно снять всё в один день;

- не работать больше 4 часов …

7. Обработка видео и корректировка текста   Посмотреть отснятый материал с x2 или даже x4 скоростью и откорректировать текст под него.  Проблема: какие программы использовать?      iMovie

7. Обработка видео и корректировка текста Посмотреть отснятый материал с x2 или даже x4 скоростью и откорректировать текст под него.

Проблема: какие программы использовать?

iMovie

8. Аудизапись   Содержание этапа - озвучка доработанного текста, корректирование при необходимости.  Проблема: какие программы используем? Audacity, QuickTime

8. Аудизапись Содержание этапа - озвучка доработанного текста, корректирование при необходимости.

Проблема: какие программы используем?

Audacity, QuickTime

9. Обработка видео и представление

9. Обработка видео и представление

10. Защита проекта   Содержание этапа – например, публикация в Интернете (Уoutube, сайт школы, иные ресурсы).

10. Защита проекта Содержание этапа – например, публикация в Интернете (Уoutube, сайт школы, иные ресурсы).

Школа 2100: БАЛЛАС  Наталья Сметанникова Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя

Школа 2100: БАЛЛАС

Наталья Сметанникова

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.

Пособие для учителя

Этапы восприятия текста 1.  Восприятие графического облика текста . 2. Понимание отдельных слов или выражений.  два сапога пара 3. Включение «механизма предвидения».  4. Расшифровка «подсказок» автора (фонетических, словообразовательных, лексических, грамматических).  домик домище 5. Целостное осмысление текста (темы, проблемы, идеи).  20

Этапы восприятия текста

1. Восприятие графического облика текста .

2. Понимание отдельных слов или выражений.

два сапога пара

3. Включение «механизма предвидения».

4. Расшифровка «подсказок» автора (фонетических, словообразовательных, лексических, грамматических).

домик

домище

5. Целостное осмысление текста (темы, проблемы, идеи).

20

Критический анализ любого текста исторического содержания  (на предмет доверия к этому тексту, его понимания, отношения к нему)

Критический анализ любого текста исторического содержания (на предмет доверия к этому тексту, его понимания, отношения к нему)

 1.1.Автор текста – профессиональный ученый-историк, журналист-публицист, писатель, политик и т.п. – насколько глубоко он может знать источники, интерпретацию.  1.2.Цель создания текста – к кому он обращен, какие задачи может ставить перед собой автор. Примеры: поделится результатом своего исследования; … развлечь читателя; использовать исторический сюжет как аргумент для формирования определенных идей.  2.1. Логический анализ - Выделение внутри текста фактов (со ссылкой или без ссылки на источники) и выводов-обобщений - установление связей межу ними. - Соотнесение с известными читателю фактами и выводами за пределами этого текста – нахождение отличий, поиск объяснения им в тексте - Согласие или несогласие с авторской логикой.  2.2.Оценочный анализ: Выделение в тексте оценок событий, их аргументации, согласие или несогласие с автором.  3. Интерпретация идеи текста – отношение к ней

1.1.Автор текста – профессиональный ученый-историк, журналист-публицист, писатель, политик и т.п. – насколько глубоко он может знать источники, интерпретацию.

1.2.Цель создания текста – к кому он обращен, какие задачи может ставить перед собой автор. Примеры: поделится результатом своего исследования; … развлечь читателя; использовать исторический сюжет как аргумент для формирования определенных идей.

2.1. Логический анализ

- Выделение внутри текста фактов (со ссылкой или без ссылки на источники) и выводов-обобщений - установление связей межу ними.

- Соотнесение с известными читателю фактами и выводами за пределами этого текста – нахождение отличий, поиск объяснения им в тексте

- Согласие или несогласие с авторской логикой.

2.2.Оценочный анализ: Выделение в тексте оценок событий, их аргументации, согласие или несогласие с автором.

3. Интерпретация идеи текста – отношение к ней

Подготовка текста  для продуктивного чтения на уроке Выделите в тексте фактуальную ,  подтекстовую и концептуальную  информацию. Определите роль данного текста на уроке (источник проблемного вопроса, источник решения проблемы, пример решения аналогичной проблемы и т.д.). Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (анализ заглавия, выделенных слов и т.п.). Выделите в тексте места возможных остановок ВО ВРЕМЯ чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа). Сформулируйте главный смысловой вопрос  ПОСЛЕ чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке

  • Выделите в тексте фактуальную , подтекстовую и концептуальную информацию.
  • Определите роль данного текста на уроке (источник проблемного вопроса, источник решения проблемы, пример решения аналогичной проблемы и т.д.).
  • Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения (анализ заглавия, выделенных слов и т.п.).
  • Выделите в тексте места возможных остановок ВО ВРЕМЯ чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).
  • Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)

Летописная повесть «о побоище на Дону» в пространной редакции Софийской первой и Новгородской четвертой летописи

Об источнике. Данный текст был написан автором, так называемого, Софийско-Новгородского свода – летописи составленной по одной версии в 1410-1430-х годах (человеком из окружения московского митрополита Фотия), а по другой версии около 1448 года – в связи с отделением русской православной церкви от константинопольской патриархии и избрании митрополита Ионы на долгу пустовавшую кафедру. Согласно этой версии в данной летописи было кардинально переосмыслены события XIV века как начало борьбы Руси против Орды. Текст летописи описывает события с начала истории Руси до 1418 года. На основании этого свода в конце XV века были написаны две разные летописи (Софийская первая летопись и Новгородская четвертая летопись). Они дошли до нас в разных списках. Так, например, списки Софийской летописи написаны на бумажных листах, изготовленных (судя по водяным знакам) в 1470-х годах. Текст приведен в оригинале, без перевода, но с разбивкой на слова, с добавкой знаков препинания и с заменой не используемых в современном языке букв («Ђ» – на «е» и т.д.)

«В лето 6888  [1380]. В то же лето, месяца августа, приидоша вести от  Орды к великому князю Дмитрию  и брату его князю Володимеру , якоже въздвизается (движется) на крестияны   измаилетескыи  род (1) поганыи (2) . Некоему убо у них худу цесарюющу, а все  деющю у них князю Мамаю, и люте гневающюся  ему на великого князя и на всю Рускую землю. Се же слышавъ князь великыи Дмитрии Иванович, яко грядеть на нь сила велика татарьская, и собравъ многы вои (воинов), и поиде противу безбожных Татаръ, а уповая  на милосердие божие и на пречистую его матерь божию богородицю, на приснодевицю  Марью, призывая на помощь честныи крестъ; и въниде (войдя)  бо в землю их за Донъ, и бе ту поле чисто на усть рекы Непрядвы, и ту исъполцишася (расставив полки) - погании  Измаилятяне противу крестиянъ. Москвици  же мнози небывалци (не бывали ранее в сражениях), видевши множество рати татарьскои, устрашишася и живота (жизни) отцаявшеся, а инеи  на беги обратишася, не помянувше  реченаго пророкомъ, како единъ пожнеть тысячу, а два двигнета тьму (10 000), аще не богъ предасть ихь. Князь же великыи Дмитрии, с братомъ своимъ с Володимеромъ, изрядивъ полкы противу поганых  Половець и възревъ (взглянув) на небо умилныма  очима, въздохнувъ из глубины сердца, рекоста (сказал) слово псаломъское: «братие, богъ намъ прибежище и сила». И абие съступишася полкы обои; и бысть брань на долгъ час зело (очень), и устрашить богъ невидемою силою сыны Агаряны, и обратиша плещи на язвы (повернули назад), и погнани быша от крестиянъ и ови же от оружиа падоша, а инии в реке  истопошася, бещисленое их множество.

Задание 1.Определите, сколько времени отделяет само событие от создания этого текста. Предположите, откуда автор мог черпать информацию о нем. 2.Прочитайте средневековый текст, пытаясь понять его содержание: заменяя устаревшие формы слов современными, используя перевод некоторых слов и выражений внутри текста (в скобках) и в примечаниях в конце текста. 3.Сформулируйте средствами современного языка: - какие причины Куликовской битвы выделяет автор текста; - какие причины победы в Куликовской битве выделил автор текста.

Задание

1.Определите, сколько времени отделяет само событие от создания этого текста. Предположите, откуда автор мог черпать информацию о нем.

2.Прочитайте средневековый текст, пытаясь понять его содержание: заменяя устаревшие формы слов современными, используя перевод некоторых слов и выражений внутри текста (в скобках) и в примечаниях в конце текста.

3.Сформулируйте средствами современного языка:

- какие причины Куликовской битвы выделяет автор текста;

- какие причины победы в Куликовской битве выделил автор текста.