Смысловое чтение
на урока x немецкого языка.
Этапы работы с текстом .
Мищенко Елена Ивановна,
Учитель немецкого и английского языков,
БОУ «Полтавская СШ № 2»,
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.
Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
— стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д
Прием «Кластер»
На чистом листе (классной доске) посередине записывается ключевое слово;
Слова, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Фрагмент урока по теме « der Umweltschutz ist ein internationales Problem »
Kinder, jetzt arbeiten wir mit dem Titel des Textes. Der Titel des Textes heißt der Umweltschutz ist ein internationales Problem. Womit assoziiert ihr den Titel? Was meint ihr, worum es in diesem Text geht. Vermutet bitte!
\
die Verkehrsmittel
der Müll
der
Umweltschutz
Busse
das Papier
Autos
Flaschen
Straßenbahnen
die Natur
Fabriken
der Boden
das Wasser
Seen
Betriebe
Tiere
Berge
- учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержании текста;
- учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст и спросить себя: "Что я знаю по этой теме?"
- учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциации, возникающими у них еще до чтения.
- учащимся предлагается разбиться на пары, обсудить составленные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста.
Приемы обучения чтению на предтекстовом этапе:
- Кластер
- Вспышка
- Мозговой штурм
- Прием географической карты
- Карта памяти
- Тонкие и толстые вопросы
включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.
Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.
- выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);
- делят текст на смысловые куски;
- определяют основную мысль каждой части текста;
- выделяют ключевые слова в каждой части текста;
- отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов;
- устанавливают связи между частями текста.
Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Фрагмент урока по теме « der Umweltschutz ist ein internationales Problem»
Die Leute
müssen unsere Umwelt schützen
Die Erde ist in Gefahr
Приемы обучения чтению на текстовом этапе:
- Фишбоун
- Инсерт
- Таблица « Знаю - Узнал »
- Бортовой журнал
- Групповой пазл
Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д.
В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:
- нарисуйте, начертите…
- перескажите, расскажите, спишите, докажите…
- напишите, продолжите, закончите, дополните…
- найдите эквиваленты, переведите…
Прием «Дискуссия на подиуме»
Дискуссия на подиуме – это прием, с помощью которого участники могут высказать свое мнение по определенной теме. Дискуссия происходит на «подиуме». Ученики делятся на три группы: за, против и сомневающиеся (зрители). Ведущий выдвигает проблему. Первая группа (За) выдвигает проблему и способ ее решения, а вторая группа (Против) опровергает их мнение и приводит свой аргумент. Зрители – сомневающаяся группа, которая слушает ответы двух групп и задает вопросы.
Фрагмент урока по теме « der Umweltschutz ist ein internationales Problem »
Also Kinder, jetzt haben wir eine Diskussion. Sie heißt „Unser Erde ist in Gefahr “. Die Schuler verteilen sich auf einen Ihnen- und Außenkreis, so das zwei Personen sich einander gegenüber sitzen und in Blickkontakt miteinander treten können. Eine Person bringt ihr Argument ein. Andere Person nimmt dieses Argument auf, um es dann mit weiterführenden Argumenten zu entkräften. Die nächste Person nimmt das neue Argument auf und entkräftet dieses mit einem weiterführenden Argument.
Fragen zur Besprechung:
Warum ist die erde in Gefahr?
Was verschmutzt unsere Umwelt?
Warum müssen wir unsere Umwelt schützen?
Haben alle Länder auf der Erde ökologische Probleme?
Приемы обучения чтению на послекстовом этапе:
- Дискуссия на подиуме
- Прием подшипника
- Синквейн
- Создание постеров
- За и против
- Стратегия решения проблем « Идеал »
«Шесть шляп мышления» используются при подведении итогов работы с текстом.
Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.
Черная – выявление негативных фактов в тексте
На послетектовом этапе можно предложить и другие формы работы
- Прочтите текст и выразите свое согласие (не согласие) с приведенными ниже утверждениями из текста.
- Распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них.
- Ответьте на вопросы к тексту.
- Составьте план прочитанного.
- Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
- Скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей.
- Определите основное коммуникативное намерение автора текста.
- Назовите основную, на ваш взгляд, функцию прочитанного текста (информативная, оценочная, воздействующая или функция убеждения).
- Cкажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему.
- Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе.