Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 66"
VI городская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
окружающий мир (экология, природоведение)
Снежинки – чудо природы
Работу выполнила: Анохина Елизавета,
ученица 4 класса
МБОУ «Школы №66»
г. Прокопьевска
Руководитель:
Зеленова Анастасия Александровна,
учитель начальных классов МБОУ «Школа №66»
Прокопьевск
2023
Содержание
Введение 3
1.Что такое снежинка? 5
1.1. История изучения снежинок 5
1.2. Процесс образования и роста снежинок 6
1.3. Почему снег скрипит? 7
2. Практическая часть 8
Заключение 10
Список литературы 11
Приложение 12
Введение
Зима – одно из красивейших времён года. Я очень люблю, когда много пушистого белого снега. А ещё мне нравится наблюдать за тем, как он идёт. Снег - это множество снежинок. Однажды снежинка опустилась на мою ладошку, но прежде, чем она успела растаять, мне удалось разглядеть её. Я с интересом стала наблюдать за остальными, они очень красивые, будто кружевные и все разные, среди них нет одинаковых по форме, размеру снежинок. Они все отличаются друг от друга! И еще я успела заметить, что у каждой по шесть лучиков. Вот это чудо! Однажды в книге я прочитала, что снежинка - это одно из самых интересных творений природы, это не просто кусочек снега. Каждая снежинка буквально уникальна и по- своему интересна. И меня заинтересовало, что такое снежинка, как она образуется и почему среди огромного количества снежинок не встречается двух одинаковых.
Тема моего исследования – «Снежинки – чудо природы»
Для начала мы провели опрос среди учащихся начальной школы с целью выяснить, что знают о снежинках мои сверстники. Задали им шесть вопросов и по результатам анкетирования сделали вывод, что все мои одноклассники наблюдали за снежинками, но не все знают, что снежинка имеет строго шестиконечную форму и почти все думают, что снежинки образуются из капелек воды.
Анкета и результаты опроса представлены в приложении 1.
Данный опрос выявляет актуальность нашего исследования, мы все каждую зиму видим снежинки, но редко кто задумывается о том, как они появляются.
Цель: изучить процесс образования и роста снежинок
Задачи:
Собрать информацию об истории изучения снежинок;
Изучить процесс образования и роста снежинок;
Выяснить, почему снег скрипит;
Опытным путем изучить формы снежинок;
Провести эксперимент по выращиванию снежинок в домашних условиях.
Объект исследования: снежинка.
Предмет исследования: процесс образования снежинки.
Гипотеза исследования: предположим, что снежинки образуются из капелек пара.
Значимость работы: полученные данные можно использовать на уроках окружающего мира.
Методы проведенных исследований: анализ литературы, анкетирование, эксперимент.
1.Что такое снежинка? 1.1. История изучения снежинок
Красота и многообразие снежинок издавна интересовали людей.
В 1550 году архиепископ Олаф Магнус из шведского города Упсала первым наблюдал снежинки невооруженным глазом, им были сделаны зарисовки форм снежинок.
Первым изучать снежинки начал известный астроном Иоганн Кеплер. В 1611 году он выпустил трактат «О шестиугольных снежинках», в котором в основном разбирал геометрические аспекты их строения.
В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт, написавший этюд, включённый им впоследствии в «Опыт о метеорах» или просто «Метеоры». Современные специалисты удивлены тем, что на его рисунках встречается редкий тип, представляющий шестигранный кристалл, на двух концах которого - шестигранные пластинки.
С изобретением микроскопа в середине 17 века представления о формах снежинок расширились. Роберт Гук - английский естествоиспытатель, общества издал в 1664 году большой труд под заглавием «Micrographia», который содержал эскизы практически всех форм кристаллов, которые он смог увидеть с помощью только что изобретенного микроскопа. Работы Гука впервые показали сложность, и запутанность симметрии кристаллов снега.
Феодальный правитель Страны восходящего солнца Тосицура Онаками Дои составил 97 рисунков «снежных цветков». Сделанные в 1839 году, они с полным правом считаются самыми точными изображениями снежинок до открытия микрофотографии.
А в университете Саппоро исследуют снежинки и в наше время.
Наш соотечественник, фотограф из города Рыбинска Вологодсой области, Андрей Андреевич Сигсон в начале 1870-х годов впервые в мире сделал снимки снежинок, за что был награжден почетными дипломами и медалями на международных выставках. Свою работу А. А. Сигсон продолжал в течение 10-12 лет и за это время сфотографировал около 200 форм снежинок. После нескольких лет работы Сигсон опубликовал результаты в «Журнале Русского физико-химического общества при Санкт-Петербургском университете» за 1892 год.
Итак, люди издавна изучали снежинки. Сначала обычным наблюдением, потом с развитием науки и техники методы изучения стали разнообразнее и давали больше информации и сведений о строение и образовании снежинок.
1.2. Процесс образования и роста снежинок
Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.[8] Снежинки образуются из водяного пара. При замерзании молекулы воды в газообразном состоянии (пара) выстраиваются таким образом, что образуется геометрическая форма - «кристалл». Молекула воды состоит из трех частиц – двух атомов водорода и одного атома кислорода. Поэтому при кристаллизации она образует шестиугольную фигуру. Подобная группа кристаллов становится все больше и больше, вокруг одного такого ядра может собраться несколько сотен таких кристаллов. Снежинка становится большой, тяжелой и падает на землю. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинка.[4]
Основные факторы, влияющие на структуру снежинок - температура воздуха в облаке и влажность. Одна снежинка весит около одного миллиграмма. Поэтому, если упадет снежинка на лицо или на руку, человек ничего не чувствует – слишком маленький вес у снежинки. Передвигаясь вверх и вниз в облаке, снежинка попадает в разные условия с разной температурой. Ее форма меняется. Также на форму снежинок влияет и ветер, и влажность воздуха. Так снежинки становятся разными. Путь до земли у каждой свой, довольно долгий, а значит своя история и своя окончательная форма. [3]
Значит, снежинка - это ледяной кристалл, поэтому имеет идеальную шестиконечную форму. Снежинка образуется очень высоко над землёю, там, где температура воздуха достигает минус сорока градусов мороза. В зависимости от того, на каком уровне образуется снежинка, какова температура в данный момент, влажность и какой путь снежинка проделывает до земли, формируется её узор, поэтому не существует двух одинаковых снежинок.
1.3. Почему снег скрипит?
Как нам всем известно, снег состоит из множества снежинок – маленьких кристалликов. В холодную погоду снежинки становятся более твердыми и ломкими. И, конечно же, ломаясь, снежинка издает характерный звук, который, однако, недоступен человеческому уху. Но, по подсчетам специалистов, в одном кубическом метре снега находится около 350 миллионов отдельных снежинок. Ломаясь одновременно, они создают звук, который мы способны воспринимать. Скрип снега можно услышать, начиная с температуры около -2 градусов. [5]
Таким образом, скрип снега – это всего лишь шум от раздавливаемых кристалликов. Разумеется, мы не можем воспринять звук одной "сломанной" снежинки. Но множество раздавленных кристалликов создают скрип, который слышит человек, а тональность скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем выше тон скрипа.
2. Практическая часть
Мы изучили формы снежинок и провели эксперимент по выращиванию снежинок в домашних условиях.
Опыт 1. Изучение форм снежинок
Мы взяли увеличительное стекло и в снежную, морозную погоду отправилась рассматривать снежинки. Они были все совершенно разные и все шестиконечные. Сколько мы ни пыталась найти одинаковые снежинки, или с другим количеством лучиков у нас ничего не получилось.
Наши наблюдения потверждают, что не существуют одинаковых снежинок и все они имеют шестиконечную форму.
Опыт 2. Выращивание снежинки в домашних условиях
Мы поймали несколько снежинок на тарелочку и принесли их в дом - они растаяли и получились маленькие капельки воды. Мы поместили тарелочку в морозильник, но когда капельки замерзли, то на их месте образовались льдинки.
Данный опыт потверждает вывод , что снежинка – это не замершая капелька воды. А значит, снежинки в домашних условиях сделать нельзя. Это только природа может создавать такое прекрасное чудо.
Заключение
Люди издавна изучали снежинки. Сначала обычным наблюдением, потом с развитием науки и техники методы изучения стали разнообразнее и давали больше информации и сведений о строение и образовании снежинок.
Мы узнали, что водяные пары поднимаются высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку.
Итак, опытным путем мы узнали, что снежинка никогда не образуется из капелек воды. В процессе работы над проектом мы узнали, что снежинка - чудо нашей планеты. Не бывает двух одинаковых снежинок. А скрип снега – это всего лишь шум от раздавливаемых кристалликов.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Список литературы
Большая советская энциклопедия.- М., «Сов. энциклопедия», 1984.
Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.
Учебник «Естествознание» 2 класс, Москва «Просвещение», 1994 год «Где рождается снег?», с.101.
«Классификация снежинок»
http://www.o8ode.ru/article/krie/klaccifikacia_cneginok.htm
Материалы сайта «Всё о воде» http://sitewater.ru/chto-takoe-snezhinka.html.
Материалы сайта «Атмосфера и погода» https://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/pochemu-sneg-xrustitskripit-pod-nogami/
Приложение
Анкета для учащихся 4 класса
1. Наблюдал (а) ли ты когда-нибудь за снежинками?
2. Удалось ли тебе рассмотреть снежинку, прежде чем она растаяла?
3. Когда, снежинки крупнее, в мороз или в более теплую погоду?
4. На что они похожи?
5. А ты знаешь, как образуются снежинки?
6. Нарисуйте снежинку.
Диаграмма результатов анкетирования
1. Наблюдал (а) ли ты когда-нибудь за снежинками?
2. Удалось ли тебе рассмотреть снежинку, прежде чем она растаяла?
3. Когда, снежинки крупнее, в мороз или в более теплую погоду?