Меж прошлым и будущим нить
Я тку неустанной, проворной рукою:
Хочу для грядущих столетий
Покорно и честно служить
Борьбой и трудом...
К. Бальмонт
Далекий, да, теперь уже далекий сентябрь 2010 года. Я – учитель первого класса! Как чудесно 1 сентября вести за руку в первый класс малышей, которые доверчиво смотрят на тебя пытливыми, широко раскрытыми глазами! Как немного они знают в свой первый учебный день, и насколько увеличивается их багаж знаний к концу 4 класса! Первые прочитанные буквы, слоги, слова, предложения и, наконец, тексты! Ребенок не совсем правильно держит ручку в руках, и вот первая отлично написанная палочка, буква, слово, диктант! Первые правильно сосчитанные палочки, пример, задача! Учитель открывает ребенку огромный и необъятный окружающий мир. Сколько нового узнает ребенок о природе — растениях и животных, людях, предметах и понятиях!
И вот мы вошли в класс, на меня глядят двенадцать пар голубых, карих, черных глазенок: кто-то с интересом, кто-то с хитринкой, кто-то с удивлением.
Я смотрю на них, таких маленьких детишек, а в душе страх: смогу ли я их научить, воспитать достойных учеников?
С тех пор прошло 5 лет, дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днем, лето сменяет осень, зиму — весна. Всякий раз, встречая новый день, думаю: что интересного он принесет мне? Подарит ли счастливые мгновения общения с моими учениками? О чем они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы?
Иду в школу, смотрю на деревья, на бегущих на работу людей, на горы вдалеке. Какое сказочное утро! Пожалуй, сегодняшний урок чтения начну с описания утра. Каким увидят его мои дети? Что необычного заметят сегодня?
Всегда с легким волнением открываю дверь школы, захожу в свой класс: сейчас встречусь с моими учениками.
Как обычно, дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь в детские лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы, а самой хочется сказать вслух: «Милые мои ребята! Вы самые хорошие люди на свете. Ваша доброжелательность, приветливость ни с чем не сравнима». Дети необычайно деятельны, верят в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я указать к нему дорогу? Смогу ли оградить их от всего дурного, что есть еще в нашей жизни? Огонек доверия, светящийся в их глазах, так легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей.
Мои мысли прерывает звонок. Урок я начинаю с улыбки. Улыбка — это мое приветствие, мое первое обращение к детям, пришедшим ко мне за знаниями. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Она сближает нас, вселяет уверенность. Теперь можно начать занятие.
Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль — помогать ученикам находить чудеса на каждом уроке. И мы их находим — в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, конкурсных заданиях на математике, в богатстве природы на уроках природоведения. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы, и я радуюсь тому, что мои питомцы не боятся их задавать.
Учителям, да и родителям, нужно быть очень внимательными, чуткими и осторожными в речах и поступках, помня о том, что каждое слово, любое дело оказывают влияние на формирование личности ребёнка, оставляют след в его душе, а потом обязательно вернутся к нам, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват?
Дети похожи на мягкий воск, на чистые листы бумаги:
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь грубовато.
Ты сама же виновата,
А никто не виноват.
Детей нужно просто любить. Просто, да не очень... Учительской любви необходимо учиться. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть. Я люблю своих учеников и каждого ребенка в отдельности. Л. Толстой писал: «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам. Пусть через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта.
Закончился еще один рабочий день. Я долго сижу в классе. Как тихо! Можно немного расслабиться, отдохнуть, подумать. Конечно, никуда не уйти от забот и вопросов. Какими завтра войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадет ли желание удивляться? Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство — тропинка в любознательность, любознательность — дорога к знаниям». Никогда не забываю об этом. И «пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно...» Какие прекрасные слова Януша Корчака!
Домой возвращаюсь не торопясь. Весь день учила, вдохновляла, утешала, возвышала каждого ученика, вселяла любовь к Отечеству, веру в людей. А теперь, кажется, ушли все силы: и физические, и духовные, и нравственные. В памяти всплывают слова В.А. Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Сколько таких кусочков души уже отдано за эти 5 лет? И сколько еще предстоит отдать? Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой.
Найти свое признание, утвердиться в нем — источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.