Учитель: Смирнова Н.М.
Этап урока | Деятельность учителя | Учебное содержание | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент) | - Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке. | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов. |
2.Актуализация знаний. | - Ребята, отгадайте загадку (слайд 2): Корень извлечь из «начинки» несложно Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. Какие бывают сочинения? На какие темы мы писали сочинения? | На доске появляется запись - сочинение | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя При необходимости пользуются записями в тетради по развитию речи | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
3.Постановка цели и задач урока. | - Я приглашаю вас на видео-экскурсию в зимний волшебный лес. (слайд 4) Попробуйте определить тему нашего сочинения. - Что вы можете рассказать о Снегурочке? - Назовите сказки про Снегурочку, которые вы читали? - Какие открытия вы для себя сделали? - Какова тема нашего сочинения? Слайд 5 | Видеосюжет Звучит фрагмент оперы ария Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» Записывается тема урока. | По увиденному сюжету учащиеся пытаются определить тему сочинения Выявляют ошибки, допущенные Незнайкой в сочинении. Отвечают на вопросы, сравнивают образы Снегурочек, представленных в сказках, высказывают своё мнение. Делают выводы. | Личностные: применяют навыки культурного поведения при общении; формируют уважительное отношение к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. | - Чем отличается сочинение по картине от других видов сочинения? - Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине? -Текст нашего сочинения – описание. - Что такое текст-описание? -Давайте вспомним его схему. Слайд 6 | Испытывают затруднение Схема текста-описания | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают схему текста-описания, перечисляют, что необходимо для написания сочинения | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
а)Краткая информация о художнике В.М. Васнецове | У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике Слайды 7-8 | презентация | Слушают учителя, задают вопросы | Личностные: имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников Познавательные: выделяют существенную информацию о жизни и творчестве художника |
б)Знакомство с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | Слайд 9-10- Рассмотрим картину. -Какие чувства вызвала у вас картина? - Кто на ней изображен? Что вспомнилось, когда вы рассматривали картину? - Какие чувства испытывает Снегурочка? Подберите слова, названия чувств, которые помогут вам передать настроение Снегурочки. -Опишите ее лицо. - Как одета? -Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках. -Почему снег на картине голубого цвета? | Видиосюжет Снегурочка» В.М. Васнецова « | | Личностные: проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин. Коммуникативные: строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Познавательная: – осознают познавательную задачу и решают ее. Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи. Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. |
в) Словарная работа | Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) -Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная) Снег (голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе) (слайд 11) Что обозначает слово ПАРЧА? Слайд 12 | (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) Зимняя ночь (Яркая, лунная, волшебная) Снег голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе) | Отвечают на вопросы учителя, намечают план сочинения. Работают в группах | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, оценивают эстетическую сторону высказывания Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение. |
Физминутка | Музыкальная физкультминутка Слайд 13 | Зарядка для снятия напряжения глаз | | Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня |
г) Обсуждение структуры описательного текста, выделение ключевых слов, Составление плана сочинения, сбор материала к каждой части | Вспомните схему построения текста. - О чём расскажем во вступлении? - В основной части? В заключении? Слайд 14 - Сейчас вы наметите, какие ключевые слова помогут вам написать сочинение. Попробуйте устно воспроизвести содержание картины. | 1. Вступление. (1-3 предложения) 2. Текст (основная часть – максимальное количество предложений) Заключение (1-3 предложения) | Коллективное составление плана сочинения | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения. |
5.Самостоятельная работа | - Сейчас мы приступим к написанию сочинения по картине. Вы можете пользоваться при необходимости опорной карточкой того. уровня. Который выберите сами - А теперь запишите текст самостоятельно в своих черновиках. Черновик – наш друг. Здесь мы исправляем ошибки, переставляем предложения в нужной последовательности, меняем слова, если есть повторы,… Желаю вам успехов в вашей творческой работе! | Опорные карточки двух уровней сложности | Работают самостоятельно, пользуются опорной карточкой | Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями |
6. Рефлексия (итог) | Слайд 15– Какое открытие сделали на уроке? - Понравился ли данный вид работы? – О чем хотели бы узнать подробнее? - Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения? Слайд16 -Выберите свой вариант ответа: 1. Я смогу самостоятельно написать сочинение – описание по картине. 2. Я напишу сочинение – описание по картине, но мне необходимо еще раз просмотреть весь материал по учебнику. 3. Я не смогу самостоятельно написать сочинение - описание по картине. 4. Я не знаю, как писать сочинение - описание по картине. Выберите свой вариант ответа: - Послушаем ваши сочинения. - Какие отрывки из сочинения одноклассников вам понравились? - Какие ошибки допустили? - | Обсуждение допущенных ошибок, их коррекция | Зачитывают сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их мнению. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. |
Домашнее задание | Дома вы перепишете своё сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | | Записывают домашнее задание | Регулятивные: – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Что перед нами? | 1.картина известного художника В. М. Васнецова 2.репродукция картины знаменитого русского художника В. М. Васнецова «Снегурочка» 3.известная картина русского художника В. М. Васнецова «Снегурочка» |
Кто изображен на картине? | 1.красивая девушка 2.одинокая фигура Снегурочки 3.Снегурочка, которая вышла из леса к людям |
Как художник изобразил её? | 1)одиноко стоящей посреди ночного леса 2)так, что понимаешь, что она только что вышла из леса 3) очень растерянной и испуганной |
Во что одета Снегурочка? | 1.в белую парчовую шубку 2.в белоснежную красивую шубу 3.в длинное белое дорогое пальто |
Что ещё есть у девушки? | 1) на руках одеты рукавички, а на голове красивая шапочка 2) красивые белоснежные варежки и нарядная шапка 3) тёплые варежки и красивая дорогая шапочка |
Что видно вокруг девочки? | 1.тёмный неприветливый лес, одинокие ёлки. Вокруг Снегурочки следы зверей. 2.деревья и кустарники. А перед Снегурочкой чьи-то следы 3.зимний лес, одинокие ёлочки. Недалеко видны неизвестные следы |
Когда происходит событие на картине? | 1)глубокой ночью. На небе горят яркие звёзды. 2) тёмной ночью. На небе светят звёзды, и тихо падает снег. 3)тёмной зимней ночью. На чёрном небе блещут звёзды, и порхают лёгкие снежинки. |
Какие краски использует художник? | 1)холодных тонов: белые, синие, голубые 2) белого, синего, тёмного цвета 3)холодные оттенки и цвета: белый, голубой, синий |
Что видно вдали? | видны дома, кое-где в окнах горит свет видна деревня, в некоторых домах светятся окошки недружелюбные дома, пугающие своим видом |
Какое впечатление от картины? | 1)тревоги за судьбу Снегурочки. Но хочется верить, что у девушки всё сложится хорошо 2) ожидания чего-то неизвестного. Тревожно за Снегурочку. 3)надежды на счастливый конец. Думаю, что люди не будут обижать эту красивую девушку. |