Сочинение-рассуждение «Береги и охраняй родную природу»
Природа всё учла и взвесила - Не нарушайте равновесия! (В.Шефнер)
Как прекрасен этот мир
Природы затаенное дыханье… Неуловимой осени приход… И красок ослепительных сиянье На мир в тиши минутной снизойдет.(Людмила Осокина )
И весел звучный лес, и ветер меж берёз Уж веет ласково, а белые берёзы Роняют тихий дождь своих алмазных слёз И улыбаются сквозь слёзы. (И.Бунин)
Повторим теорию
- Чем сочинение отличается от изложения?
- В сочинении мы всё сочиняем от себя, а в изложении пересказываем предложенный текст
- Что такое текст?
- Это группа предложений, объединённых по смыслу и грамматически. У текста есть тема, идея, он членим, то есть разделён на абзацы
- Какие типы текста вы знаете?
- Повествование, описание, рассуждение
- Сегодня мы будем писать рассуждение. Чем рассуждение отличается от других типов текста?
Тезис – то, что нужно доказать
Д3
Д2
Д1
И1
И2
И3
В
- Какую роль играет природа в жизни человека?
- Что нам даёт природа для жизни?
- Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу?
- В каком состоянии находится окружающая среда в наши дни?
- Что загрязняет атмосферу?
- Что загрязняет водоёмы, воду?
- В каком состоянии находятся флора и фауна?
- Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
- Какие примеры вандализма, негативного отношения к природе вы знаете?
- Почему, как вы думаете, человек нарушает природный баланс?
- Что может делать государство для охраны окружающей среды?
- Что может делать каждый человек для охраны природы?
Тезис: Необходимо беречь и охранять родную природу
Д2:Природа кормит и одевает нас
Д1: Природа даёт нам солнце, воздух и воду
Д3: От природы мы получаем вдохновение и умиротворение
И2: Развитие мысли: из природы мы берём пищу, необходимую нам
И1: Развитие мысли: мы дышим чистым воздухом, мы хотим пить чистую воду
И3: Композиторы, поэты, писатели
Вывод: Береги и охраняй родную природу
Составим схему сочинения
Вступление
- О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису?
- О природе и человеке, об экологической обстановке
- Каков будет наш тезис?
- Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу
1.
Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. В начале сочинения могут употребляться обращения:
Вступление
Дорогие ребята! Человек! Люди! Дорогие школьники!
Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как..?
А) прекрасная природа
Посмотри, как...
Б) природа и человек
В) состояние природы сегодня
Человек - это часть природы.
Человек и природа – это единое целое…
В последнее время много говорят об охране природы.
Что оставим в наследство будущим потомкам? ...и др.
Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу
Работа над содержанием сочинения
а) Вступление (тезис)
Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. В начале сочинения могут употребляться обращения:
б) Основная часть
Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как..?
Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели! Жители Москвы! Москвичи! Дорогие школьники!
Посмотри, как...
Положительные изменения, которые произошли за последние годы
Человек - это часть природы.
Человек и природа – это единое целое…
Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы
В последнее время много говорят об охране природы.
Что оставим в наследство будущим потомкам?...и др.
в) Заключение
Важно логично переходить от части к части
1-2
Переход от тезиса к доказательствам
В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…и т.п. [2]
2.
Основная часть
Аргументы, факты, доказательства.
Д1. Природа даёт нам солнце, воздух и воду, без которых нам не обойтись
А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?
- Что даёт нам природа для здоровья?
- Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом?
Мы дышим чистым воздухом, мы хотим пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них…
Д2. Природа кормит и одевает нас
- Что мы берём от природы?
- Что мы едим? Что мы пьём?
- Почему природная пища более качественная и полезная?
- Какой природный материал мы используем для одежды?
Д3: От природы мы получаем вдохновение и умиротворение
Кроме того, природы кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать…
- Какое состояние приходит к нам на лоне природы?
- Какими картинами мы любуемся?
А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на косогор, и ты почувствуешь…
2-3
3
-Но… -Однако наблюдается и другая картина...
Переход
Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы
Что волнует, вызывает протест?
Вопрос
– Но так ли всё хорошо?
Мусор; вытоптанная трава;
-Но всё ли, действительно, хорошо?
старые деревья;
-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.
сломанные кустарники;
выкорчеванные деревья;
большие асфальтированные площадки;
сломанные скамейки;
мойка машин у водоёма;
загазованность;
нахождение скверов недалеко от трассы и т.д.
3-4
Переход от доказательств к выводу
Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод… и т.д. [2]
4.
Заключение
Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы)
Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу!
Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.