СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержательная часть обучающего теста по предмету окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержательная часть обучающего теста по предмету окружающий мир»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»











СООБЩЕНИЕ

МДК 05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников

«Содержательная часть обучающего теста по окружающему миру»











Выполнила студентка

3 курса группы «Б»

__________Белозуб Е.С.

Проверил:

преподаватель

___________Коржова А.П.









Астрахань, 2025





Введение

Жизнь человека - это непрерывный процесс обучения, познания окружающего мира. Начальная школа - важнейшая ступень в развитии ребенка, которая наставляет юного ученика на путь знании, раскрывает ему двери в науку.

Известно, что результат обучения напрямую зависит от деятельности педагога, от методов его работы. В процессе обучения педагог использует различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. От верного способа контроля знаний зависит успех процесса обучения. Часть педагогического мастерства: знать, чувствовать, понимают ли учащиеся материал.

Изучая данную проблему, я для себя определила, что тестирование - это метод. который позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности. Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся, что и реализуется на уроках. Они всегда находятся в зоне пристального внимания учителя, свидетельствуют о результатах обучения. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология.

Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая и образование.

























Содержание теста в первую очередь определяется целями тестирования. Это, пожалуй, самый главный принцип, который положен в основу разработки теста. Например, для проведения периодического мониторинга образовательного процесса в школе больше подходят тесты с детальным дифференцированием содержания учебной дисциплины в достаточно большой системе заданий. Такие тесты требуют содержательно-ориентированной интерпретацией результатов, где главной задачей становится выяснение - что из изученного содержания учебных программ усвоено каждым учащимся, а что потребует дополнительного изучения. Для проведения рейтинга учащихся требуются тесты с менее дифференцированным содержанием учебной дисциплины, и соответственно, с меньшим числом заданий. Для этой цели больше подходят традиционные тесты, о которых уже писалось

Если нужно отобрать небольшое число школьников для участия в олимпиаде, то содержание заданий такого теста должно быть трудным. Если требуется отсеять, наоборот, самых слабых учащихся, то это лучше сделать с помощью сравнительно легких заданий; те ученики, которые не выполняют такие задания, и есть самые неподготовленные. Иногда возникает вопрос - а как быть в случае, когда учащиеся правильно отвечают на трудные задания, и неправильно - на легкие? Возникновение подобных казусов, противоречит естественной педагогической логике. Обычно это следствие либо ошибочно сделанного теста, либо своеобразной системы обучения, порождающей множество пробелов в знаниях. Для обнаружения и анализа подобных ситуаций используются специальные статистические методы.

Чем полнее отображение учебной дисциплины в тесте, тем увереннее можно говорить о так называемой содержательной валидности тестовых результатов. Ориентировочный (далеко не полный в рассматриваемом случае) смысл английского слова "valid" означает "пригодность для поставленной цели". Тест не может быть пригодным для измерения знаний по любой учебной дисциплине, в любое время, у испытуемых с любым уровнем подготовленности. Таких тестов не бывает. Тест создается для определения уровня подготовленности учащихся и его результаты интерпретируются в зависимости от степени достижения поставленной цели. Именно поэтому результаты тестирования могут быть признаны валидными в различной степени, а то и вовсе невалидными.

Что такое тест?

В переводе с английского - испытание, проба, исследование. Впервые тест как метод измерения и сам термин «test» (задание) были введены в 90 - е годы XIX в. английским психологом Д.Кэттелом.

Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых задании, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функини: днагностическую, обучающую и воспитательную:

Днагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умении, навыков учашегося. Это основная функция тестировання.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного матернала.

Воспитательная функция проявляется в пернодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся. помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Тестирование можно использовать на различных этапах урока.

Вводное тестирование - получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся.

Текущее тестирование - ликвидация пробелов и коррекции умений и знаний.

Итоговое тестирование - систематизирует, обобщает учебный матернал, проверяет сформулированные знания и умения.

Достоинства:

  • Быстрота проверки

  • Возможность проверки теоретического матернала

  • Проверка большого объёма матернала малыми порцнями

  • Объективность оценки результатов

  • Даёт возможность определить «проблемную зону» и даже «болевую точку»

  • Развивает мыслит, операции

  • Формирует навыки самоконтроля

  • Могут служить обьектом познания

  • Подготовка к ЕГ Э

Недостатки:

  • Возможность угадывания

  • Часто невозможно проследить логику ученика

  • Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учашиХся

  • Сложность проверки глубины зун.

  • Требования к тестовым заданням.

Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения. Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, и оно должно быть легко воспринимаемым каждым испытуемым.

Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (ответ, находящийся в базе данных).

Задания в тесте должны быть упорядочены по возрастанию уровня сложности, например, А - легкие, В – средние, С - сложные. Порядок предъявления заданий: все задания группы А – все задания группы В – все задания группы С.

Кроме указанных выше основных требований к тестовым заданиям, имеются также и правила разработки тестовых заданий и тестов (нарушение некоторых из которых часто наблюдается в тестировании, но, тем не менее, – нежелательно).

Задание теста должно проверять конкретное знание, умение или конкретные навыки испытуемых.

Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.

Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5–20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения, без переноса фрагмента тестового задания на новую страницу.

Ответы должны содержать не более 2–3 ключевых слов по условию вопроса.

Желательно строить ответы одинаковой формы, а если возможно, то и длины.

Количественные ответы необходимо упорядочивать, причем первым не должен быть указан правильный ответ.

Необходимо исключить возможность выбора ответа интуитивно, догадкой.

Ответы должны быть независимы и одинаково привлекательны для выбора.

В тестовых заданиях нельзя использовать сокращения, если задание не рассчитано на их знание.

В каждом задании закрытой формы количество вариантов ответов должно быть от 4 до 6, а в заданиях на установление соответствия – примерно в 2 раза больше.

Условие задания не должно никогда (ни для одного варианта ответа) принимать неопределенное значение.

Все вариантов ответов должны быть подобраны умело.

Повторяющиеся слова и словосочетания в ответах должны быть исключены и перенесены в основную часть условия.

Из ответа к одному тестовому заданию нельзя получать каким-либо образом ответ к другому заданию.

Не должен возникнуть вопрос по уточнению условия, вариантов ответов (или, точнее, подготовленному испытуемому нет необходимости задать вопрос по условию задания преподавателю, а преподаватель может не отвечать на такие вопросы).

Валидность - адекватность целям проверки, те. пригодности теста для измерения того, что он по замыслу составителя должен намерять.

Определённость - при чтении обучающийся должен хорошо понимать, какие задания и в каком объёме он должен выполнить.

Простота - формулировка заданни и ответов на них должны быть чёткими и краткими. - оказателями простоты является скорость выполнення заданий.

Однозначность - задания имеют единственно правильный ответ. Термины, изображения заданий и ответов необходимо представлять однозначно понятными.

Равнотрудность - при составлении тестов с разными видами заданий необходимо учитывать, чтобы основная часть была ориентирована на проверку достижения обучающихся планируемых результатов обучения, а задания творческого характера должны проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.

Тестовые задания могут быть следующих типов:

Задания закрытого типа с выбором ответа

В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех - четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны даваться очевидно неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся.

Выделяются несколько видов заданий данного типа:

1. Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

Например:

*Перед тобой оглавление детской энциклопедии. В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрел радио?

А) Земля и Вселенная, В) история открытий, Б) страны и народы, Г) живая природа.

2. Задания утвердительной формы с выбором ответа

Например:

*основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других Животных:

А) крылья; Б) чешуя; В) три пары ног; Г) нос.

3. Задания на определение понятия.

Например:

* Глагол - это часть речи, которая обозначает...

А) признак; Б) действие; В) предмет; Г) явление природы.

4. Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.

В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируются на более сложный уровень умственной деятельности. например:

* Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии?

А) Какие растения есть в пустыне?

Б) Кто автор первого Букваря?

В) Какие события произойдут в 2081 году?

5. Задания на определение главного признака.

Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину того или иного явления.

Например:

*отметь признак, являющийся главным для плода растения:

А) круглый; 5) полезный; В) имеет семена; Г) съедобный.

Задания для установления соответствия

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливают стрелками.



Основные принципы формирования содержательной части обучающего теста:

Содержательная часть обучающего теста по математике должна основываться на следующих ключевых принципах:

  • Соответствие учебной программе: Тест должен охватывать темы и разделы, предусмотренные учебной программой по математике для конкретного класса или курса.

  • Постепенное усложнение: Задания должны располагаться в порядке возрастающей сложности, начиная с простых вопросов на понимание базовых понятий и заканчивая более сложными задачами, требующими применения нескольких концепций.

  • Разнообразие типов заданий: Использование различных типов заданий (выбор ответа, краткий ответ, установление соответствия, развернутый ответ, решение задач) позволяет оценить знания и навыки с разных сторон и стимулирует различные виды мыслительной деятельности.

  • Акцент на понимание, а не на запоминание: Задания должны быть направлены на проверку понимания математических концепций, умения применять их на практике и решать задачи, а не на простое воспроизведение заученных формул и правил.

  • Наличие заданий, требующих анализа и синтеза: Включение заданий, требующих анализа данных, выявления закономерностей, построения логических цепочек и синтеза информации, способствует развитию критического мышления и математической культуры.

  • Реалистичность и практическая направленность: Задания, связанные с реальными жизненными ситуациями, повышают интерес к предмету и демонстрируют практическую значимость математических знаний.

  • Наличие заданий, направленных на самоконтроль: Включение заданий, позволяющих учащимся самостоятельно проверить правильность своих решений и выявить ошибки, способствует развитию навыков самооценки и самокоррекции.

  • Четкость и однозначность формулировок: Формулировки заданий должны быть четкими, понятными и однозначными, чтобы избежать неправильного толкования и обеспечить объективность оценки.

  • Наличие ключей и подробных решений: Предоставление ключей с правильными ответами и подробных решений позволяет учащимся самостоятельно анализировать свои ошибки и учиться на них.

  • Структура содержательной части обучающего теста:

    Содержательная часть обучающего теста по математике может быть структурирована следующим образом:

  • Вводная часть: Содержит краткое описание цели теста, инструкции по его выполнению и критерии оценки.

  • Основная часть: Состоит из заданий, сгруппированных по темам или разделам учебной программы. Внутри каждой группы задания располагаются в порядке возрастающей сложности.

  • Заключительная часть: Содержит задания, требующие применения знаний из нескольких разделов программы, а также задания, направленные на развитие математического мышления и творческих способностей.

  • Приложение: Содержит ключи с правильными ответами и подробные решения заданий.


Роль обратной связи в обучающем тестировании:

Обратная связь является неотъемлемой частью обучающего тестирования. После выполнения теста учащиеся должны получить подробную информацию о своих результатах, включая:

  • Общую оценку: Количество набранных баллов и процент правильных ответов.

  • Индивидуальный анализ: Информация о том, какие задания были выполнены правильно, а какие – нет, с указанием тем и разделов, в которых были допущены ошибки.

  • Подробные решения: Подробные решения всех заданий, позволяющие учащимся понять, как правильно решать задачи и избежать ошибок в будущем.

  • Рекомендации по дальнейшему обучению: Рекомендации по изучению тех тем и разделов, в которых были выявлены пробелы в знаниях, а также ссылки на дополнительные ресурсы (учебники, онлайн-курсы, видеоуроки).



Дополнительные аспекты, которые следует учитывать при разработке обучающих тестов:

  • Адаптивность: В идеале, обучающий тест должен быть адаптивным, то есть подстраиваться под уровень знаний и навыков каждого учащегося. Это может быть реализовано путем изменения сложности заданий в зависимости от того, как учащийся справляется с предыдущими заданиями.

  • Интерактивность: Использование интерактивных элементов (например, анимации, графиков, симуляций) может сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.

  • Игрофикация: Включение элементов игры (например, начисление баллов, получение наград, соревнование с другими учащимися) может повысить мотивацию и интерес к обучению.

  • Использование технологий: Современные технологии (например, онлайн-платформы, мобильные приложения) позволяют создавать более удобные и доступные обучающие тесты.

  • Учет индивидуальных особенностей учащихся: При разработке тестов необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, такие как их уровень подготовки, стиль обучения и темп усвоения материала.

  • Регулярное обновление и совершенствование: Содержательная часть обучающего теста должна регулярно обновляться и совершенствоваться с учетом изменений в учебной программе, новых научных достижений и опыта использования теста на практике.

Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования.

В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Я чаще всего использую тестовые задания для текущей проверки и включаю в них небольшое количество вопросов

(5-7). Выполнение таких заданий занимает не более 7 минут. Снижает затраченное время и бланковая форма заданий. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа). В 1-2 классах вопросы я читаю сама, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время.

Таким образом, неоспоримые преимущества для учителя тестовых задании следующие:

выявление знаний и умений каждого ученика: своевременное обнаружение пробелов в знаниях; быстрота проведения; простота проверки.


Заключение:

Содержательная часть обучающего теста по окружающему миру должна быть тщательно продумана и соответствовать определенным принципам, чтобы эффективно выполнять свою образовательную функцию. Тест должен охватывать все основные темы и разделы учебной программы, содержать задания различного типа и уровня сложности, быть направленным на проверку понимания, а не на запоминание, и предоставлять учащимся подробную обратную связь. Только в этом случае обучающий тест станет эффективным инструментом для закрепления знаний, выявления пробелов и стимулирования активного обучения.





















































Источники литературы:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2013/10/20/testovye-zadaniya-po

  2. elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9354/2/04Panteleeva2.pdf

  3. https://infourok.ru/doklad-po-teme-testovie-zadaniya-kak-forma-proverki-znaniy-na-urokah-okruzhayuschego-mira-3712119.html

  4. https://multiurok.ru/files/soderzhatelnaia-chast-obuchaiushchego-testa-po-53.html

  5. https://multiurok.ru/index.php/files/bank-testovykh-zadanii-po-okruzhaiushchemu-miru.html