Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание начальных классов»
Сообщение
МДК 05.02 Применение интерактивных средств в проектной деятельности»
на тему: «Содержательная часть обучающего теста по предмету (по выбору)»
Выполнила:
студентка группы 3 «Б»
________ КалининВ.Р.
Проверила:
Преподаватель
_________Коржова.А.П.
Астрахань, 2025
Очень важным компонентом современной технологии обучения является ТЕСТ.
Тест – это система заданий специфической формы возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и измерить уровень знаний по определенной учебной дисциплине. Дстоинство:
Главное достоинство тестовой проверки в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.
Недостатки:
Чрезмерное увлечение тестированием, без должного критического осмысления, различных его аспектов, может привести к недостаточно объективной оценке его учебной ценности, и тем самым, вместо пользы, принести вред делу практического преподавания. Если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет. К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
Диагностическую;
Обучающую;
Организующую;
Развивающую;
Воспитывающую;
Контролирующую.
При использовании в течение ряда лет программированного контроля для оценки знаний учащихся, были выработаны рекомендации, которые, в совокупности, могут служить методикой, используемой при составлении тестов. Рекомендаций очень много, поэтому, умение составлять тестовые задания приходит с опытом и является своего рода искусством.
Тест состоит из системы тестовых заданий определенного содержания, специфической формы, позволяющих качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся, контролировать результат усвоения ими в процессе обучения знаний и умений,
стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовое задание — основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для учащихся, текста задания, имеет однозначный правильный ответ и характеризуется набором показателей.
Тестовые задания должны быть составлены с учетом соответствующих правил (в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок; основная часть задания формулирует предельно кратко; все ответы к одному заданию должны быть одинаково правдоподобны; все варианты ответа к одному заданию должны быть приблизительно одинаковой длины; частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке; среди ответов к заданию не должно быть частично правильных; основная часть задания освобождается от всякого второстепенного для проблемы материала; задание формулируется только в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа испытуемого; ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов и др.);
Точной классификации тестов нет, но встречаются следующие типы тестовых заданий: задания закрытого типа, с множеством выборов, оптимальное количество выборов – 4; тестовые задания открытого типа, со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак и т.д. Виды тестовых заданий представлены в таблице: задания открытой формы — задания, когда ответ конструируется, набирается или формулируется самим испытуемым, то есть в постановке задания нет возможных вариантов ответа (задания свободного изложения или свободного конструирования, дополнения или задачи с ограничением на ответы).
Трудность в применении заданий открытого типа заключается в формализации ответов: их неоднозначность затрудняет стандартизацию, что является серьезной проблемой в случае проведения компьютерного тестирования, поскольку при создании эталона к такому заданию необходимо предусмотреть все возможные варианты ответа, учитывая наличие и отсутствие знаков препинания, пробелов, характеристики шрифта и т.д.
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор знаний нельзя назвать тестом.
Для пояснения понятия надежности контрольного задания обратимся к таблице умножения, убрав в ней правые части всех равенств и рассматривая оставшиеся выражения, как перечень контрольных заданий. Если группе испытуемых выдать некоторое число этих заданий и оценить их знания дважды: по ответам на задания из четных строк, то очевидно, у каждого из испытуемых получается приблизительно одни и те же оценки.
Так же очевидно, что одинаковые оценки у каждого из испытуемых получатся и в том случае, если контроль знания таблицы умножения будет проведен по некоторой совокупности заданий дважды, но в разные моменты времени. Приблизительное совпадение рядов оценок в обоих случаях как раз и говорит о надежности комплекта рассматриваемых контрольных заданий, то есть теста на проверку знания таблицы умножения.
После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность.
Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.
Задание должно иметь единственно правильный ответ- эталон
При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость оценок.
Вывод: применение заданий в тестовой форме, в сочетании с образовательными технологиями позволит обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения, кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции таких заданий