СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование в нашей стране перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт 2-го поколения. В его основу легла новая идеология.

Просмотр содержимого документа
«Содержание работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы»

Фоменко Валентина Ивановна

учитель – логопед

1квалификационной категории

МКОУ Краснозерской СОШ №1

Содержание работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Образование в нашей стране перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт 2-го поколения. В его основу легла новая идеология. Сегодня одной из задач школы как социального института является формирование учебной деятельности через разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Система образования должна позволять переступившему порог школы ребенку в полной мере реализовать свое конституционное право – право на образование в соответствии со своими психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Под ними понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

Развивающая функция обучения стала приоритетной, она должна обеспечить становление личности школьника, умение применять знания, раскрытие его индивидуальных возможностей. Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи.

Именно поэтому современные учителя, в их числе и учителя-логопеды, начали использовать инновационные технологии. Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики, потому что данные нарушения являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, в последние годы школьному логопеду приходится сталкиваться и с проблемами, которые выходят за рамки его профессиональной компетенции. Как показывает опыт логопедической работы, трудности усвоения материала общеобразовательной школы чаще всего обуславливаются не только и не столько речевым недоразвитием, сколько несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психо-физического развития детей и т.д. Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы школы. Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространенно формой коррекционной работы являются групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время. Предварительно проведенная диагностика обучающихся позволяет объединять младших школьников в определенные группы с учетом видов речевых нарушений и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а затем планировать коррекционную работу. Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы деятельность педагога была социально ориентированной. Руководящая роль отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие-то проблемы, в том числе и речевые. Важны умелое и творческое применение методов и приемов взаимодействия с ребёнком, гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь к детям. Так как нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Анализируя содержание коррекционной работы в нашей школе можно с уверенностью сказать, что она строится на основе технологии традиционного обучения. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения. Логопедические занятия проводятся по единому годовому плану, составленному по результатам речевой диагностики. Варианты занятий могут быть индивидуальными и групповыми (дети с одинаковыми патологиями и, примерно, одного возраста). Каждая логопедическая группа обучающихся занимается по-своему, специально разработанному маршруту (на учебный год), изменяясь только по необходимости (результаты промежуточной диагностики). Коррекционная работа так же строится на 5 принципах технологии развивающего обучения, разработанного Л.В. Занковым. А именно:

  • Принцип обучения на высоком уровне трудности.

  • Ведущая роль теоретических знаний.

  • Обучение быстрым темпом.

  • Осознание школьниками процесса учения.

  • Осознание школьниками процесса учения.

Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку. Это составляет суть логопедической работы.