СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок пригодится для учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки»

Урок в 5-м классе по теме "Согласные звуки"

Цели:

  1. Дать понятие об особенностях образования согласных звуков.

  2. Показать особенности звуковой организации русской речи, продолжить знакомство со звуковыми повторами как средством выразительности русской речи.

  3. Развивать речевой слух и эстетическое чувство (восприятие красоты звучания русской устной речи).

I. Оргмомент.

- Здравствуйте! Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

II. Словарно-орфографическая работа. Картинный диктант – “молчанка”.

(Учитель показывает рисунки, учащиеся молча записывают изображенное в тетрадь, 1 уч-ся у доски.)

Фуражка, рубашка, солнце, лестница, сапог, варежка, указка, дуб.

- Посмотрите внимательно на записанные слова и скажите, какая орфограмма их объединяет? Как она называется?

- А все ли согласные проверяемые?... Подберите проверочные слова к записанным, выделите орфограмму.

- А сейчас к слову лестница запишите однокоренные слова, а ученик 2 найдет в “Словообразовательном словаре” это слово и посмотрит, какие там даны однокоренные слова.

III. Проверка домашнего задания.

1. Словарное слово лестница есть и в предложении, которое вы дома разобрали синтаксически. Сейчас мы проверим разбор этого предложения с помощью сигнальных карточек, а пока:

а) ученик 3 и ученик 4 выйдут к доске и вставят пропущенные буквы в слова из домашнего упражнения 247:

уд.вительный

нож.

красн.й

резинов.й

чудес.ых

фу.больный;

кожан.й


б) ученик 5 запишет слова с обозначенными квадратными скобками гласными звуками

(кр[а]сн[ы]м, б[ы], к [а]к).

Проверка синтаксического разбора предложения с помощью сигнальных карточек.

На чердак вела крутая лестница.

- Какую характеристику предложения вы написали?

2. Фронтальный опрос.

- Что ученик 5 выделил квадратными скобками?.. Из чего состоят гласные звуки? Так как же на письме указываются звуки, чтобы отличить их от букв?

IV. Изучение нового материала.

Любознайка:

- Так какую же новую тему мы будем изучать?

- А ты попытайся сама ответить на этот вопрос. На какие группы делятся все звуки?.. Какие мы уже изучили?.. Значит, сегодня изучаем,,,

Любознайка:

- Согласные!

Верно. Запишите в тетрадь новую тему урока: “Согласные звуки”.

Вам надо научиться отличать их от гласных и познакомиться с образованием согласных звуков.

Любознайка:

- Если в русском языке 6 согласных звуков, то сколько гласных?

- 36!

Любознайка:

- О! Это много! Больше, чем гласных! Мы знаем, что когда произносим гласный звук, то воздух проходит через рот свободно.

Например: а, о, у. А как образуются согласные звуки?

- Давайте вместе это выясним. Произнесите за мной: м, п, р, х, к, л. Что вы можете сказать? (Воздух во рту встречает препятствия, и от этого получается шум.) Значит, в каждом согласном есть шум.

- А теперь всмотритесь в “лесенку звучности” и вы найдете там все 36 согласных звуков.

Сонорные согласные: м, м, н, н, л, л, р, р, й.

Шумные звонкие согласные: б, б, в, в, г, г, д, д, з, з, ж.

Шумные глухие согласные: п, п, ф, ф, к, к, т, т, с, с, ш, ш, х,х,, ц, ч.

- Ни один из них не “перепутаете” с другими, потому что каждый согласный имеет признаки, которые отличают его от остальных 35 звуков.

Любознайка:

- Понимаю. Это – как в классе. Учеников много, но они не похожи друг на друга. И учитель легко узнает каждого. Интересно, сколько же у согласных звуков признаков, которыми они могут различаться?

- Прежде всего, как мы уже знаем, согласные бывают шумными, а шумные – звонкими и глухими (об этом подробнее будем говорить на следующем уроке). Еще выделяется отдельный признак: согласные, которые называются сонорными. Это такие согласные, где голос преобладает над шумом. Давайте произнесем их хором.

- Эти звуки, как и согласные, можно “тянуть”, а при желании даже петь.

Любознайка:

- Даже петь согласные звуки? Можно я попробую?

- Конечно!

Любознайка:

Вечерний звон-н-н,

Вечерний звон-н-н,

Как много дум-м-м,

Наводит он-н-н.

- Здорово! Получается! Так, значит, согласные звуки бывают сонорными и шумными, а шумные – звонкими и глухими, т.е. они отличаются тем, насколько в образовании согласных участвуют голос и шум. И все? Больше ничем не отличаются друг от друга.

- Нет, почему же. Есть еще отличия. Например, различаются по месту образования шума: бывают грубыми и язычными.

губные – м, м, б, б, ф, ф, п, п.

- Больше язычных. Но есть переднеязычные: д, т, н, з, с…, есть заднеязычные: г, к, х.

Любознайка:

- Как сложно, но интересно!

- Другие отличия мы узнаем на следующих уроках. А сейчас еще добавлю, что звук Р называют дрожащим.

Любознайка:

- А почему?

- Произнесите его и скажите, почему его так называют? (Язык дрожит)

Любознайка:

- Наверное, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают. Вместо “трава” говорят “тлава”, “ворона” - “волона”.

- Правильно. Садись, Любознайка, на место и послушай с другими ребятами отрывок из рассказа Драгунского “Заколдованная буква”.

(Читается отрывок из рассказа из книги Драгунского “Заколдованная буква”.)

- Дети заменили трудный для них [ш] зв. [с], [ф], [х], а не какими-то другими. Чем же эти звуки похожи на [ш]? (По способу образования: глух., присвистывают).

Работа с учебником.

- Прочитайте материал на стр.109.

- Что вы еще добавите к прочитанному?

V. Закрепление изученного материала.

1. Запись: балка – палка; Назовите разные согласные звуки в

  • сон – тон; данных парах слов.

  • мы – вы;

2. Работа с рисунками учебника (упр.251).

- Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы. Благодаря каким гласным и согласным мы различаем по смыслу 1 и 2 слова?... 3 и 4?

- Подберите свою пару слов. (Угол - уголь).

3. Характеристика звуков.

Загадки – шутки:

1) Что находится в начале книги? (к – согл., шум., заднеяз.).

2) Что у зайца позади, а у цапли впереди (ц – согл., шум., переднеяз.).

3) Что стоит посередине земли? (м – согл., сон., губн.).

4. Скороговорки.

- Скороговорки помогают овладеть произношением некоторых звуков, в медленном темпе, затем – в обычном, потом – в ускоренном темпе, стараясь не допускать ни одной ошибки.

(На партах лежат карточки со скороговорками).

Индивидуально: прочитать ребус – скороговорку:

ре

ве

дво

тра

Запишите по памяти эту скороговорку.

5. – А сейчас прочитаем стихи О. Селовинского.

Пара баранов

- Читая это стихотворение, мы как будто в самом

Била

деле слышим барабанную дробь. Этот поэт

Бурю.

достигает повторения звуков б и р.

Пара баранов

Била

Бой.

- Как называется такой прием? (Звукоподражанием).

- Запишите это стихотворение по памяти.

 6. Звуковые повторы.

- Дома нужно было выучить четверостишия, в которых можно установить какой характер носит звукоподражание, с помощь. повтора каких согласных это достигается, надо было изобразить эти согласные.

а)

Полночною порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шумят камыши.
К.Бальмонт

([ш] напоминает шуршание камыша).

б)

Две сороки стрекочут, сидя на дубе:
- Скоро ли, старая, бурю встречать?
- Не стара я, сестрица, не стара!
Желудь сорвался с дуба и сердито пробубнил:
- Буду бить вас обеих, белобоких!
Буду бить белобоких!
Донченко.

(Повторение [с], [т], [р], [к] напоминает стрекотание сорок, а повторение [б] – звук падения желудя на землю).

в)

Ветер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К.Бальмонт.

(Вой ветра – [а], удары волн о берег - [б], [р], шуршание волн [ч]).

г)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф.И.Тютчев.

(Р, б, гр. – раскаты грома).

д)

Сухие листья, сухие листья
Под тусклым взором кружат, шуршат.
Кружась, что шепчут, что говорят?
В. Брюсов.

([c], [х], [ш] – шелест листьев) .

7. Резерв времени: упр.257.

VI. Итог урока.

- На какие группы делятся звуки? Как образуются согласные звуки? Какие признаки они имеют?

VII. Домашнее задание: параграф 41, упр. 255









Фонетика. Звуки гласные и согласные. (5 класс)

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: Познакомить с разделом науки о языке, повторить гласные и согласные звуки.

Задачи урока:

  1. Образовательные

  • развить выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;

  • формировать умение применять на  практике  знания о звуковом строе языка;

  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные   умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения  работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.















Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Друзья мои! Я очень рада

 Войти в приветливый ваш класс.

 И для меня уже награда

 Вниманье ваших умных глаз.

 Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

 Скрестите шпаги ваших мнений -

 Мы вместе сочиним урок!

  Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок (Слайд 1)    

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

1)Проверка Д/З.

Комментирование составленного диалога. Взаимопроверка.

2) Комментированное письмо.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

3. Отгадайте загадку.

Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

Ч…рные, кр…вые,

 В од…ночку все н…мые.

Встанут в ряд –

 Сейчас заг…в…рят.

 (буквы)

- Буквы мы пишем, а что произносим?  (Звуки)

- О чём мы будем говорить на уроке?  Какова тема? (Звуки гласные и согласные)

Сформулируйте цель урока. (Повторить сведения о фонетике, о гласных и согласных звуках)

- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем в словаре это определение.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

 

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы

Чертят схемы

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа,  темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

Физ. минутка

1.Работа в группах.

-Прочитайте предложения. Какой звук слышится на месте пропуска? Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо.

1.У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.

2.У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.

3.Ло..ь всегда опередит

Истину немно..ко,

Но не бойтесь: победит

Правда-босоно..ка.


2. Наблюдения над темой урока. Работа со схемой (слайд). Расскажите о звуках речи.

3. Послушайте стихотворение. О чём оно? Как образуются гласные звуки? (Слайд)

Ель, топор и руки -

 В каждом слове слышим звуки.

 Эти звуки разные -

 Гласные, согласные.

 Гласные звуки - презвонкая штука

 Могут и петь и кричать,

 Могут в дремучем лесу поаукать,

 И в колыбельке сестрёнку баюкать,

 Но не желают свистеть и ворчать. (слайд)

А согласные согласны

 Шелестеть, шептать, скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

 Ссс: - змеиный слышен свист.

 Шшш: - шумит опавший лист.

 Жжж: - шмели в саду жужжат.

 рр: - моторы тарахтят.

 В общем тут любому ясно:

 Чтоб сказать ты слово мог,

 Дружат гласная с согласной,

 Составляют вместе слог. (Слайд)

Коллективная работа.

Записывают однокоренные слова

Отвечают по схеме

Выполняют физкультминутку

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Закрепление изученного материала

- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)

 - А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).

 “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).

 “З”, “с”? (Сомкнутые зубы).

Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

- На какие две группы делятся звуки? А звуки важны в речи?  Может один звук в слове что – то изменить?  

Работа в группах. Замените  один звук, что получится?

    Вот мы и доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь.

Игра  «Угадай песню». Работа в парах

Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.  (слайд)

В лс рдлсь лчк,

 В лс н рсл.         

В лесу родилась елочка,

 В лесу она росла.

Ио и ео оая

 Еёая ыа.         

Зимой и летом стройная

 Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).

 - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).

.Работа с опорными схемами

-Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.

Попробуйте произнести звук  д

Затем звук  т

В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте                                                                                                          

Вывод:        (слайд 6)

 Согласные звуки, состоящие из только из одного шума

 ( такие, как  т, к, с, ф, п, ш )  называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з  ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные.                                                                        (слайд 5)

2.Работа с учебником

 -Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике.

Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр.

Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится

Игра «Наперегонки» со словом ДОМ

заменить первый звук, чтобы получилось новое слово (СОМ, РОМ, КОМ, ЛОМ, ТОМ), заменить второй- ДЫМ,

заменить третий- ДОЛ, ДОН, ДОК, ДОГ

-Что у нас получилось?

«Хитрые вопросы»

- В каком слове сорок гласных? (сорока)

- В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)

Выполняют задание.

Записывают предложения, комментируют выбор орфограмм

Работают в парах, восстанавливают слова песни.

Отвечают на вопросы

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Звуки речи изучает ……

Звуки речи делятся на ….. и …..

Гласные звуки состоят……

Согласные звуки состоят из…..

Оцените свою работу, продолжив фразу:

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)

  • Я думаю, что мог бы работать ….

  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

П.28, у.185, 186

Запись учащимися задания в дневники.













РеЗкий ветер и мороЗ,

Даже дуБ в лесу замёрЗ .

Ж_л один садова_.

Он развёл огоро_.

Приготовил старательно гря_ки.

Я со всеми нынче гру..,
Очень сильно ноет зу.. .
Я не ем ни хле.., ни су..,
Потому что ноет зу.. .
Но об этом я молчу,
Ведь в больницу не хочу.
Вдруг поможет шокола..?
Я бы был бы очень ра.. .
Или сла..кая вода?
О как больно, вот беда!
Не могу терпеть совсем,
Лучше леденцов поем.
Ой-ой, больше не могу!
Всё. К врачу сейчас бегу.