Тема: Согласный звук [ч*],, буквы Ч, ч.
Цель: знакомство с согласным звуком [ч*], буквами Ч,ч.
Задачи:
- познакомить учащихся с буквами Ч, ч;
- развивать фонематический слух, логическое мышление;
- совершенствовать навыки правильного чтения.
Образовательные ресурсы: компьютер, предметные картинки, сигналы, кассы, лента букв, учебник.
Планируемые результаты (предметные) устанавливают, что звук [ ч* ] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча- чу; раскрывают значение многозначных слов.
Личностные результаты: проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.
УУД (метапредметные): регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук [ч*].
Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, удерживают логику повествования, работают в парах.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Сегодня, ребята, мы снова отправимся путешествовать по АЗБУКЕ с тётушкой Совой. А вот с какой буквой мы сегодня будем знакомиться вы узнаете, разгадав загадки.
2. Актуализация знаний.
а) Работа с лентой букв:
– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.
– Назовите буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука.
– Назовите буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука.
– Назовите буквы, которые обозначают два звука.
– Какие это буквы? Назовите их.
– Когда они обозначают два звука?
– Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки?
– Назовите буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки?
б) Чтение слогов с доски хором и индивидуально.
3. Постановка темы и цели урока.
А) Сегодня к нам на урок пришла черепашка.
Черепашка приготовил для вас загадки.
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Что это у Галочки? Ниточка на палочке.
Палочка в руке, ниточка в реке. (Удочка.)
– Сформулируйте тему урока.
– Отталкиваясь от темы – сформулируйте цель и задачи урока.
4. Работа над новым материалом.
а) Развитие речевого аппарата.
– Дыхательная гимнастика, упражнения “Колесо спустило” (плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [ с ] ; “Тишина” (сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: ш-ш-ш).
– Артикуляционная разминка , упражнения “Трубочка” (рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой), “Лошадка”, (цоканье языком: щелчок – пауза, щелчок – пауза, щелчок – пауза); “Моторчик” (губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя двигатель: бр-р-р.
б) с.5 учебника в красной рамке нарисован мяч . Проанализируйте это слово. Какие звуки в нём есть?
Звук [ч*] всегда мягкий
Произнесите этот звук ещё раз
Что можно сказать ещё о нём? (глухой звук)
Артикуляция звука ч (губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы не смыкаются).
– Дайте характеристику этого звука. Вывод: (согласный, глухой, всегда мягкий).
Какие игры с мячом вызнаете?
в)– Найди шесть предметов, в которых встречается звук [ ч* ].
– Придумайте слова с новым звуком. Где слышим, какой он?
г) Послушайте стихотворение и песню и назовите слова со звуком [ ч* ],
д) Физкультминутка
– Кто услышал слова со звуком Ч*?
е) Знакомство с буквой (найти букву в кассе, объяснить, почему их две, затем найти её на ленте букв).
– На что походит буква ч?
Первой букве в слове чтение – букве Ч моё почтение.
– Буква Ч сказала: “Есть!”
Отдала кому-то честь.
– Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
– Выложите букву Ч счётными палочками.
ё) Работа по учебнику с. 4–5.
– Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено?
Можно ли этот рисунок разделить на две части? Почему? (одна часть отражает старину, а другая современность)
Какими часами пользовались в старину, в глубокой древности? (солнечными, песочными механическими, водяными)
А теперь какие виды часов используют?
Прочитайте стихотворение- - загадку под иллюстрацией.
– А сейчас прочитаем текст и выясним, какие бывают часы.
– Какие бывают часы? Беседа о часах с показом,
Вывод: часы бывают разные, но все они должны показывать точное время, чтобы не опоздать детям на уроки, взрослым на работу. Время нужно беречь, тогда будем много успевать сделать полезного.
Задание для работы в группах.
Первая группа приготовит рассказ о солнечных часах.
Третья группа приготовит рассказ о песочных часах.
– А сейчас прочитайте текст самостоятельно и озаглавьте его.
– А сейчас найдите и прочитайте слова, в которых встречается новая буква.
– С какой буквой читали текст?
– Что запомнили о ней?
–вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и с У.
Прочитаем слоги на карточках.
Физкультминутка:
5. Закрепление знаний и способов действий.
а) – Прочитайте слова в столбиках.
– Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются?
– Как большой предмет превратить в маленький?
б) Работа над многозначностью слова.
– Прочитайте стихотворение “Лисички”.
– О каких лисичках идёт речь?
– Какое ещё имеет значение слово “лисички”?
– Прочитайте текст “Ручки”.
– Перечислите значения слова “ручки”
6. Рефлексивно-оценочный.
– По какой теме мы сегодня работали?
– Какие задачи мы сегодня поставили на уроке?
– Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы сегодня что– то исправить ? Что?
– Оцените свою работу.