СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Согревал теплом своего сердца..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Радна Цыретарович Найданов - талантливый педагог, учитель математикм, "Заслуженный учитель РСФСР", востоковед, этнограф, переводчик. Для многих он и сегодня остается эталоном умного, грамотного руководителя и просто хорошего человека.

Просмотр содержимого документа
«сценарий 100»

Литературно-музыкальная композиция

100-летию со дня рождения Найданова Р.Ц посвящается…

Слайд 1 Фото Р.Ц.Найданова …Недаром ты металась и горела,

Развитием спеша,

Оставив на земле живое дело,

Мятежная душа…

Слайд 2 « Согревал теплом своего сердца…»

Вед. 1 Жизнь, прожитая достойно измеряется не годами. Есть люди, судьбы которых

словно яркие звезды, которые светят еще долго, хотя человека уже и нет среди нас. За

свою долгую жизнь Радна Цыретарович Найданов успел многое сделать для своих земляков и для всей республики. Для многих он и сегодня остается эталоном умного, грамотного руководителя и просто хорошего человека.

Вед.2 Если уж дано жить и творить, то это право необходимо использовать с полной отдачей – верно служить всему живому на земле…

…Веселому стрижу, высокому орлу,

Багульнику в лесу,

Ручью в апрельском рву,

Соседу моему за тонкою стеной,

Делящему со мной и труд

И сон земной.

Я послужу им всем, я поделюсь с теплом,

Чтоб с чистою душой

Явиться к вам потом…



( слайд фото отца – «Больше знать, лучше делать»)



Вед.1 Радна Цыретарович родился в ноябре 1913 года в селе Сагаан -Жалга Селенгинского района в семье механизатора.

Маленьким мальчиком обучался в Тамчинском дацане старомонгольскому языку. После революции учился в обычной школе, был смышленым и любознательным учеником.

Вед.2 Истоки его высокой внутренней культуры, внимательного и бережного отношения к людям -- в семье.

Его отец, Цыретор Найданович Найданов - активный участник социальных преобразований 20 века, свидетель трех революций, двух мировых и гражданской войн.

Сын потомственного животновода, мастера-умельца не остался в стороне в борьбе за новую жизнь.«Больше знать, лучше делать» - таким был девиз семьи Найдановых.



  1. Любовь к народу и к родным просторам!

Без них мы все, как без корней сосна,

Как ствол без веток, как без листьев ветка –

И счастье на порог не ступит твой!

Люби народ и землю беззаветно

И будь любим народом и землей!

Вед. 1 Учителем его сделало время, с которым он шел в ногу, может быть, даже опережая его. В преподавательской деятельности руководствовался правилом: «Искать, творить, уметь!»

(Слайд ---- «Искать, творить, уметь!»)

  1. Учительство - не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Учительство - когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря.



Вед.2 Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение проявляют ученики именно к мастерам своего дела. Ведь он учил их…

Усердно цифры в клеточках писать,

Чертить круги, задачи сложные решать

И разгадать вселенскую загадку,

Лишь заглянув в обычную тетрадку.

  

Законам алгебры доверить мироздание,

Почувствовать себя божественным созданием,

Пройти по лабиринтам сложного пути

И в алгебре призвание найти.

Вед. 1 Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Ведь открывая ребенку этот таинственный мир знаний, учитель учит его жить в нем.

Радна Цыретарович многое умел сам: мог заменить шофера, отличный слесарь, столяр, механик.

В 40-е годы он перевел на бурятский язык учебники математики А.П.Киселева и Ларичева.

Вед.2 Когда в 60-е годы заговорили в школах о кабинетной системе, он с увлечением ухватился за новую идею и взялся за оборудование кабинета математики: усовершенствовал классную доску, появились механизированные затемнения, своими руками смастерил большое количество наглядных пособий. Сохранилась тетрадь, в которой дано подробное описание кабинета.

(Слайд – «Он дал нам крылья…»

  1. Суть учительской работы

Многогранна, но проста:

Строить нам доверил кто-то

Душу с чистого листа.

Жизнь учителя, как книга –

Что страничка, то сюжет.

Не должно быть здесь загибов,

Самый главный наш предмет –

Это маленькие дети,

Жизнь вручила нам билет,

Самый важный на планете,

И его дороже нет!

Смысл учительской работы -

Научить и воспитать,

Проявляя такт, заботу,

Всё, что знаешь сам, отдать.

И какое будет чудо,

Если твой же ученик,

Говоря: «Вас не забуду»,

Ставит «пять» тебе в дневник! 

Вед.1 Коллеги Радны Цыретаровича всегда встречали готовность учащихся познавать - во всеоружии. Как могли они остаться равнодушными к физике в механизированном кабинете, который оборудовал Сергей Цыренович Ломбоев.

Доржи Рабданович Очиров, Бимба Агванович Раднаев вложили много труда и смекалки в оснащении кабинетов, использовали в преподавании все новинки, введенные в школе. Их девизом было: «Трудиться с еще большей энергией!»

Вед.2 Предметная неделя, олимпиады, конкурсы, турниры – самые интересные, самые массовые мероприятия в школе. Для загустайских математиков разных поколений характерна уникальная способность – растревожить умы учащихся мечтой, увлечь ею, повести за собой. Наверно, не случайно в школе всегда было и есть много поклонников царицы наук.

  1. Математика и лирика…
    Это ложь, что в науке поэзии нет…
    За чертогами формул, забыв о весне,
    В мире чисел бродя, как лунатик,
    Вдруг гармонию выводов дарит струне,
    К звучной скрипке прильнув, математик…

Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!

(Слайд – «Светлый образ – в моей памяти…»

  1. Учитель наш, когда ты с нами был,

Мы так тебя в глаза не называли.

Ты громких слов в свой адрес не любил,

И мы об этом с малолетства знали.

Ты громких слов на ветер не бросал.

Но ты умел простым обычным словом

Творить подчас такие чудеса,

Что мы поверить в волшебство готовы.

Ты мастерства секреты не таил,

Упрямо веря в наше поколенье.

Земля, которой песни ты дарил,

Тебе для них дарила вдохновенье.

Вед. 1 Из воспоминаний учеников, коллег и выпускников Радны Цыретаровича:

  1. «Более интересного собеседника не найдешь. Он расскажет многое о родном крае, он может поспорить о вещах, далеких от математики, например, о фразеологии и лексике русского и бурятского языков» (из публикаций корреспондента газеты Л.Михайловой



  1. «Самые светлые воспоминания у меня остались от вечера, посвященного 150-летию со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. …эти мероприятия заранее готовились под непосредственным руководством Радны Цыретаровича. У этого человека всегда на первом месте было чувство ответственности за любую работу» (Е.Герасимоd

  2. Радна Цыретарович – «…пример подлинного народного учителя. Это – высококультурный, высокообразованный человек, действующий по принципу: «Все человеческое мне не чуждо», умеющий все делать, создавать своими руками…» (Б.Нехуров – Заслуженный учитель школы Бур.АССР и РФ)

  3. «На протяжении всего урока у него чувствуется искренний интерес к детским знаниям, к их усилиям. С его лица не сходила благожелательная улыбка. …До седых волос не угаснет в глазах восторг при воспоминании о своем учителе…» (Ринчин Гомбоевич Балданов, ученик, член Союза журналистов России)

(Слайд - Сквозь призму лет и расстояний…)

  1.     Особое сословье

Когда на свет рождается учитель,

На небе загорается звезда.

Следит за этим грамотный смотритель,

Он фальши не допустит никогда.

Учителя – особое сословье,

Тот мир, где самый веский аргумент –

Ни злато, ни копилка, ни здоровье,

А тихий звук души и тот момент,

Когда, пройдя сквозь адский круг сомнений,

Борясь с противоречием в себе,

Увидишь, результат своих творений,

Заметишь славный поворот в судьбе.

Вед.2 «Кого удивишь моей биографией? Это судьба, характернейшая для нашей советской действительности. Могу только сказать о себе: я Счастлив! У меня есть любимая работа. Мои заслуги отмечены – присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР»

Вед.1 Радна Цыретарович – «…не только талантливый педагог, но и человек, глубоко разбирающийся в вопросах философии, этнографии, востоковедения, истории, краеведения; знаток старомонгольского и бурятского языков».

Сегодня Бимба Батуевич Пурбуев, так же как и Радна Цыретарович, не по обязанности, а по зову сердца занимается изучением родного края, продолжая славные традиции своего коллеги.

Вед. 2 Его земляки с интересом читали в газете «Красная Селенга» содержательные очерки о происхождении селенгинских бурят.

В последние годы своей жизни работал сельским корреспондентом районной газеты, находил время обучать желающих старомонгольской письменности, перевел с русского на бурятский язык «Сокровенное сказание» - литературное сокровище средневековой монгольской летописи.

Вед.1 Небольшого роста, сухощавый, подтянутый, добрый и строгий, рассудительно справедливый, хозяйски беспокойный - Таким он останется в нашей памяти, отдавшим жар души детям…

Вед.2 И сегодня живет на земле красота, созданная его стараниями, трудом. Значит, и его жизнь продолжается… в делах коллег, родных и близких.

.(музыка из передачи «От всей души») слайды близких











Просмотр содержимого презентации
«100 летию со дня рождения. Найданова»

100-летию со дня рождения Р.Ц.Найданова «Учитель математики, краевед, патриот – Р.Ц.Найданов»

100-летию со дня рождения Р.Ц.Найданова

«Учитель математики, краевед, патриот – Р.Ц.Найданов»

100-летию со дня рождения Р.Ц.Найданова  посвящается… Найданов Радна Цыретарович (11.1913- 02.1993г.) – выпускник Загустайской СОШ, учитель математики, «Заслуженный учитель школы Бур.АССР», «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного просвещения РСФСР», краевед, историк, публицист.  Награждён значком «Отличник нар. просвещения  РСФСР», Ветеран труда.   … Недаром ты металась и горела,  Развитием спеша,  Оставив на земле живое дело,  Мятежная душа…

100-летию со дня рождения Р.Ц.Найданова

посвящается…

Найданов Радна Цыретарович (11.1913- 02.1993г.) – выпускник Загустайской СОШ, учитель математики, «Заслуженный учитель школы Бур.АССР», «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного просвещения РСФСР», краевед, историк, публицист. Награждён значком «Отличник нар. просвещения  РСФСР», Ветеран труда.

… Недаром ты металась и горела,

Развитием спеша,

Оставив на земле живое дело,

Мятежная душа…

Родился в селе Сагаан - Жалга Селенгинского района Бур.АССР.  Детские и юношеские годы прошли в селе Тохой.  В 1932году поступил в Государственный Бурят-монгольский аграрно-педагогический институт. После окончания c 1936 – 1939г – учитель математики и завуч Ноехонской средней школы.  C 1939 по 1976г работал учителем математики в ЗСШ, а затем завучем, директором ЗСШ.  С 1976 – 1993г – персональный пенсионер СССР.

Родился в селе Сагаан - Жалга Селенгинского района Бур.АССР. Детские и юношеские годы прошли в селе Тохой. В 1932году поступил в Государственный Бурят-монгольский аграрно-педагогический институт.

После окончания c 1936 – 1939г – учитель

математики и завуч Ноехонской средней школы. C 1939 по 1976г работал учителем математики в ЗСШ, а затем завучем, директором ЗСШ. С 1976 – 1993г – персональный пенсионер СССР.

« Согревал теплом своего сердца…»  Если уж дано жить и творить, то это право необходимо использовать с полной отдачей – верно служить всему живому на земле… … Веселому стрижу, высокому орлу,  Багульнику в лесу,  Ручью в апрельском рву…  Я послужу им всем,  Я поделюсь с теплом,  Чтоб с чистою душой  Явиться к вам потом…  

« Согревал теплом своего сердца…»

Если уж дано жить и творить, то это право необходимо использовать с полной отдачей – верно служить всему живому на земле…

… Веселому стрижу, высокому орлу,

Багульнику в лесу,

Ручью в апрельском рву…

Я послужу им всем,

Я поделюсь с теплом,

Чтоб с чистою душой

Явиться к вам потом…

 

Цыретор Найданович Найданов (1895-1991) - активный участник социальных преобразований 20 века, свидетель трех революций, двух мировых и гражданской войн. Сын потомственного животновода, мастера-умельца не остался в стороне в борьбе за новую жизнь.     «Больше знать, лучше делать!»

Цыретор Найданович Найданов (1895-1991) - активный участник социальных преобразований 20 века, свидетель трех революций, двух мировых и гражданской войн. Сын потомственного животновода, мастера-умельца не остался в стороне в борьбе за новую жизнь.

«Больше знать, лучше делать!»

Родные просторы…

Родные просторы…

«Искать, творить, уметь!»  «Сколько тайн, на формулах распятых,  Нам раскрывают завтрашние дни!»

«Искать, творить, уметь!» «Сколько тайн, на формулах распятых, Нам раскрывают завтрашние дни!»

«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг»  ( Ф. Хаусдорф.)    Математика неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет её логическая стройность, другие ценят в ней точность, a третьи восхищаются её красотой.  

«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» ( Ф. Хаусдорф.)

Математика неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет её логическая стройность, другие ценят в ней точность, a третьи восхищаются её красотой.

 

Золотые руки – не пустое слово,   Золотые – редкий божий дар… Золотые руки  умеют так много… Они дарят радость, И в жизни большая подмога.

Золотые руки – не пустое слово,  Золотые – редкий божий дар…

Золотые руки  умеют так много…

Они дарят радость,

И в жизни большая подмога.

«Он дал нам крылья…»  Доржи Рабданович Очиров  Заслуженный учитель Бурятской АССР, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», ветеран войны Сергей Цыренович Ломбоев Бимба Агванович Раднаев Заслуженный учитель Бур.АССР и РФ, Заслуженный учитель Бурятии, «Отличник просвещения РСФСР и РФ» «Отличник просвещения РСФСР и СССР»

«Он дал нам крылья…»

Доржи Рабданович Очиров

Заслуженный учитель Бурятской АССР, «Отличник народного просвещения РСФСР»,

«Отличник просвещения СССР»,

ветеран войны

Сергей Цыренович Ломбоев

Бимба Агванович Раднаев

Заслуженный учитель Бур.АССР и РФ,

Заслуженный учитель Бурятии,

«Отличник просвещения РСФСР и РФ»

«Отличник просвещения РСФСР и СССР»

« Врываются ко мне утрами  ранними,  По комнате моей несутся  вскачь,  Взвиваются весёлыми  спиралями  Решенья непридуманных  задач »   «Кто сказал, что в науке поэзии нет?  Нужно только понять и увидеть!»

« Врываются ко мне утрами ранними, По комнате моей несутся вскачь, Взвиваются весёлыми спиралями Решенья непридуманных задач »

«Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть!»

«Светлый образ – в моей памяти…»  «…У этого человека всегда на первом месте было чувство ответственности за любую работу» (Е.Герасимова)

«Светлый образ – в моей памяти…»

«…У этого человека всегда на первом месте было чувство ответственности за любую работу» (Е.Герасимова)

«Более интересного собеседника не найдешь. Он расскажет многое о родном крае, он может поспорить о вещах, далеких от математики…»

«Более интересного собеседника не найдешь. Он расскажет многое о родном крае, он может поспорить о вещах, далеких от математики…»

«…До седых волос не угаснет в глазах восторг при воспоминании о своем учителе…»  Балданов Р.Г., ученик член Союза журналистов России

«…До седых волос не угаснет в глазах восторг при воспоминании о своем учителе…»

Балданов Р.Г., ученик член Союза журналистов России

« Сквозь призму лет и расстояний…» «Кого удивишь моей биографией? Это судьба, характернейшая для нашей советской действительности. Могу только сказать о себе: Я Счастлив! У меня есть любимая работа. Мои заслуги отмечены – присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР»  Б.Б.Нехуров  «Заслуженный учитель школы Бур.АССР и РФ» Р.Ц.Найданов «Заслуженный учитель РСФСР» А.Г.Новиков «Заслуженный учитель РСФСР»

« Сквозь призму лет и расстояний…»

«Кого удивишь моей биографией? Это судьба, характернейшая для нашей советской действительности. Могу только сказать о себе:

Я Счастлив! У меня есть любимая работа. Мои заслуги отмечены – присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР»

Б.Б.Нехуров

«Заслуженный учитель школы Бур.АССР и РФ»

Р.Ц.Найданов

«Заслуженный учитель РСФСР»

А.Г.Новиков

«Заслуженный учитель РСФСР»

« Сквозь призму лет и расстояний…» Радна Цыретарович – «…не только талантливый педагог, но и человек, глубоко разбирающийся в вопросах философии, этнографии, востоковедения, истории, краеведения...» Пурбуев Б.Б. Ветеран ВОВ Ветеран педагогического труда «Заслуженный работник культуры Бур.АССР» историк, краевед Найданов Р.Ц.  краевед, историк, публицист.

« Сквозь призму лет и расстояний…»

Радна Цыретарович – «…не только талантливый педагог, но и человек, глубоко разбирающийся в вопросах философии, этнографии, востоковедения, истории, краеведения...»

Пурбуев Б.Б.

Ветеран ВОВ

Ветеран педагогического труда

«Заслуженный работник культуры Бур.АССР»

историк, краевед

Найданов Р.Ц.

краевед, историк, публицист.

«Небольшого роста, сухощавый, подтянутый, добрый и строгий, рассудительно справедливый, хозяйски беспокойный… Таким он остался в нашей памяти, отдавшим жар души детям…»

«Небольшого роста, сухощавый, подтянутый, добрый и строгий, рассудительно справедливый, хозяйски беспокойный… Таким он остался в нашей памяти, отдавшим жар души детям…»

Ринчино АлексейДамбаевич и Нелля Раднаевна с внуком Санданом Найдановы Валерий Раднаевич и Галина Яковлевна Найдановы Александр Раднаевич Будаевы Баир Дмитриевич и и Ирина Шагжаевна с дочерью Даримой Роза Раднаевна с детьми Бато и Ольгой

Ринчино АлексейДамбаевич и Нелля Раднаевна с внуком Санданом

Найдановы Валерий Раднаевич

и Галина Яковлевна

Найдановы Александр Раднаевич

Будаевы Баир Дмитриевич и

и Ирина Шагжаевна с дочерью Даримой

Роза Раднаевна с детьми Бато и Ольгой

Внук Ринчино Баир с женой Людой и детьми Надей, Булатом и Аюром Внучка Убушеева Ирина с мужем Олегом Внук Ринчино Александр с женой Асей Внук Ринчино Андрей с женой Эрженой и сыном Жалсаном Награждение лучшего баскетболиста учителя физкультуры Петропавловской средней школы Ринчино Игоря Алексеевича

Внук Ринчино Баир с женой Людой

и детьми Надей, Булатом и Аюром

Внучка Убушеева Ирина с мужем Олегом

Внук Ринчино Александр с женой Асей

Внук Ринчино Андрей с женой

Эрженой и сыном Жалсаном

Награждение лучшего баскетболиста учителя физкультуры Петропавловской средней школы Ринчино Игоря Алексеевича

Внук Найданов Жаргал с женой Аней Внук Будаев Владимир Внук Будаев Бато с женой Ниной и детьми Сашей и Таней Внучка Будаева Ольга Внуки Найдановы Слава и Туяна Внучка Цыденжапова Дарима с мужем Валерием Внучка Мамунова Туяна с мужем Александром и сыном Гошей

Внук Найданов Жаргал с женой Аней

Внук Будаев Владимир

Внук Будаев Бато с женой

Ниной и детьми Сашей и Таней

Внучка Будаева Ольга

Внуки Найдановы

Слава и Туяна

Внучка Цыденжапова

Дарима с мужем Валерием

Внучка Мамунова Туяна с мужем Александром и сыном Гошей

Правнуки Ринчино Правнуки Ринчино Правнук Ринчино Аюр Надя и Булат, Лера и Жалсан Убушеев Тамир Правнучка Убушеева Аюна правнуки

Правнуки Ринчино

Правнуки Ринчино

Правнук Ринчино Аюр

Надя и Булат,

Лера и Жалсан

Убушеев Тамир

Правнучка

Убушеева Аюна

правнуки