Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа с. Анучино
Экологическое занятие


Занятие подготовлено учителем
высшей квалификационной категории
Самусенко З. Е.
Тема занятия: «Солнце и волшебная радуга»
Цель: дать детям понять природу цвета и причину разноцветности мира;
Задачи: формировать основы экологической культуры у школьников начальных классов; воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; совершенствовать речь, развивать эстетический вкус учащихся начальной школы.
Ход занятия.
1.Вступительное слово учителя о красоте окружающего мира.
2.Игра «Угадай, с какого дерева упал листик» (определение оттенков зелёного цвета)
3.Учитель читает загадку.
На тарелке колобок,
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая –
Не видать конца и края. Солнышко
4. Конкурс рисунков «Моё солнышко»
(организация выставки детских рисунков) 
5. Учитель читает стихотворение
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Автор: Г. Бойко
6.Беседа.
Только на небе появляется солнце – появляется цвет. Ночью такого цвета нет. При появлении солнца, появляется разноцветный мир. И трудно сказать, отчего все предметы разноцветные. Сами по себе или от солнца. Солнышко очень разное в разное время дня и года. Но даже, когда оно скрыто облаками, оно старается, чтобы природе жилось лучше.
7. Загадка
Разноцветное коромысло через речку повисло.
Радуга
- Что ты, Радуга-дуга,
опустила вниз рога?
- Там внизу - водица...
Я хочу напиться!
- Чтобы сделать нам радугу, нужно солнце и вода.
(набрать в рот воды и взбрызнуть)
Радуга появляется при двух условиях: огромное количество капелек воды, которые зависают в воздухе (после дождя) и тут появляется солнышко и своими лучами зажигает капельки воды. В белом луче – 7 цветов. Все расположены в одинаковом порядке.
К. Ушинский

8. Изображаем «Дерево жизни»
Рисуем радугу.
Главный цвет – зелёный, цвет всего живого.
- Когда солнце одно – оно злое, оно всё сжигает и уничтожает (рисуем над радугой жёлтое пятно – солнце). И вдруг появляется вода (на жёлтое пятно накладываем синий цвет) И сразу появляется цвет жизни зелёный. «Дерево жизни» (дорисовываем корни, ствол, ветки)
9.Итог
Дети читают стихи.
Тучка с солнышком опять
В прятки начала играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.
10. Чтение рассказа К. Ушинского «Солнце и радуга»
Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга — радуга. Кто ни глянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива — это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвалится.
Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу — и радуги как не бывало.
11.Рефлексия
Игра "Дорога к солнцу".
На полу помещается макет солнца. Играющие (по желанию) участники встречи образуют круг (примерно радиусом 1,5-2 метра).
Цель игры: научиться вербальному проявлению чувства нежности.
Правила игры: каждый участник желает другому игроку что-то хорошее либо говорит комплимент в его адрес. Получивший пожелание делает шаг вперед, равный по размеру его ступни. Так начинает движение к солнцу!
Список литературы
: Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум.- изд.-во «АСТ» - 1997.
Необычные и грозные явления в атмосфере, Энциклопедия для детей, т.3 «География». - Москва: изд-во «Аванта+» - 1999 .
Рабиза Р.В. Простые опыты. Забавная физика для детей.- Москва: изд.-во «Детская литература» - 2000.
Толковый словарь русского языка под ред. Ожегова С.И. – Москва