СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение «Формирование валеологических компетенций школьников как одно из направлений реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение об использовании валеологии на уроках и во внепклассной работе. Официально "валеология" - это наука о здоровье. Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Формирование валеологических компетенций школьников как одно из направлений реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время»»

Сообщение «Формирование валеологических компетенций школьников

как одно из направлений реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время»




Здоровье детей - один из факторов успешной учебы в школе.

Наш путь к здоровью, через валеологию.


Движение – это жизнь,

жизнь - «просто» движение,

жизнь для нас продолжается.

Е.Ю. Марков.

Введение

В конституции РФ, статья 41, записано, что «каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

В Законе «Об образовании», статья 51, записано « образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

В концепции перестройки системы образования записано: «С целью обеспечения физического и психического здоровья учащихся будут пересмотрены и утверждены новые федеральные санитарные правила и нормы, учитывающие адаптивные возможности и мотивацию обучающихся».

А что означает понятие « здоровье»? Как определяет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), «здоровье» - это состояние полного, телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

Пояснительная записка

Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведенные в последние годы показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (95-98%).

В последние годы в лексиконе педагогов и медиков, специалистов физической культуры и психологии все чаще используется слово «валеология», которым в научном обиходе и в популярных публикациях обозначают «науку о здоровье», «учение о здоровом образе жизни», «оздоровительно–профилактические основы медицины» и т.п.

Официально валеология - это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. Валеология (лат. valeo - “здоровье”, “быть здоровым”, “здравствовать”) – это наука о механизмах, методах и способах сохранения индивидуального здоровья человека.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. В отличие от других наук о человеке, здоровье определяется как самостоятельная категория, сущность которой может быть

определена количественно и качественно, а также управляема на разных уровнях – физическом, психическом и социальном.

Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни, а также знакомит с психологическими ловушками личностного роста. В ней содержатся практические знания, необходимые на каждый день: управление временем, выработка необходимых для достижения успеха черт характера, обучение восприятию и пониманию партнера, а также основные навыки психологии счастья и здоровья.

В валеологии кратко излагаются практические советы и знания на каждый день, собранные из множества источников и систематизированные. Валеология включает упражнения и методики оздоровления организма.

Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методике, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Введение в массовое обращение терминов «валеология» вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния России. Для удовлетворения потребности здоровья многие прибегают к «модным» средствам – от телеисцелений до пищевых добавок типа гербалайфа, поскольку, к сожалению, действующая система медицинского обеспечения здравоохранения и традиционные методы ориентированы на подготовку к обязательным нормативным тестам системы физического воспитания оказались в современной обстановке не приспособленными к запросам и нуждам населения. Вековая парадигма о «первоначальности слова» и послужила теперь основанием для доверчивого ожидания массами своего спасения, а также творческих надежд реформаторов оздоровления народа.

Термин «валеология» был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И. Брехманом.

Ведь и самые «новые» термины выражают многовековой опыт и знания миллионов людей, накопленные в заботах о здоровье и нормальном развитии детей, о лечении больных и раненых, о развитии своих сил и способностей, отражают умение людей выжить в сложных и меняющихся условиях среды, приспособиться к ним.

Применение на уроках здоровьесберегающих технологий.

Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех принципов здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны. Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, непременно сделают ваш урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. А поможет вам в этом несколько простых принципов, которых можно свободно использовать как на уроках русского языка, так и на других предметах:

  1. Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей.

  2. Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 4-7  видов за урок по 7-10 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман.

  3. Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков.

  4. Физкультминутки - обязательная составная часть урока. На 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями. Учащиеся 5-6 классов выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы могут работать самостоятельно.
    Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и упражнения для профилактики зрительного утомления, которые прописаны в СанПиНах 2002 года.
    Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Упражнения можно со временем менять.

  5. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, ЗППП, профилактика гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.).

  6. Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение учителя, улыбка определяют положительное воздействие школы на здоровье.
    Урок не полноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, поговорок, афоризмов. Избегать конфликтов.
    Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения утомления.

  7. В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка).

  8. Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами.

  9. Часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены.

10.При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах 2002 года.

11.Валеологические требования к школьной мебели прописаны в СанПинах 2002г.

12.Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство. Давно доказано, что цветовая гамма влияет на эмоциональное состояние человека, на его работоспособность. Такие цвета как синий, голубой, зеленый, желтый создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность в отличие от голых, однотонных стен. Очень положительно действует наличие в кабинете аквариума.

13.Недопустима задержка в классе после звонка на перемену.

14.Планировать урок таким образом, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели.

Элементы валеологии на уроках:

На уроках русского языка физпауза возможна во время работы со словарными словами. Учащиеся “пишут” предложенные учителем слова различными органами тела: рукой, глазами, носом и т.д.

Возможен другой вариант, когда учащиеся по очереди выбегают к доске и записывают словарные слова.

Периодическая смена поз – один из эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся.

Необходим постоянный контроль и над сидением детей. Учителю надо видеть, чтоб дети не склоняли голову над столом ниже допустимого предела – 20 см.

Для улучшения мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, повышения устойчивости письма на уроках русского языка используются специальные кинезиологические упражнения. Некоторые из них:

1. Колечко

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Ухо – нос.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой -за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.

Упражнения для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности:

  1. “Стрелять глазами” - влево - вправо, вверх - вниз.

  2. Глазами рисует какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот)

  3. Глазами написать число, месяц, год рождения.

В целом, предложенный режим повышает активность детей и познавательные способности. Оптимальная двигательная активность – это здоровье, это будущее молодого человека.

Ещё А. Сухомлинский отмечал, что одной из главных причин неуспеваемости учащихся является плохое состояние здоровья. Поэтому очень важно владение учителем валеологической грамотностью.

На уроках русского языка валеологическое воспитание осуществляется с включением в урок валеологических вставок.

Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ему в жизни.

Так во время синтаксической минутки, к примеру, возможна валеологическая вставка.

Солнце, уже вошедшее в силу, греет бережно и ласково кусты пожелтевшего шиповника.

Валеологическая вставка о шиповнике, что он в 16-17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. Витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше в чёрной смородине.


Тополь – чемпион среди деревьев.

Валеологическая вставка о тополе, что он хороший поглотитель пыли, снижает летом температуру на 10-15 градусов, увеличивает влажность воздуха на 15-30%.

Учителю необходимо формировать у учащихся культуру здоровья, воспитывать потребность вести ЗОЖ, обеспечить необходимыми знаниями, формировать соответствующие навыки.

Здоровый человек имеет совершенно другие стартовые условия и в дальнейшей учёбе, и в карьере, и даже в семейной жизни.

Внеурочная деятельность.

В ходе занятий валеологического цикла «Быть здоровым» (кл.часы в 6 кл.) предлагается различные типы и формы: беседа, дискуссия, практикум, размышление, встреча с интересным человеком, экскурсия, викторина, состязание и т.д.

Например, Занятие №1

(«Самопознание через чувство и образ»)

ТЕМА: «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ»

Цель: закрепить знания о различных частях и схеме тела, помочь ощутить свои выразительные возможности языка жестов, позы и мимики.

Оборудование: репродукция картин различных художников с изображением тела и человеческих лиц, кукла-гном, настольное зеркало.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Ребята, придумать самые разные жесты и движения, заменяющие слово «здравствуй»? Поздоровайтесь с нашим Гномиком.

2. Вводная часть.

Учитель обращает внимание детей на стоящую в классе скульптуру и проводит беседу:

– из каких частей состоит тело человека?

– что соединяет голову и туловище?

– что соединяет кисть и предплечье?

– что соединяет ступню и бедро?

– что умеют делать руки?

– что умеют делать ноги? И т.д.

3. Основная часть.

Учитель вывешивает репродукции и рассказывает детям о красоте человеческого тела, его гармоничности, одухотворённости. Обсуждает с детьми, что выражает поза и жесты на иллюстрации и скульптуре. Говорит о выразительных способностях лица.

Нарисуйте автопортреты.

Игра с зеркалом.

Дети (по одному отрабатывают перед зеркалом разные выражения лица (сердитое, грустное, весёлое).

Игра «Художник, натурщик».

Дети делятся на пары: художник и натурщик.

Художник описывает своему натурщику позу, которую он должен принять, задаёт ему мимику.

Натурщик застывает в этой позе перед классом.

Зрители дают свои варианты названия к этой «картине» (их названия интересно сравнить с замыслом художника).

4. Итог занятия.

Дети отвечают на вопросы учителя, какими жестами и позами, какой мимикой можно выразить то или иное чувство и настроение.


Памятка «Как правильно готовить уроки?».

Составим памятку.

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

  2. Проветри комнату за десять минут до начала занятий.

  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь,
    должно быть тихо.

  4. Сотри со стола пыль. Приготовь чистые листы для черновика.

  5. Проверь, на своем ли месте настольная лампа (дальний ле-­
    вый угол).

  6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий, тет­-
    ради, учебники, дневник.

  8. Убери со стола все лишнее.

  9. Пришло время начать работу. Сядь поудобнее, открой учеб­-
    ник...

VII. Итог урока.

Что такое адаптация?

Что означает выполнять режим дня?

- Составьте для себя режим дня, если у вас его нет.

Все мы в своё время изучали основы школьной гигиены.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Уроки валеологии нацелены на решение воспитания культуры, сохранения здоровья.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.

Спасибо за внимание.