СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение по теме"Использование технологии развития критического мышления в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В работе представлены виды работ на  разных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение по теме"Использование технологии развития критического мышления в начальной школе"»

«Использование технологии развития критического мышления в начальной школе»


Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

В работе с классом я уже использую элементы технологии проблемного обучения, игровой технологии, ИКТ, здоровье-сберегающей технологии.

Но актуальными оставались вопросы:

- Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?  Какие методы и приёмы работы совершенствуют мыслительные способности учащихся и позволят им мыслить более продуктивно? 

Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления (далее РКМ).

Использование на уроках технологии РКМ позволяет решить поставленные перед учителем задачи. Она соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России реализуется с середины 90-ых годов.

Эта технология является системой методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель построения занятия:

1Стадия вызова

2. Осмысление

3. Рефлексия

В своей работе учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся, использую следующие типы заданий.

Приёмы стадии «Вызов»:

«Корзина идей».«Верите ли вы…».«Ключевые слова». Мозговая атака. «Тонкие» и «толстые» вопросы. Кластер. Проблемные вопросы.

Приёмы стадии «Осмысления»

Систематизация материала (графическая). Таблица "тонких" и "толстых" вопросов. Кластер. Перепутанные логические цепочки. Чтение с остановками. "Бортовые журналы". Взаимоопрос. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Приёмы на стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп». «Ромашка вопросов». «Синквейн». Ответы на вопросы. Кластер.

Приём «Кластер» систематически использую на уроках, так как он может быть использован на любом этапе урока (при изучении нового материала, на этапе осмысления составить кластер и обсудить его в группах, на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.) по всем учебным предметам. На стадии рефлексии работа с кластером завершается. Но можно предоставить учащимся возможность продолжить, выполнив творческое задание по теме.

Например, при изучении темы «Состав слова» кластеры дополняются изученными сведениями о составе слова. Кластер помогает учащимся детей лучше запоминать информацию.

В зависимости от способа организации урока, кластер оформляю или на доске, или на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, использую разноцветные цвета, мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволяет выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

В процессе работы с кластером у детей формируются и развиваются такие умения

  • Находить главное в большом объеме учебного материала.

  • Устанавливать причинно-следственные и логические связи.

  • Строить умозаключения.

  • Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.

  • Проводить аналогии.

  • Сравнивать и анализировать.

Применение технологии «кластер» имеет определённые преимущества.

  • Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.

  • Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.

  • Деятельность интересна детям.

  • Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.

  • Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

На уроках литературного чтения часто применяю приём «Дерево предсказаний»

Он используется для формирования нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

1 этап - предлагаю учащимся высказать предположения по какой-либо теме.

2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) записываю на доску.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

На уроках математики, русского языка активно использую приемы “Верные и неверные высказывания”, “ Верите ли вы?” или “Данетка”. Учащиеся отвечают на вопросы обосновывая их, оценивают их достоверность, сравнивают с полученной на уроке информацией.

На уроках окружающего мира использую прием “Корзина идей” и приём «Шесть шляп». Это связано с тем, что по окружающему миру у детей больше информации, личного опыта.

Приём “Корзина идей” можно сделать как индивидуальной, так и групповой работой учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске вывешивается рисунок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Я записываю все идеи. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Надевая шляпу мышления, дети принимают на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Снимая шляпу конкретного цвета, они уходят от этого типа мышления. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления

Во 2-4 классах включаю в урок написание синквейна. Дети с интересом выполняют данное задание, предлагают свои варианты, учатся работать в группе, прислушиваться к мнению других.

В результате включения приёмов технологии развития критического мышления в образовательный процесс у детей повысился интерес к предмету, к процессу обучения, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Ученики стали более дисциплинированы, учатся принимать точку зрения другого ученика, рассуждать, анализировать, предлагать свои идеи, выбирать главное, важное, оспаривать мнение своих одноклассников, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке, у детей повысилась мотивация к учению.