Просмотр содержимого документа
«Сообщение по теме: "Воспитательная система школы"»
| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Сообщение на тему:
«Воспитательная система школы»
Подготовила: студентка ГБПОУ КК ЕПК
группы Ш-32
Туваржиева Яна
Ейск, 2024
Воспитательная система школы — форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями детей и обеспечивается реализация задач воспитания в конкретном воспитательном пространстве.
Человек не воспитывается по частям, утверждал А.С. Макаренко, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
Воспитательная система школы предполагает наличие и взаимосвязь следующих составляющих:
— цели, выраженной в концепции;
— деятельности по ее обеспечению;
— субъектов деятельности, ее реализующих и обеспечивающих;
— интегрирующих (объединяющих) отношений;
— среды системы (семья, детский сад, Дом детского творчества, центры реабилитации и коррекции, стадионы, клубы и т.п.);
— управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Выделяют следующие принципы деятельности в воспитательной системе школы (возможные; могут вводиться другие, связанные со спецификой общей концепции воспитательной системы школы): системность; объективность; оптимальность; эффективность; точно поставленные цели; информационная достаточность; обратная связь; ведущее звено; здравый смысл; демократизм; дисциплина и порядок; стимулирование; вознаграждение; поощрение инициативы.
Модель воспитательной системы школы не является застывшей, она постоянно развивается, совершенствуется и самосовершенствуется. Ее саморазвитию способствует правильное соотношение традиций и новаций в организации школьной жизни, опора на кадры педагогов, выращенных самой школой, использование творческого потенциала новых педагогов и учащихся. В практике получили широкое признание такие формы организации управления воспитательной системой школы: коллективные творческие дела, воспитательные центры, воспитывающие ситуации, коллективные и индивидуальные поручения, соревнования, конкурсы и смотры, площадки свободной творческой инициативы.
Критерии определения уровня сформированности воспитательной системы школы:
— создание психолого-педагогических условий для становления и развития системы;
— реализация педагогической концепции на основе принципов сотрудничества и сотворчества;
— благоприятный психолого-педагогический климат школы, гуманистические отношения, демократический стиль общения, социальная защищенность педагога и ученика;
— степень приближенности системы к поставленным целям;
— упорядоченность жизнедеятельности школы в соответствии с разработанной концепцией;
— наличие коллектива единомышленников;
— профессионализм и педагогическая культура учителя;
— ценностные ориентации и высокий уровень воспитанности учащихся.