СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение: "Применение активных методов в обучении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Применение активных методов в обучении"»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
МДК 05.01. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов.







СООБЩЕНИЕ

Применение активных методов обучения




Выполнила:

студентка группы 4«Б»

_______ Афанасьева А. А.

Проверил:

преподаватель

_______ Коржова А. П.











Астрахань, 2023



В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка обучающихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на учебном занятии активизации познавательной деятельности обучающихся.

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. С каждым годом возрастает количество информации, которую приходится «переварить» обучающимся. В то же время возможности самих обучающихся небезграничны. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. 

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями АМО являются:

  • целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

  • интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Таким образом, термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы. Прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции обучающихся с пассивно потребительской на активно преобразующую,  и опоры на социально-психологические феномены, возникающие в малых группах. Количество АМО достаточно велико. Поэтому для их характеристики обратимся к вопросам классификации активных методов обучения.

         С.В. Петрушин предлагает основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы.

  Воронова А.А. выделяет три основных типа методов активного обучения:

Метод анализа конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой:

  • ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала;

  • ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы;

  • ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее;

  • ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить. Например, на учебном занятии дисциплины

Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников.  

Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана  имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. 

В процессе обучения решаются следующие задачи:

  1. развитие личностных качеств обучаемых в процессе формирования умения общаться, дискутировать;

  2. формирование навыков: самостоятельного добывания обучающимися знаний; анализировать и делать выводы и обобщения;

  3. формирование гражданского патриотизма.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды,  а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям обучающихся.