СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Различные методики работы с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Различные методики работы с детьми с ОВЗ"»

Введение

Глагол – знаменательная часть речи, отличающаяся довольно объемными лингвистические характеристиками. Поэтому, приёмы и средства изучения глагола в каждом классе начальной школы определены познавательными возможностями младших школьников. По этой причине необходимо правильно сформировать у детей первоначальное понимание глагола как части речи, а также способствовать развитию умения правильно, осознанно употреблять данную часть речи в своих устных и письменных высказываниях. Не менее важной задачей является повышение уровня умственного развития учеников начальной школы, позволяющий выработать навык правильной расстановки личных окончаний у глаголов, находящихся в употреблении.

Все поставленные задачи при изучении данной части речи успешно достигаются только при правильной методике изучения и последовательной взаимосвязи между разделами.

2.Последовательность изучения глагола

2.1. Методика изучения глагола в I классе

В первом классе проводится подготовительный этап работы над глаголами в период обучения грамоте. На данном этапе необходимо развивать у учащихся вниманию к лексическому значению слова, в частности и у части речи глагол. Знакомство и упражнения над глаголами проводятся при чтении букваря и работе над ним (например, составление предложений по иллюстрациям и т.п.).
Педагогу необходимо во время объяснения учебного материала специально создавать условия, в которых учащиеся пробуют свои силы в установлении связи между обозначением слова и вопросом, на который оно отвечает.

Во втором полугодии первого класса работа над глаголом становится более углубленной. Она начинается с глаголов, у которых совпадает лексическое и грамматическое значение (идёт/прыгает/бросает/плавает/стоит/ходит).

У учащихся формируется понимание обозначения глаголов на основе выполнения действий, которые выполняют сами же учащиеся.
Всю работу над глаголом на данном этапе можно определить темой «Слова, отвечающие на вопрос что делать?», а в качестве формируемого у первоклассников ведущего умения, программой выделяется постановка вопроса к слову, причем используя глаголы различных временных форм, видов. Важной задачей учителя являются регулярные упражнения учащихся в данном навыке, например, по текстам, широко представленным в учебнике, а также навык сопоставления слов, отвечающих на вопрос «что?» со словами, отвечающими на вопрос «что делать?»

При работе над умением постановки вопросов к глаголам, стоит отметить, что она не имеет формального характера, поскольку учащиеся лишь практикуются при постановке вопросов Что делает? Что делают? определять изменение глаголов по числам: для первоклассников связь между вопросом, на который отвечает глагол и понимание сущности формы числа глагола можно отобразить в таблице:

действие

вопрос

число


что делает?

 

что делают?

один предмет

два или

несколько предметов

В качестве предварительной работы над временными формами глагола выступает практика постановки к ним вопросов:

что

делал?

делает?

сделает?

Работа над постановкой вопроса к слову чаще всего производится при работе над предложением, поэтому необходимо научить правильно ставить вопрос к слову, подбирать слова, отвечающие на заданный учителем вопрос, а также учащиеся учатся изменять слово в соответствии с изменением вопроса. Например,

Что делал?
Что делали?

Что делает?

Что делают?

Что будет делать?

Что будут делать?

читал

читает

Будет читать

играли

играют

Будут играть

Важным условием работы над глаголом (как и над другой любой частью речи) является составление предложений с фиксацией внимания первоклассников на употреблении определенных глаголов и постановке правильных вопросов к ним.

    1. Методика изучения глагола в II классе

На данном этапе основными задачи является формирование понятия «глагол как часть речи» и ознакомление с изменением глаголов по числам и временам. Учащиеся должны овладеть умением образовывать временные формы наиболее употребительных в речи глаголов.

      1. Категория числа

При ознакомлении второклассников с категорией числа учитель должен подвести к обобщению того, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета кошка (что делает?) лежит, а во множественном числе действие двух или более предметов: кошки (что делают?) лежат. Таким образом, у учащихся вырабатывается связь, что при изменении вопроса к глаголу меняется и его окончание. Для формирования умения изменять глагол по числам учителю необходимо тренировать данный навык при выполнении упражнений.

      1. Категория времени

Значительную трудность у второклассников вызывает овладение временными формами глагола. Это обусловлено тем, что при изменении глагола по временам ученику необходимо учитывать вид глагола. На основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи учащиеся раскрывают сущность временной формы глагола. Под руководством учителя ученики делают следующие выводы:

а) глаголы изменяются по трем временам: настоящему, прошедшему и будущему – читает, читал, будет читать;

б) глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, то есть в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает(ют)?

в) глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи и отвечают на вопросы что делал(ли)?

Глаголы прошедшего времени имеют отличительную особенность в виде суффикса - л -

г) глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи. Такие глаголы отвечают на вопросы что сделает(ют) или что будет(ут) делать?

Для младших школьников при распознавании времени глагола основным показателем выступает вопрос, на который этот глагол отвечает. Однако, прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель делает акцент на глагольном суффиксе – л – как показатель прошедшего времени глагола.

Важно научить второклассников правильно использовать вопрос для распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа может выполняться коллективно и нацелена на установление связи:

вопрос – время глагола – суффикс (для глаголов прошедшего времени)

Исходной формой глагола для образования временных форм служит неопределенная форма, с которой ученики знакомятся как с начальной формой.

Сущность категории времени у глагола становится более понятной для учащихся при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» учителю необходимо систематически проводить упражнения с заданиями типа:

  1. Измени глагол по временам (при этом предлагаются и однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: бежать – прибежать, думать – придумать, ответить – отвечать, купить – покупать и т.п.).

  1. Определи время глагола и объясни употребление той или иной формы.

  1. Замени время глагола (например, настоящее –будущим или наоборот).

  1. Составь рассказ, употребив глаголы только в определенном времени.

    1. Методика изучения глагола в III классе

Работа над глаголом на этапе учебы в третьем классе представляет собой новую ступень в системе изучения данной части речи: знакомство с неопределенной формой глагола.

Задачи изучения глагола в третьем классе:

  1. Углубить знания учащихся о глаголе как о части речи (лексическое значение глагола, изменения по категориям числа, времени; роль в предложении).

  1. Развивать навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжить наблюдения над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении над глаголами – синонимами (смелый — храбрый, идти — шагать и т.п.) и глаголами – антонимами (грустить — радоваться, строить – ломать и тп.).

  1. Практика в стилистическом анализе текста, который учащиеся записывают на уроке.

Необходимо развивать у учащихся умение соотносить временную и начальную (неопределенную) формы глагола: научить «переключаться» от начальной формы к той или иной временной форме, и наоборот.

Весь процесс работы над глаголом в третьем классе можно представить в виде следующих ступеней:

- повторение изученного о глаголе в I и II классах. Наблюдение над лексическим значением глаголов, их ролью в речи;

- упражнение в изменении глаголов по числам и временам.

В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. Новым для учащихся III класса является сопоставление суффикса в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени (спать – спал, думать – думал, мечтать – мечтал, таять – таял, гулять – гулял и т.п.).

    1. Методика изучения глагола в IV классе

Работа по теме начинается с повторения о глаголе как части речи. Упражнения в изменении глаголов по временам являются связующим звеном между изученным материалом в I, II и III классах.

Перед началом работы над темой глагол в IV классе учащимся необходимо вспомнить

  • что такое глагол

  • как определить число, время, род глаголов

  • как изменяются глаголы

Учеников на данном этапе ждет знакомство с порядком изменения глаголов в настоящем и будущем времени и спряжением глагола:

  • что такое спряжение глагола

  • как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями

  • понятие возвратных глаголов

  • грамотное написание безударных личных окончаний глаголов –ться, - тся в в возвратных глаголах

  • морфологический разбор глаголов

Учитель знакомит учащихся со спряжением глаголов.

Задачи:

  • научить распознавать лицо глагола для осознанного употребления глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени;

  • подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола;

  • провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением;

  • учить распознавать спряжение по неопределенной форме.

На данном этапе необходимо углубить знания учащихся о том, что глаголы, отвечающие на вопрос несовершенного вида (что делать? читать, смотреть, дышать, играть, мечтать) имеют настоящее, прошедшее и будущее время; глаголы совершенного вида (что сделать? прочитать, посмотреть, подышать поиграть, помечтать) имеют только прошедшее время и будущее простое. Это важно для правильного образования учащимися временных форм глагола и правильного написания безударных личных окончаний глагола.

Спряжение глагола, как известно, распознается по его неопределенной форме.

Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в четвертом классе особое место, поскольку данный навык сложен, ведь в его основе лежит целый комплекс знаний и умений:

  • распознать глагол, его время, число и лицо

  • правильно перейти от временной форме к начальной (неопределенной)

  • по неопределенной форме определить спряжение глагола

  • знать окончание глаголов I и II спряжения

  • глаголы - исключения

При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное. как установление связей между полученными знаниями и применение их на практике при решении задачи.

При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

  1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.

  1. Узнай время, лицо и число глагола.

  1. Вспомни окончание этого спряжения.

Важным условием успешного формирования навыка правильного написания окончаний является система упражнений, с помощью которых учащиеся узнают и запоминают особенности глаголов каждого из спряжений.

Последние уроки по теме отводятся для работы над возвратными глаголами с суффиксом –ся и морфологическому разбору глагола.

Обобщаются следующие знания:

  • глаголы с суффиксом –ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончаниях в настоящем и будущем времени;

  • в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь .

У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с –ся.

Поскольку уже в начале изучения темы «Глагол» учащиеся познакомились с глаголами, имеющими суффикс –ся, и в течение всех последующих уроков постепенно углублялись их представления о возвратных глаголах (поскольку ученики учились спрягать такие глаголы), то на заключительных этапах знания только обобщаются и уточняются.

При морфологическом разборе конкретного глагола указывается его неопределенная (начальная) форма, категории вида, возвратности, спряжения, а также непостоянные признаки: время, лицо, род, число.

Например,

бежал – глагол, начальная форма -  бежать.

Глагол отвечает на вопрос что делал?, поэтому относится к несовершенному виду. Данный глагол невозвратный, поскольку в неопределенной форме не имеет суффикса – ся. Глагол бежать относится ко II спряжению, поскольку в начальной форме имеет окончание -ать и не относится к глаголам исключениям. Действие глагола происходит в прошедшем времени, на это указывает суффикс –л-. Бежал (кто?) он – глагол 2 лица, мужского рода, ед. числа.

Заключение

Лингвистические особенности глагола сложны, поэтому в начальной школе учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Учащиеся практикуются правильно задавать вопрос к слову, различать вид глагола при помощи вопроса. Умение определять вид глагола с помощью вопросов важно приобрести уже во II классе, поскольку без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам. Невнимание к виду глагола и пробелы в определении вида являются причинами ошибок при образовании временных форм (например, от глагола несовершенного вида петь ученики образуют настоящее время пою, прошедшее пел, будущее – спою (вместо буду петь).

Задача развития речи решается на всех этапах работы по теме «Глагол» в связи с изучением грамматического материала и формирования навыка правописания личных окончаний глагола.

В работе по изучению глагола используются следующие задания:

  1. Поиск слов, отвечающих на вопрос «что делает?», «что сделает?».

  2. Разграничение глаголов и отглагольных существительных (типа «бежать» и «бег»).

  3. Подбор слов для заполнения пропусков в тексте.

  4. Подбор синонимических рядов к глаголу (поесть – подкрепиться – откушать – пообедать – полакомиться), наблюдение за их стилистической окраской и лексической сочетаемостью.

  5. Составление словосочетаний «глагол + существительное», наблюдение за особенностями глагольного управления.

  6. Образование глагола заданного времени от начальной формы.

  7. Упражнения на отработку правописных навыков (осложнённое списывание, диктант, выборочный диктант, графический диктант, тестирование).

  8. Морфологический анализ глагола.

  9. Составление предложений (текстов) с заданными глаголами.

  10. Творческие работы (изложения, сочинения), ориентирующие на использование определённой глагольной лексики.

  11. Проектная деятельность (составление лингвистического «портрета» слова, словаря одного слова, подготовка грамматических лэпбуков, папок, сообщение о происхождении глаголов).

Система работы над глаголом в начальной школе носит комплексный характер и подготавливает учащихся к дальнейшему усвоению морфологических особенностей данной части речи в основной школе.

Вопросы для аудитории

  1. Какая цель изучения глагола в начальной школе?

  2. В чём заключается подготовка к изучению глагола?

  3. Какие упражнения используются в работе при изучении глагола?