СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопоставление религий Индии, Египта, Греции

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке сопоставляются религии Индии, Египта и Греции

Просмотр содержимого документа
«Сопоставление религий Индии, Египта, Греции»

6



Сопоставление религий Индии, Египта, Греции









Выполнила: ученица

10 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №433

г. Сестрорецк

Яковлева Ольга

Ковалева Марина Викторовна – учитель географии высшей категории













Сестрорецк, 2015

Оглавление

Введение………………………………………………………………………........3

Глава I. Различия в теориях возникновения вселенной………………………..3

Глава II. Различия в развитии религий этих древних цивилизаций………......5

Глава III. Различия в проведении обрядов……………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………………8

Литература………………………………………………………………………….9

































Введение

В своей работе я хочу сопоставить религии Индии, Египта, Греции.

Исходя из данной темы я буду рассказывать:

1. О различиях в теориях возникновения вселенной.

2. О различиях в развитии религий этих древних цивилизаций.

3. О различиях в проведении обрядов.

4. В конце работы будет проведен опрос.

Три древних цивилизации, три величайших культурных эпохи в истории человечества, плоды которых поражают нас до сих пор. Наследие этих масштабных скоплений человеческих эмоций, чувств и жизней можно разделить на духовное и материальное. Стоит более подробно обратить на моральный аспект существования жителей этих древних цивилизаций, а именно на религию, на которой и строились их жизни. Различаются ли они? И если да, то чем?

Глава I. Различия в теориях возникновения вселенной

Сперва нужно обратить внимание на начало, как в мифологиях Древних Индии, Греции и Египта было описано возникновение мира. Начнем с Индии. Согласно индийской мифологии, изначально не было ничего, только воды простирались беспредельно. Вода - вот что возникло прежде остальных творений, вот что породило огонь и другие стихии. Примечательно, что главный Прародитель Брахма возник из Золотого Яйца, которое в свою очередь было рождено силой тепла воды и огня. При появлении Брахмы на свет Яйцо раскололось надвое, и верхняя его половина стала Небом, нижняя - Землею, а между ними Прародитель поместил Воздух. Так была сотворена вселенная.

Теперь стоит сказать о египетской версии возникновении мира. Египетские мифы о рождении вселенной не представляют собой единого, цельного рассказа. Согласно первой версии сотворения мира, возникшей незадолго до объединения Египта в IV веке, бог земли Геб и богиня неба Нут создали бога солнца - Ра. И каждое утро Нут выпускала Ра на небо, а каждый вечер вновь прятала его в своем чреве. Однако многие мифы Древнего Египта не просто говорят о разных вещах, но даже противоречат друг другу. К примеру, существовали три крупнейших египетских культовых центров: Гелиополь, Гермополь и Мемфис. В Гелиополе бога солнца разделили на три ипостаси: Херпи ("Тот, кто приводит к возникновению", он же Бог восходящего солнца), уже известный Ра (Бог светящегося днем солнца) и Атум ("Совершенный" или Бог заходящего солнца).

Однако стоит уделить внимание такому древнейшему произведению, как «Тексты пирамид» - это тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII столетия до нашей эры). Судя по "Текстам", Ра-Атум-Хепри создал себя сам, однако здесь, как и в индийской мифологии, изначально существовал Нун или хаос, он же Первоокеан, то есть бесконечное водное пространство.

Что же насчет Греции и ее видения сотворения мира? Сначала существовал Хаос - "вечная, безграничная зияющая пустота". Именно Хаос породил Ночь и День, Небо и Землю, темную бездну Тартар и могучую силу, которая и по сей день движет миром, - Любовь. Благодаря ей у Неба и Земли (Урана и Геи в воплощениях богов) стали появляться дети-боги. Сначала рождались сторукие и пятидесятиглавые чудовища, которых Уран низвергал в Тартар дабы не видеть подобное потомство. Потом появились одноглазые Циклопы, тоже отправленные отцом под землю, а затем и Титаны - великаны, однако по человеческому образу и подобию. В любом случае, их ожидала та же участь, однако здесь не выдержала материнских мучений Гея и начала подговаривать Титанов отомстить отцу. Позже были рождены олимпийские боги, которые победили всех своих соперников в лице титанов и которым поклонялись древние греки.

Как можно заметить, даже в этом пункте версии Индии, Греции и Египта весьма расходятся. Если в Индии мифология довольно примитивна, то в остальных двух странах люди придумывали и продумывали детали возникновения вселенной, особенно в Греции.





















Глава II. Различия в развитии религий этих древних цивилизаций

В Египте мифология была тесно связана с природой. И главным предметом, превосходящим все остальные атрибуты египетской мифологии, было солнце, которое отождествлялось с богом Ра. Отличительной особенностью египетских обрядов и верований в целом была безоговорочная вера в то, что Ра, Пта, Осирис, Исида и остальные боги и богини действительно существуют. Создавались различные сложные и даже изощренные легенды о божественной жизни. Другой аспект египетской мифологии - священные животные, которых у них было очень много: крокодилы, кошки, собаки, коровы и другие. Многие боги изображались полулюдьми и полуживотными, хотя это и не было открытием: в индуизме Ганеша, сын Шивы, тоже являлся человеком с головой слона. Однако там всё же преобладало изображение богов в качестве людей, пусть многоруких или многоликих, но всё же похожих на представителей человеческой расы.

Обратимся к Индии, где основная религия - индуизм, название которого пошло от реки Инд, на ее берегах и расположена сама страна. Индуизм прошел четыре стадии развития за всю историю существования: ведизм, брахманизм, джайнизм и непосредственно индуизм. Ведизм - этап в истории индуизма, в котором главный смысл религии содержался в ведах (священные тексты и каноны) и жертвоприношениях множеству богов. Однако у людей начали появляться вопросы о том, как именно появилось человечество, поэтому следующей эпохой в развитии индуизма стал брахманизм, в котором появляется представление о первом космическом человеке - Пурушу. В брахманизме была одна не слишком привлекательная особенность: сильное и четкое деление на касты, каждая из которых, согласно мифологии, произошла из различных частей тела Пурушу. Из уст появились жрецы или брахманы, из плечей - воины и правители, из бедер Пурушу родились землевладельцы и торговцы, а из ступней - слуги. Из-за жесткого деления людей на касты начали появляться недовольные люди, в основном из числа слуг и мелких притесненных торговцев. Тогда родились более демократичные ответвления индуизма, например, буддизм и джайнизм. Если буддизм вскоре стал мировой религией, то джайнизм особенной популярности не имел из-за невозможных для большинства людей требований: в джайнизме присутствовало множество обетов и ограничений, в том числе обет длительного молчания (на месяцы и годы), долгого нахождения на морозе или солнце и т. д., поэтому немногие джайны были способны придерживаться своей религии. Тогда возникает сам индуизм, в основе которого лежит троебожие, то есть существуют три главных бога: Брахма (создатель вселенной), Вишну (ее охранитель) и Шива (разрушитель, появляющийся, чтобы стереть с лица земли предыдущую эпоху в истории и дать дорого новой).

Греческая же мифология вообще стоит на отдельной ступени всемирной истории. Именно по сюжетам древнегреческих мифов и легенд написано множество художественной и исторической литературы, именно мифы Древней Греции являются наиболее увлекательными для современной молодежи, как может показать один из проведенных мною опросов.

В нем я спросила ровно 40 человек: "Мифы какой из древних цивилизаций (Греция, Индия, Египет) вам наиболее интересны?". И вот какой результат я получила:

  • Люди, которым наиболее интересны мифы Греции: 29 человек.

  • Люди, которые больше интересуются египетскими мифами: 8 человек.

  • Люди, которые отдали предпочтение мифам Индии: 3 человека

Как известно, в древнегреческой мифологии существует культ богов, обитающих на священной горе Олимп. В Греции существовал антропоморфизм - или человекоподобие богов, то есть все греческие боги изображены как люди. Также существует и культ героев или полубогов-полулюдей, рожденных от связи бога с простым смертным человеком. У греков отношение к богам и героям было не такое восторженное и почтительное, как у египтян, и не такое отстраненно-боязливое, как у индусов. В Греции к божествам и их родственникам относились без особого трепета, хотя и с безусловным уважением. Вообще же Зевс (главный бог) и всё его семейство отождествлялось с семьей того или иного греческого правителя: Юпитер (так римляне называли Зевса) тоже созывал собрания и иногда обсуждал судьбы своих подчиненных, а всё остальное время проводил в увеселительных делах и пирах.

Глава III. Различия в проведении обрядов

Напоследок стоит уделить внимание обрядам в религиях Индии, Египта и Греции: обряды индусов всегда носили эротический характер: это были откровенные пляски с призывными криками, в то время как обряды и жертвоприношения в Египте были более спокойны и духовно возвышены, а греческие жертвоприношения на алтаре и вовсе состояли из тех частей тела принесенного в жертву животного, которые не годились в пищу. Греки считали, что боги и так сыты, одеты и всем довольны, и нужно лишь изредка показывать, что они не забыты и всё еще почитаемы. Вопреки такому халатному отношению к жертвоприношению, молитвы совершались греками ежедневно и постоянно.

Среди тех же 40 человек я провела еще один опрос, с помощью которого хотела выяснить: насколько хорошо современная молодежь знакома с мифологией Древних Индии, Египта или Греции?

  • Люди, хорошо знакомые с мифами и легендами хотя бы одной из стран: 14

  • Люди, частично или в общих чертах знающие о мифах хотя бы одной из стран: 25

  • Люди, вовсе не знакомые с мифологией всех предложенных стран: 1.

Таким образом проведенная мною работа показала, что всего 1 человек из 40 не знает мифологию хотя бы одной из трех величайших цивилизаций в истории человечества, что не может не радовать, ведь 97,5% опрошенных имеют о них представление.





Заключение

Я рассмотрела сами религии и частично отследила их историю развития. Какой можно сделать из этого вывод? Религии действительно различаются в первую очередь отношением людей к своим божествам. К примеру, в Египте сразу в нескольких крупных центрах зародилось несколько одинаково распространенных вариантов одной и той же религии, и для того, чтобы беспрепятственно верить в своих богов, которые были распространены в том уголке Египта, где родился человек, нужно и жить, и умереть в этом самом уголке. Это значит, что вероисповедания в Египте были локальны. В то же самое время в Индии существовали абсолютно другие проблемы: здесь "взаимопонимание" с богами достигалось на протяжении многих веков; народу Индии пришлось пройти 4 стадии индуизма, пока их религия не удовлетворила всем их потребностям. В Греции отношение человека к богам было не фамильярным, а несколько более свободным; греки бы не особенно удивились, если бы случайно увидели Геракла, расхаживающего по городскому базару, потому что для них было соврешенно ясно, что он есть: так почему же он не может быть среди них?

На основании проделанной работы я узнала много нового, провела опрос. Ответила на вопросы о теориях возникновения вселенной, о различиях в развитии религий этих древних цивилизаций, о различиях в проведении обрядов.





































Литература

  1. Энциклопедический лексикон (1834-1841) | Энциклопедический словарь, составленный русскими учёными и литераторами (1861-1863)

  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ, 1890-1907) | Настольный энциклопедический словарь (Гранат) (1895-1901) |
    Большая энциклопедия Южаков (1900-1907) | Энциклопедический словарь Граната (1910-1948)

  3. Большая советская энциклопедия (БСЭ, 1926-1990) | Малая советская энциклопедия (МСЭ, 1928-1960)
    Советский энциклопедический словарь (1979) | Большой энциклопедический словарь (1991)

  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (с 1996) | Энциклопедия «Кругосвет» (с 2000) | Русская Википедия (с 2001)

  5. Краткая российская энциклопедия (2003) | Новая российская энциклопедия (с 2003)

  6. Большая российская энциклопедия (БРЭ, с 2004) | Большая энциклопедия «Терра» (2006)