СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сословия в России XVII в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения урока по истории в 7 классе на тему: "Сословия в России XVII в"

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист для жюри»

Рабочий лист


Класс: .


Тема урока: __________________________________________________


Сословие____________________________________________________________________________________________________________________________


Сословия в России XVII в.:

  1. .

  2. .

  3. .

  4. .

  5. .

Сословие

Состав сословия

Служба или повинность

Собственность

Бояре








Духовенство





Посадские люди (горожане)




Служилые люди

.




Крестьяне







Закрепление:

Ответить «да» или «нет»

  1. Духовенство делилось на черное и белое .

  2. Крестьяне владели вотчинами и поместьями .

  3. Посадские люди занимались ремеслом и торговлей .

  4. Бояре платили государственные налоги .

  5. Служилые люди несли военную службу .

Рефлексия «Выбор»

  1. Я считаю, что занятие был

интересным_______ скучным

  1. Я научился

многому___________малому

  1. Я думаю, что слушал других

внимательно_______невнимательно

  1. Я принимал участие в дискуссии

часто_____________редко

  1. Результатами своей работы на уроке

доволен____________недоволен


Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Сословия в России XVII в»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

открытого урока по истории на тему «Сословия России в XVII в.».


Предмет

История

Класс

7

Тема урока

Сословия России в XVII в.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Планируемые образовательные результаты

Образовательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

– самостоятельно делать выводы;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

– участвовать в диалоге;
– слушать и понимать других;
– работать в группах.

- понимать важность учебы и познания нового,

- понимать ценности других народов

Основные понятия, изучаемые на уроке

Сословия, бояре, духовенство, посадские люди.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Проектор, презентация, компьютер.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Актуализация знаний

Деятельность учителя

– Здравствуйте, ребята.

Эпиграф

Сегодня мы с вами совершим экскурс в историю России XVII в. 

И отправимся в необычное путешествие.
Тема нашего урока «Сословия России в XVII в.»
– Запишите тему урока в тетрадь.

Деятельность учащихся

Записывают тему в тетрадь

Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Представьте, что вы живете в России XVII в.

Какое место вы хотели бы занять в структуре общества России?


Деятельность учащихся

- Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Целеполагание

Деятельность учителя

Итак, российское общество состоит из групп. Что необходимо узнать, чтобы решить нашу проблему?

Деятельность учащихся

Предполагаемые ответы:

  • Как называются группы

  • Какие группы есть в русском обществе

  • Чем отличаются друг от друга

"Открытие" новых знаний.

Деятельность учителя: Какие общественные группы существовали в это время в Европе? Как они назывались?
Сословие – группа людей, имеющих права и обязанности, определенные законом.

Деятельность учащихся

Записывают в рабочий лист понятие «Сословие».

Учебные действия

Деятельность учителя


Деятельность учителя

Работа по группам. Каждая группа получает одно из сословий, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.

Сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Собственность

1.Бояре




2. Духовенство




3.Посадские люди (горожане)




4. Служилые люди




5. Крестьяне





Рефлексия

Деятельность учителя

Ответить «да» или «нет»

1. Духовенство делилось на черное и белое. (Да)
2. Крестьяне владели вотчинами и поместьями.  (Нет)
3. Посадские люди занимались ремеслом и торговлей. (Да)
4. Бояре платили государственные налоги. (Нет)
5. Служилые люди несли военную службу. (Да)


Деятельность учащихся

Рефлексия «Выбор»

  1. Я считаю, что занятие был

интересным_______ скучным

  1. Я научился

многому___________малому

  1. Я думаю, что слушал других

внимательно_______невнимательно

  1. Я принимал участие в дискуссии

часто_____________редко

  1. Результатами своей работы на уроке

доволен____________недоволен


Сословие

Состав сословия

Служба или повинность

Собственность

Бояре

Окольничьи, думное дворянство, думные дьяки


Состояли на государственной службе

Вотчины и поместья

Духовенство

Белое и черное

Царю не служили и повинностей не несли

Земельные участки и села с крестьянами


Посадские люди (горожане)

Ремесленники, купцы, мелкие торговцы

Службы не служат, но платят налоги

Торговые лавки, ремесленные мастерские

Служилые люди

«по прибору», стрельцы, пушкари, казаки

Несли военную службу

Получали жалование, владели оружием


Крестьяне


Владельческие, черносошные, свободные

Государственное тягло (налог)

Орудия сельскохозяйственного труда







Бояре.

До недавнего времени только мы бояре (окольничьи, думное дворянство, думные дьяки) были сословием в России, т. к. исправно состоим на государевой службе. Представляя феодальное сословие, мы имеем родовые земельные владениявотчины и поместья. Царская власть относится к нам благосклонно, укрепляет наши права на землю и подвластных крестьян. А в 1649 году Земский собор принял новое решение, по которому закреплялось вечное наше право на зависимых крестьян, и запрещался переход от одного хозяина к другому.



Духовенство

В XVII в. в России насчитывалось около 100-110 тыс. представителей белого духовенства и около 10 тыс. черного, монашествующего духовенства. Духовенство было освобождено от прямых налогов и имело свою церковную организацию, возвышавшую его над тягловыми сословиями. Впрочем, для человека Средневековья прежде всего значимо было предназначение духовенства, которое призвано радеть о спасении верующих.



Посадские люди (горожане)

В слободах на Москве, владения патриарха, митрополита, монастырей, бояр и всяких чинов людей, живут торговые и ремесленные люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и службы не служат. А те все города со всеми людьми, которые в тех городах живут, всех взял государь в тягло и в службы бездетно и бесповоротно, опричь кабальных людей.


Служилые люди

Служилые люди «по прибору» (по набору) мелкие землевладельцы на военной службе у князей, бояр, церкви, царя. Стрельцы – постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием, получали жалование деньгами, хлебом, иногда землей, жили слободами и имели семьи, занимались также ремеслом и торговлей. Пушкари – категория служилых людей, обслуживавших артиллерию, селились в городах особыми слободами, получали хлебное и денежное жалование, занимались ремеслом и торговлей. Казаки – военные люди, работавшие по найму, несшие военную службу в пограничных районов.



Крестьяне

Низы социальной пирамиды образовывали податные сословия, на которых было возложено государево тягло – совокупность денежных и натуральных повинностей в пользу государства. Государственное тягло несли и крестьяне.

Однако крестьянство не было однородной массой. Обычно их разделяли по принадлежности. Самой многочисленной группой были владельческие крестьяне, которые принадлежали светским землевладельцам. Черносошные – государственные крестьяне, владельцем которых было государство и сам царь. Кроме того, оставались свободные крестьяне, жившие на Севере.








Рабочий лист


Класс: .


Тема урока: __________________________________________________


Сословие____________________________________________________________________________________________________________________________


Сословия в России XVII в.:

  1. .

  2. .

  3. .

  4. .

  5. .

Сословие

Состав сословия

Служба или повинность

Собственность

Бояре








Духовенство





Посадские люди (горожане)





Служилые люди

.




Крестьяне








Закрепление:

Ответить «да» или «нет»

  1. Духовенство делилось на черное и белое .

  2. Крестьяне владели вотчинами и поместьями .

  3. Посадские люди занимались ремеслом и торговлей .

  4. Бояре платили государственные налоги .

  5. Служилые люди несли военную службу .

Рефлексия «Выбор»

  1. Я считаю, что занятие был

интересным_______ скучным

  1. Я научился

многому___________малому

  1. Я думаю, что слушал других

внимательно_______невнимательно

  1. Я принимал участие в дискуссии

часто_____________редко

  1. Результатами своей работы на уроке

доволен____________недоволен

Просмотр содержимого презентации
«Урок по истории учитель года»

Урок по истории  в 7 классе

Урок по истории в 7 классе

"Нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом".

В.Пикуль

Тема урока Сословия в России XVII в.

Тема урока

Сословия в России XVII в.

Сословие  – группа людей, имеющих права и обязанности, определенные законом.
  • Сословие – группа людей, имеющих права и обязанности, определенные законом.
Сословия в России

Сословия в России

  • Бояре
  • Духовенство
  • Посадские люди (Горожане)
  • Служилые люди
  • Крестьяне
Сословия в России XVII в. Сословие Состав сословия Служба или повинность Бояре Духовенство Собственность Посадские люди (горожане) Служилые люди Крестьяне

Сословия в России XVII в.

Сословие

Состав сословия

Служба или повинность

Бояре

Духовенство

Собственность

Посадские люди (горожане)

Служилые люди

Крестьяне

Бояре

Бояре

Духовенство

Духовенство

Посадские люди (горожане)

Посадские люди (горожане)

Служилые люди

Служилые люди

Крестьяне

Крестьяне

Сословия в России XVII в. Сословие Состав сословия Бояре Служба или повинность Духовенство Собственность  Окольничьи, думные дворяне, думные дьяки Посадские люди (горожане) Белое и черное Ремесленники, купцы, мелкие торговцы Состояли на государственной службе Царю не служили и повинностей не несли Вотчины и поместья Служилые люди Крестьяне «по прибору», стрельцы, пушкари, казаки Земельные участки и села с крестьянами Службы не служат, но платят налоги Торговые лавки, ремесленные мастерские Несли военную службу Владельческие, черносошные, свободные Получали жалование, владели оружием Государственное тягло (налог) Орудия сельскохозяйственного труда

Сословия в России XVII в.

Сословие

Состав сословия

Бояре

Служба или повинность

Духовенство

Собственность

Окольничьи, думные дворяне, думные дьяки

Посадские люди (горожане)

Белое и черное

Ремесленники, купцы, мелкие торговцы

Состояли на государственной службе

Царю не служили и повинностей не несли

Вотчины и поместья

Служилые люди

Крестьяне

«по прибору», стрельцы, пушкари, казаки

Земельные участки и села с крестьянами

Службы не служат, но платят налоги

Торговые лавки, ремесленные мастерские

Несли военную службу

Владельческие, черносошные, свободные

Получали жалование, владели оружием

Государственное тягло (налог)

Орудия сельскохозяйственного труда

Сословия в России XVII в.

Сословия в России XVII в.

Сословия в России XVII в . Сословие Состав сословия Бояре Служба или повинность Духовенство Посадские люди (горожане) Собственность  Окольничьи, думные дворяне, думные дьяки Служилые люди Царю не служили и повинностей не несли Вотчины и поместья Земельные участки и села с крестьянами Службы не служат, но платят налоги «по прибору», стрельцы, пушкари, казаки Крестьяне Торговые лавки, ремесленные мастерские Владельческие, черносошные, свободные Получали жалование, владели оружием Государственное тягло (налог) Состояли на государственной службе Белое и черное Ремесленники, купцы, мелкие торговцы Несли военную службу Орудия сельскохозяйственного труда

Сословия в России XVII в .

Сословие

Состав сословия

Бояре

Служба или повинность

Духовенство

Посадские люди (горожане)

Собственность

Окольничьи, думные дворяне, думные дьяки

Служилые люди

Царю не служили и повинностей не несли

Вотчины и поместья

Земельные участки и села с крестьянами

Службы не служат, но платят налоги

«по прибору», стрельцы, пушкари, казаки

Крестьяне

Торговые лавки, ремесленные мастерские

Владельческие, черносошные, свободные

Получали жалование, владели оружием

Государственное тягло (налог)

Состояли на государственной службе

Белое и черное

Ремесленники, купцы, мелкие торговцы

Несли военную службу

Орудия сельскохозяйственного труда

Рефлексия «Выбор» Я считаю, что занятие был интересным _______ скучным Я научился многому ___________ малому Я думаю, что слушал других внимательно _______ невнимательно Я принимал участие в дискуссии часто _____________ редко Результатами своей работы на уроке доволен ____________ недоволен

Рефлексия «Выбор»

  • Я считаю, что занятие был

интересным _______ скучным

  • Я научился

многому ___________ малому

  • Я думаю, что слушал других

внимательно _______ невнимательно

  • Я принимал участие в дискуссии

часто _____________ редко

  • Результатами своей работы на уроке

доволен ____________ недоволен