Конспект логопедического занятия на тему: « Состав слова. суффиксы.»
Цель: формирование умения анализировать морфологическую структуру слова через образование новых слов при помощи суффиксов, развитие связной речи через работу с деформированным текстом, развитие орфографической зоркости через автоматизацию правила ча - ща пиши с буквой а.
Задачи: развитие фонематических представлений через игры «Шифровальщики», «Кто в домике живёт?», «Угадай, сколько звуков?» в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов.
Увеличение словарного запаса по теме: «Дикие животные нашего леса» через расширение семантического поля,
Развитие речеслуховой памяти, внимание, логическое мышление, творческое воображение через отгадывание загадок с элементами программирования, «Найди лишнее», «Путаница».
Воспитывать любовь к животным, формировать сознание духовных ценностей: семьи, дома, труда через лексическую тему данного занятия, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи через формы работ: групповой, работа в парах, фронтальной.
Наглядные пособия и раздаточный материал: индивидуальные пособия, карточки, тетради.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сейчас мы с вами представим себя на облачке и отправимся в путешествие.
Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Мысленно нарисуйте облачко. Они бывают разной формы. Каждый своё представляет. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно спокойное, ровное. Вдох-выдох. Представьте мягкие, пушистые облака, проплывающие мимо нас. Яркое ласковое солнышко согревает нас. Подставьте свои щёчки. Вдох – выдох. Мы проплываем над лесом. Опуститесь чуть пониже, дотроньтесь до иголочек ёлки. Чувствуется покалывание ладошек. Ёлочка нас не хочет обидеть. Поют птицы. Вдох-выдох. Как хорошо в лесу! Как свободно! Вдох – выдох. Куда нас несёт облачко? Откройте глаза. Поморгайте ими. Отдохните.
2. Развитие фонематических представлений.
Так нас встретила лесная полянка.
Игра «Угадай, сколько звуков»?
Возьмите цифровой ряд от 1 до 10. Я буду называть слова, а вы должны посчитать количество звуков и показать их мне на пальцах. Задание выполняем молча.
Лиса, медведь, заяц, ёж.
- Ребята, в каких словах вы испытывали трудности?
- А сейчас отгадайте, кто в каком домике живёт?
Игра «Кто- кто в этом домике живёт»?
- В первой клетке царь зверей, самый сильный, самый гордый, самый опасный. Но название этого сильного зверя всего из 3 звуков. Кто же это? (лев).
- Во второй клетке зверь тоже свирепый. В его названии 4 звука. Кто это? (тигр)
- У этого зверя звук о находится между в и л. (волк)
- А у этого животного 3 звука, но 4 буквы, первый звук р.
- Кто был внимательным, может мне сказать, что животных я называла ещё одним словом. Каким?
- Звери.
- А вот есть ещё одно слово. Догадайтесь.
- В нём 7 звуков, все согласные мягкие, а все гласные - и.
- Хищники.
- Мы можем их всех назвать хищниками.
- Да.
- Но здесь есть одно лишнее слово. Как вы думаете, какое это слово?
Лев – это житель жарких стран. А мы говорим об обитателях леса.
Мы повстречались с лесными зверями в их доме – в лесу. Нас окружают высокие деревья, цветы, грибы. Но, давайте, не будем забывать, что мы здесь гости, а в гостях принято вести себя хорошо и прилично.
Побывав в гостях, мы научимся с вами вглядываться в слова, изменять их, объяснять смысл новых слов и многому другому.
3. Лексико-грамматические конструкции.
- Но не бывает такого, чтобы животные жили по - одиночке. У каждого зверя есть своя семья. Давайте вспомним их родственные связи.
- У меня здесь части слов, но не всё понятно. Сейчас я вам буду показывать другие части слова, а вы должны угадать, к какому слову можно отнести эту часть.
-иц-, -их- ят-, -ат-
- А кто мне может напомнить, какую часть слова мы добавляли?
- Суффикс.
- Что он делает со словом?
- Образует новые слова.
- У нас получается новое значение слов?
- Да.
- Как мы его обозначаем?
- Домиком.
- Как мы назовём слова первой колонки?
- Мамы или родители.
-Какие там суффиксы встречаются?
- -ИЦ- , - ИХ-
- Второй колонки?
-Детёныши.
- Посмотрите на суффиксы детёнышей. На какие две группы мы их можем разделить?
-Суффикс –АТ- и –ЯТ-.
- Кто-то может объяснить, а когда пишется -ат-, а когда –ят-?
- Ча - ща пиши с буквой а.
4. Игра «Прыгаем - приседаем».
- Давайте, потренируем себя в написании этих слов.
- Я буду называть слова. Вы, если услышите суффикс –АТ- - подпрыгиваете, а если –ЯТ- приседаете.
Сейчас мы каждое семейство должны соотнести с домом.
Я показываю карточки, вы читаете и помещаете их куда нужно.
- Берлога, дупло, нора, логово.
- Какое животное у нас осталось без домика?
- Заяц.
- А какой дом у зайца?
- Под кустиком.
- Кто-нибудь может объяснить, почему?
5. Фронтальная работа.
Тигрица – тигрята
Волчица – волчата
Зайчиха – зайчата
Медведица – медвежата
Лисица – лисята
Рысята
Тигрята
Бельчата
Волчата
Ежата
Ёж, медведь, барсук, енот
7 . Связная речь.
Работа с деформированными предложениями.
- Иду я сегодня на работу, вдруг зайчик – шустряк из кустов выбегает. Он меня испугался – «прямо душа в пятки ушла». Бросил конверт мне под ноги и только я его косого и видела. Давайте, посмотрим, что там?
- Ой, да здесь разбросанные предложения. Давайте их соберём по порядку, и может быть у нас что-то получится.
- Был сильный мороз.
- Женщины пошли к озеру за водой.
- На льду сидела лисица.
- Тявкает бедняжка, а убежать не может.
- Рыжая охотница ещё вечером села у проруби.
- Она долго поджидала добычу.
- Хвост и примёрз ко льду.
- Как в сказке.
- И что же у нас получилось?
- Радуга. Любят радугу все люди. И животные, наверное, тоже.
8. Записать только те слова, где есть суффикс. Учитель зачитывает слова : гора, горка, лес, лесок, поле, полюшко, сом, сомище, внук, внучек, город, городок, мяч, мячик, слово, словечко.
9. «ВОЛЧОК». Нужно в течение 3 минут разложить начало слов и суффиксы так, чтобы получились правильные слова.
Суффиксы – ЧИК и ОК
Начало слов: паль, голос, нос, кус, вис, сач, крюч, одуван, маль, карман, волч, стуль, колос.
Пальчик, голосок, носок, кусок, висок, сачок, крючок, одуванчик, мальчик, карманчик, волчок, стульчик, колосок.
10. БЛИЦ-ОПРОС.
Учит детей - учитель
Служит на границе - пограничник
Пашет землю - пахарь
Сочиняет сказки - сказочник
Дрессирует зверей – дрессировщик
Печет булки - булочник
Командует полком - полковник
Учится в школе - ученик
Печет пироги - пекарь
Ходит на лыжах - лыжник
Ходит в разведку - разведчик
Убирает во дворе - дворник
Продает товары - продавец
Ходит на охоту - охотник
Водит автомобиль- водитель
Добывает нефть – нефтяник
Играет на скрипке - скрипач
Рисует картины - художник
Играет на балалайке – балалаечник
Играет в волейбол- волейболист
Играет на флейте – флейтист
Пишет книги- писатель.
11. Итог.
Мы сегодня с вами проделали большую работу. Мыс вами повторили суффиксы животных, мы выполняли разнообразные задания, я думаю, все эти знания вы можете применить на своих занятиях, а вот, кто скажет, а что ещё самое главное было на нашем занятии? У всех живых существ есть семья, есть дом, а создание очага есть великий труд. Вы даже песню про это прослушали. Создать, а потом сохранить и приумножить – не это ли счастье? А для нас сегодня счастье – хороший труд, от которого мы получили радость.
д/з. Выдели суффиксы из слов. Запиши слова в тетрадь, обозначьте суффиксы и корень.
Цветок, ножик, листок, грибок, дубок.
д/з. Выдели суффиксы из слов. Запиши слова в тетрадь, обозначьте суффиксы и корень.
Цветок, ножик, листок, грибок, дубок.