Составление индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Я познакомлю Вас с моделью индивидуального образовательного маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ.
(Слайд 2) В подготовительную логопедическую группу включены 20 человек. 10 из них на данный момент имеют статус ОВЗ (тяжелое нарушение речи), еще трое ждут прохождения ТОПМПК. Согласно заключению Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, диагноз у этих ребят – общее недоразвитие речи II и III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Остальные обучаются по коррекционно-развивающей программе.
(Слайд 3) Воспитанники со статусом ОВЗ обучаются по адаптированной основной образовательной программе для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
(Слайд 4) Для каждого из этих ребят на основе заключения территориальной ПМПК, а также с учетом первичного обследования учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогической характеристики воспитателя и пожеланий родителей необходимо разрабатывать ежегодно индивидуальный образовательный маршрут, который утверждается специалистами психолого-педагогического консилиума детского сада.
(Слайд 5) Цель индивидуального образовательного маршрута – выстраивание эффективной системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
(Слайд 6) В основе каждого разработанного индивидуального маршрута лежит ряд принципов, один из которых – принцип тесного взаимодействия всех специалистов.
(Слайд 7) Для чего необходима комплексная работа специалистов, ведь диагнозы у детей нашего детского сада – общее недоразвитие речи, дизартрия? Дело в том, что у таких детей помимо нарушений разных областей речи, также страдает общая и мелкая моторика, координация, дыхательные процессы, темп и плавность движений, высшие психические функции (такие как мышление, память, восприятие, внимание). Сопутствующим может быть синдром дефицита внимания и гиперактивность.
(Слайд 8) Соответственно, чтобы преодолеть всё вышеперечисленное, усилий только учителя-логопеда недостаточно. Нужна комплексная работа всех специалистов, воспитателя и родителей.
(Слайд 9) Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в течение года происходит по следующему алгоритму:
I этап – подготовительный (разносторонняя диагностика ребенка, обозначение проблем и способов ее решения);
II этап – заседание психолого-педагогического консилиума ДОУ, направление ребенка на территориальную комиссию;
III этап – разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут;
IV этап – проводится коррекционно-развивающая работа (индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с воспитателем, специалистами);
В декабре (V этап) проводится промежуточная диагностика (с целью выявления динамики в развитии, внесения коррективов в ИОМ при необходимости);
В мае (VI этап) – итоговая диагностика (даются рекомендации и обозначаются перспективы).
(Слайд 10) Предлагаем Вам структуру индивидуального образовательного маршрута. Образовательный маршрут включает в себя девять разделов:
(Слайд 11) I. Общие сведения о ребенке. Здесь содержится личная информация о ребенке и родителях, далее приводится подробная характеристика индивидуального развития ребенка по пяти образовательным областям на момент направления на территориальную комиссию, либо на начало учебного года.
Например, группа здоровья I. Обстановка в семье (в том числе речевая) благоприятная. Девочка дружелюбная, на замечания реагирует адекватно, интерес к занятиям нестабильный. Познавательное развитие близко к норме: трудности вызывает подбор обобщающего слова к ряду предметов. Наблюдаются некоторые нарушения в конструктивном праксисе. В плане речевого развития: нарушено произношение группы шипящих звуков и соноров. Встречаются ошибки в словах сложного слогового состава; допускает ошибки в словоизменении и словообразовании; затрудняется в пересказе, встречаются аграмматизмы в речи. Речь монотонная, невыразительная. Не всегда получается складывать бумагу, штриховку выполняет неаккуратно. При исполнении песен, инсценировании сценок, хороводов движения невыразительны, торопливы. Грубых нарушений со стороны моторной сферы нет, но мелкая моторика развита недостаточно.
(Слайд 12) Далее педагог-психолог дает характеристику индивидуально-психологических особенностей ребенка, отмечает поведенческие проблемы.
Затем описываются индивидуальные особенности, интересы ребенка и предпочитаемые виды деятельности.
Приводятся заключение и рекомендации ТПМПК. Например: диагноз – общее недоразвитие речи III уровня у ребенка с дизартрией. Рекомендована работа над базовыми психическими процессами, коррекция звукопроизношения, формирование фонематических процессов, развитие грамматического оформления связной речи, обогащение словарного запаса в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста.
(Слайд 13) Ниже оценивается готовность родителей к совместной работе с педагогами ДОУ, приводятся режим пребывания ребенка в детском саду, информация о воспитателях и специалистах сопровождения, цели взаимодействия на текущий период.
(Слайд 14) II раздел. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – это сетка с указанием количества занятий в неделю, форм их проведения, фамилий ответственных педагогов.
(Слайд 15) В III разделе прописываются ресурсы образовательного учреждения для построения комфортной среды для конкретного ребенка.
(Слайд 16) В IV разделе описываются особенности построения образовательного процесса: организации рабочего места, формы, методы и приемы работы с ребенком, формы работы с родителями.
(Слайд 17) В V разделе приводятся особенности комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка.
(Слайд 18) Перед педагогами ставятся конкретные мониторинговые, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи, совместная реализация которых обеспечит эффективное сопровождение ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных, психофизических и возрастных особенностей.
(Слайд 19) Следующий раздел достаточно объемный, включает подробное описание коррекционной работы каждого педагога и специалиста с данным ребенком.
Работа воспитателя прописана по образовательным областям с подробным описанием видов детской деятельности и форм образовательной деятельности воспитателя.
(Слайд 20) В четвертой колонке приводятся результаты мониторинга уровня эффективности педагогических воздействий. В пятой колонке дается оценка результатов работы.
(Слайд 21) Вот каков может быть итог коррекционной работы воспитателя на конец года: девочка стала более организованной, дисциплинированной. Уровень познавательного, художественно-эстетического, речевого и физического развития достиг возрастной нормы.
(Слайд 22) Деятельность учителя-логопеда прописана по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие понимания речи, развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания,
(Слайд 23) развитие мелкой моторики, работа над слоговой структурой слов, звукопроизношение,
(Слайд 24) словарный запас, грамматический строй,
(Слайд 25) связная речь, обучение грамоте. По результатам мониторинга, проведенного в конце учебного года учителем-логопедом, все перечисленные области сформировались в соответствии с возрастными нормами. С точки зрения звукопроизношения речь чистая.
(Слайд 26) Ниже приведены задачи, формы деятельности и мониторинг эффективности работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ. Результатом ее работы может быть сформированность базовых психических процессов в пределах возрастной нормы.
(Слайд 27) Далее инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель констатируют, что на сегодняшний день физическое и
(Слайд 28) музыкальное развитие девочки достигло нормы.
(Слайд 29) В седьмом разделе подводятся общие результаты работы с ребенком по индивидуальному образовательному маршруту на основании итоговой диагностики всех специалистов и беседы с родителями. В данном случае сделано следующее заключение: «Значительно улучшились показатели по всем образовательным областям. Девочка может быть выпущена из речевой группы с чистой речью. Общее недоразвитие речи III уровня успешно преодолено. В подготовительной к школе группе рекомендована основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 30». Также родителям даются рекомендации для работы с ребенком в домашних условиях.
В приложении к индивидуальному образовательному маршруту педагоги прикладывают тексты заданий, игр, упражнений и пр. Также оформляется список необходимой учебной, методической, справочной литературы.
2