Тема: «Знакомство с составными задачами».
Цели урока:
познакомить с понятием «составная задача»; научить отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи;
развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, сообразительность, абстрактное мышление, положительную мотивацию к обучению;
воспитывать интерес к урокам математики.
Оборудование: таблицы-опоры краткой записи задач, схемы-модели, карточки с выражениями на сложение/вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(На доске записана пословица: "Век живи – век учись".)
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
(Варианты ответов детей.)
Учитель: Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
Дети: Да.
Учитель: Хорошо, приступаем к работе.
(Дети записывают в тетрадях число.)
II. Актуализация опорных зна ний и мотивация
а) устный счёт
Учитель: Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значение этих числовых выражений.
На доске:
45 + 20 = а 30 + 47 = з
83 – 60 = и 34 – 3 = ч
50 – 8 = а 43 + 7 = д
(ответы записаны на перевёрнутых листочках, с обратной стороны которых написаны буквы)
Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значение.
Учитель: Проверьте друг у друга правильность вычислений.
(Взаимопроверка выполнения задания.)
Учитель: Назовите числа, которые вы получили.
(Дети зачитывают и проверяют. На доске переворачиваются листочки с ответами.)
Учитель: Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов "смайликом" на полях.
(Дети выполняют самооценивание.)
Учитель: А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд в тетрадях в строчку, через запятую.
Учитель: О чём мы будем сегодня говорить?
Дети: О задачах.
(На доске открывается часть темы.)
б) повторение изученного о задачах
Учитель: А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах.
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на нахождение суммы.)
![]()
Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
Дети: Это задача на нахождение суммы.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько всего? или Сколько вместе?
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
![]()
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
Учитель: Составьте подобную задачу.
(Дети предлагают свои варианты.)
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)
![]()
Учитель: Что можете сказать об этой задаче?
Дети: Это задача на уменьшение числа на несколько единиц.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько единиц во второй части.
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
![]()
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а – в.)
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на увеличение числа на несколько единиц.)
![]()
Учитель: Что можете сказать об этой задаче?
Дети: Это задача на увеличение числа на несколько единиц.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько единиц во второй части.
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
![]()
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
Учитель: А теперь прочитайте выделенные задачи в учебнике на стр.54. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?
Дети: На уменьшение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано "на 5 флажков меньше".
Учитель: Какая схема условия и схема-модель подходит ко второй задаче? Почему?
Дети: На увеличение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано "на 5 флажков больше".
III. Постановка учебной задачи
(На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
![]()
Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
(Дети в замешательстве.)
Учитель: Что вас смутило? Сколько вопросов в этой задаче? Какие?
Дети: В этой задаче два вопроса. Первый – сколько единиц во второй части, второй – сколько всего.
Учитель: Из каких двух задач составили эту задачу?
(Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
Учитель: Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи?
(Дети догадываются: составные задачи.)
Учитель: Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи. Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
(На доске появляются вспомогательные слова:
Научимся отличать ...
Будем учиться записывать .....
Будем учиться решать ..)
Учитель: Узнаем, что такое составная задача, научимся отличать составные задачи от простых; будем учиться записывать условие составной задачи; решать составные задачи.
IV. "Открытие" нового знания
а) анализ и краткая запись условия задачи
Уч.стр.55 №140
Учитель: Прочитаем текст первого абзаца. Нужно ли выполнять арифметическое действие, чтобы ответить на поставленный вопрос? Почему?
Дети: Нет. Мы можем ответить без выполнения арифметических действий: если у Миши на 8 марок меньше, то у Коли на 8 марок больше.
Учитель: Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.
Дети: Сколько марок у Миши? Сколько марок у обоих мальчиков?
Учитель: Посмотрите как записала решение Маша и скажите, какой вопрос она поставила к условию?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Почему вы так считаете?
Дети: У Миши на 8 меньше, значит могло быть столько же, но без 8.
Учитель: А какой вопрос задал Миша?
(Дети находятся в замешательстве.)
Учитель: Очевидно, Миша поставил такой вопрос, на который не ответишь, выполнив только одно действие. Поэтому в его записи показано, что он выполнил сначала одно действие – 1), а потом второе – 2).
На доске записано:
1) 38 – 8 = 30(м.)
2) 38 + 30 = 68 (м.)
Ответ:
Учитель: Что Миша узнал, выполнив первое действие?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Какой это вид задач?
Дети: На уменьшение числа на несколько единиц.
(На доске вывешивается схема-модель задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)
Учитель: Что Миша находит вторым действием?
Дети: Сколько марок всего у Коли и у Миши.
Учитель: Какой это вид задач?
Дети: На нахождение суммы.
Учитель: Какой же главный вопрос задавал Миша к условию задачи?
Дети: Сколько всего марок у мальчиков.
Учитель: Какой ответ в этой задаче?
Дети: Всего 68 марок.
Учитель: Какую задачу получил Миша?
Дети: Миша получил составную задачу.
V. Первичное закрепление
Учитель: Запишем условие и решение следующей задачи. Прочитайте текст задачи.
Чем эта задача отличается от предыдущей?
Дети: Количеством марок у мальчиков. У Миши теперь марок больше.
Записывает на доске один из обучающихся.
а) краткая запись условия задачи
Учитель: О чём задача?
Дети: О марках.
Учитель: Какие главные слова выделим для записи условия?
Дети: «У Коли» и «У Миши».
Учитель: Знаем ли сколько марок у Коли?
Дети: Да, 3 марки.
Учитель: Запишем. Знаем ли сколько марок у Миши? Как это покажем?
Дети: Нет. Поставим знак вопроса.
Учитель: Что нам известно о количестве Мишиных марок? Как это покажем?
Дети: Их на 2 больше. Запишем после вопроса эту подсказку.
Учитель: Прочитайте вопрос задачи.
Дети: Сколько марок у Коли и у Миши вместе?
Учитель: Как покажем это в условии?
Дети: Фигурной скобкой со знаком вопроса.
б) составление схемы-модели
Учитель: Построим схему-модель. Как покажем Колины и Мишины марки?
Дети: Двумя отрезками.
Учитель: Какой отрезок будет больше? Почему?
Дети: Второй. Потому, что у Миши марок больше на 2
Учитель: Обозначьте отрезки данными.
(Дети обозначают.)
Учитель: Как покажем главный вопрос задачи?
Дети: Фигурной скобкой.
Учитель: Сколько вопросов в задаче?
Дети: Два.
Учитель: Какой вопрос главный?
Дети: Сколько всего марок у мальчиков.
Учитель: Как найти сколько всего?
Дети: Надо к Колиным маркам прибавить Мишины марки?
Учитель: Можем ли сразу выполнить это действие? Почему?
Дети: Нет. Мы не знаем сколько марок у Миши.
Учитель: Как найти сколько марок у Миши? Почему?
Дети: К 3 прибавить 2. Потому, что у Миши на 2 марки больше, а у Коли 3 марки.
Учитель: Сколько действий в решении задачи?
Дети: Два.
Учитель: Что найдём первым действием?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Запишем первое действие. Что найдём вторым действием?
Дети: Сколько марок всего у мальчиков.
Учитель: Запишем второе действие.
1) 3 + 2 = 5 (м.) – у Миши.
2) 3 + 5 = 8 (м.)
г) запись ответа
Учитель: Как запишем ответ задачи?
Дети: Ответ: всего 8 марок.
Учитель: Запишем ответ.
VI. Включение в систему знаний
(Вывешивается схема-модель составной задачи на увеличения числа на несколько единиц и нахождение суммы)
![]()
Учитель: Давайте попробуем составить буквенное выражение к этой задаче по схеме-модели. Каков главный вопрос задачи?
Дети: Сколько всего.
Учитель: Как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: К первой части прибавить вторую.
(На доске учитель пишет: «I + II»)
Учитель: Первая часть известна?
Дети: Да – а.
(На доске: «I + II»)
а
Учитель: Вторая часть известна?
Дети: Нет.
Учитель: Что сказано о второй части?
Дети: Она на в меньше.
Учитель: Каким буквенным выражением можем это показать?
Дети: а + в.
(На доске: « I + II »)
а а + в.
Учитель: Какое выражение мы получили?
Дети: а + (а + в).
VII. Итог урока, рефлексия
Учитель: С каким понятием мы сегодня познакомились?
Дети: Составные задачи.
Учитель: Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей?
Дети: Да.
Учитель: Что на уроке у вас получилось особенно хорошо? Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале.
(Дети оценивают свою работу.)
Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с составными задачами и узнаем об особой записи хода рассуждений при решении задач, которая называется «дерево-рассуждений».
Составные задачи по математике для 2 класса
Утром на одном кусте распустилось 14 роз, а на другом на 5 роз меньше. Сколько роз распустилось на двух кустах?
Во дворе гуляло 7 кур и 4 петуха. Когда несколько птиц ушло, то осталось 5. Сколько птиц ушло?
Для украшения класса купили 8 красных шаров, а зелёных на 4 больше. Сколько всего шаров купили?
В одной вазе было 12 слив, а в другой 18 слив. 15 слив съели. Сколько слив осталось?
На одной полке было 40 книг, а на другой на 5 книг меньше. Сколько книг было на двух полках?
Мама испекла пироги. Когда сыну дала 7 пирогов, дочке 8 пирогов, то осталось 6 пирогов. Сколько пирогов испекла мама?
В одном доме живут 30 человек, а в другом на 6 человек больше. Сколько человек живут в двух домах?
В автобусе ехали 30 человек. На остановке из автобуса вышли 5 человек, а вошли 12 человек. Сколько человек стало в автобусе?
У Саши 26 машин. 9 из них – легковые, 7 – тракторы, а остальные – грузовые машины. Сколько грузовых машин у Саши?
На верхней полке шкафа 4 чашки, на средней – 6 чашек, а на нижней столько, сколько на верхней и средней вместе. Сколько чашек на нижней полке?
В цирке 5 пантер, 7 львов, а тигров столько, сколько пантер и львов вместе. Сколько тигров в цирке?
В первом классе 20 учеников, во втором – 30 учеников, а в третьем 15 учеников. Сколько всего учеников в трёх классах?
К Новому году Наташа купила 15 ёлочных шариков, а снежинок - на 5 меньше. Сколько шариков и снежинок купила Наташа?
В магазине продали 30 кг картофеля, а моркови – на 5 кг больше. Сколько всего килограммов овощей продали?
У Бахыта было 40 тенге. Папа дал ему ещё 20 тенге, вечером мама дала ему ещё 30 тенге. Сколько тенге стало у Бахыта?
Жанеля истратила 85 тенге, а Алма – на 50 тенге меньше. Сколько всего тенге истратили девочки?
В саду 48 деревьев. Из них 13 яблонь, 9 груш, а остальные – сливы. Сколько слив в саду?
Велосипедист в первый день проехал 32 км, во второй день – на 18 км больше. Сколько всего километров проехал за 2 два дня велосипедист?
В двух забегах участвовали 80 спортсменов. В первом забеге с дистанции сошли 10 спортсменов, а во втором – ещё 20 спортсменов. Сколько спортсменов осталось участвовать в забегах?
Во дворе гуляли 17 кур, две курицы убежали на улицу, а во двор прибежали 4 петуха. Сколько птиц стало во дворе?
На горке катались 12 детей, трое ушли домой, а пришли 6 человек. Сколько детей стали кататься на горке?
Даша угостила подруг конфетами. Когда она дала Лене 6 конфет, Тане 8 конфет, у неё осталось 4 конфеты. Сколько конфет было у Даши?
У бабушки на тарелке было 11 блинчиков. Она отдала 5 блинчиков Ане, а сама испекла ещё 8 блинчиков. Сколько блинчиков стало на тарелке?
В трёх коробках 38 карандашей. В первой коробке 12 карандашей, во второй 9. Сколько карандашей в третьей коробке?
В парке посадили 23 липки, а дубков на 7 больше. Сколько всего деревьев посадили в парке?
Тема: Составные задачи
Цели урока:
Развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, сообразительность, абстрактное мышление, положительную мотивацию к обучению;
Оборудование: таблицы-опоры краткой записи задач, схемы-модели, карточки с выражениями на сложение/вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел.
ХОД УРОКА
Самоопределение к деятельности
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(На доске записана пословица: "Век живи – век учись".)
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
(Варианты ответов детей.)
Учитель: Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
Дети: Да.
Учитель: Хорошо, приступаем к работе.
(Дети записывают в тетрадях число.)
Актуализация опорных знаний и мотивация
а) устный счёт
Учитель: Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значение этих числовых выражений.
На доске:
45 + 20 = а 30 + 47 = з
83 – 60 = и 34 – 3 = ч
50 – 8 = а 43 + 7 = д
(ответы записаны на перевёрнутых листочках, с обратной стороны которых написаны буквы)
Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значение.
Учитель: Проверьте друг у друга правильность вычислений.
(Взаимопроверка выполнения задания.)
Учитель: Назовите числа, которые вы получили.
(Дети зачитывают и проверяют. На доске переворачиваются листочки с ответами.)
Учитель: Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов "смайликом" на полях.
(Дети выполняют самооценивание.)
Учитель: А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд в тетрадях в строчку, через запятую.
Учитель: О чём мы будем сегодня говорить?
Дети: О задачах.
(На доске открывается часть темы.)
б) повторение изученного о задачах
Учитель: А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах.
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на нахождение суммы.)
![]()
Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
Дети: Это задача на нахождение суммы.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько всего? или Сколько вместе?
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
![]()
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
Учитель: Составьте подобную задачу.
(Дети предлагают свои варианты.)
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)
![]()
Учитель: Что можете сказать об этой задаче?
Дети: Это задача на уменьшение числа на несколько единиц.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько единиц во второй части.
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
![]()
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а – в.)
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на увеличение числа на несколько единиц.)
![]()
Учитель: Что можете сказать об этой задаче?
Дети: Это задача на увеличение числа на несколько единиц.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько единиц во второй части.
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
![]()
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
Учитель: А теперь прочитайте выделенные задачи в учебнике на стр.54. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?
Дети: На уменьшение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано "на 5 флажков меньше".
Учитель: Какая схема условия и схема-модель подходит ко второй задаче? Почему?
Дети: На увеличение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано "на 5 флажков больше".
Постановка учебной задачи
(На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
![]()
Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
(Дети в замешательстве.)
Учитель: Что вас смутило? Сколько вопросов в этой задаче? Какие?
Дети: В этой задаче два вопроса. Первый – сколько единиц во второй части, второй – сколько всего.
Учитель: Из каких двух задач составили эту задачу?
(Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
Учитель: Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи?
(Дети догадываются: составные задачи.)
Учитель: Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи. Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
(На доске появляются вспомогательные слова:
Научимся отличать ...
Будем учиться записывать .....
Будем учиться решать ..)
Учитель: Узнаем, что такое составная задача, научимся отличать составные задачи от простых; будем учиться записывать условие составной задачи; решать составные задачи.
"Открытие" нового знания
а) анализ и краткая запись условия задачи
Уч.стр.55 №140
Учитель: Прочитаем текст первого абзаца. Нужно ли выполнять арифметическое действие, чтобы ответить на поставленный вопрос? Почему?
Дети: Нет. Мы можем ответить без выполнения арифметических действий: если у Миши на 8 марок меньше, то у Коли на 8 марок больше.
Учитель: Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.
Дети: Сколько марок у Миши? Сколько марок у обоих мальчиков?
Учитель: Посмотрите как записала решение Маша и скажите, какой вопрос она поставила к условию?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Почему вы так считаете?
Дети: У Миши на 8 меньше, значит могло быть столько же, но без 8.
Учитель: А какой вопрос задал Миша?
(Дети находятся в замешательстве.)
Учитель: Очевидно, Миша поставил такой вопрос, на который не ответишь, выполнив только одно действие. Поэтому в его записи показано, что он выполнил сначала одно действие – 1), а потом второе – 2).
На доске записано:
1) 38 – 8 = 30(м.)
2) 38 + 30 = 68 (м.)
Ответ:
Учитель: Что Миша узнал, выполнив первое действие?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Какой это вид задач?
Дети: На уменьшение числа на несколько единиц.
(На доске вывешивается схема-модель задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)
Учитель: Что Миша находит вторым действием?
Дети: Сколько марок всего у Коли и у Миши.
Учитель: Какой это вид задач?
Дети: На нахождение суммы.
Учитель: Какой же главный вопрос задавал Миша к условию задачи?
Дети: Сколько всего марок у мальчиков.
Учитель: Какой ответ в этой задаче?
Дети: Всего 68 марок.
Учитель: Какую задачу получил Миша?
Дети: Миша получил составную задачу.
Первичное закрепление
Учитель: Запишем условие и решение следующей задачи. Прочитайте текст задачи.
Чем эта задача отличается от предыдущей?
Дети: Количеством марок у мальчиков. У Миши теперь марок больше.
Записывает на доске один из обучающихся.
а) краткая запись условия задачи
Учитель: О чём задача?
Дети: О марках.
Учитель: Какие главные слова выделим для записи условия?
Дети: «У Коли» и «У Миши».
Учитель: Знаем ли сколько марок у Коли?
Дети: Да, 3 марки.
Учитель: Запишем. Знаем ли сколько марок у Миши? Как это покажем?
Дети: Нет. Поставим знак вопроса.
Учитель: Что нам известно о количестве Мишиных марок? Как это покажем?
Дети: Их на 2 больше. Запишем после вопроса эту подсказку.
Учитель: Прочитайте вопрос задачи.
Дети: Сколько марок у Коли и у Миши вместе?
Учитель: Как покажем это в условии?
Дети: Фигурной скобкой со знаком вопроса.
б) составление схемы-модели
Учитель: Построим схему-модель. Как покажем Колины и Мишины марки?
Дети: Двумя отрезками.
Учитель: Какой отрезок будет больше? Почему?
Дети: Второй. Потому, что у Миши марок больше на 2
Учитель: Обозначьте отрезки данными.
(Дети обозначают.)
Учитель: Как покажем главный вопрос задачи?
Дети: Фигурной скобкой.
Учитель: Сколько вопросов в задаче?
Дети: Два.
Учитель: Какой вопрос главный?
Дети: Сколько всего марок у мальчиков.
Учитель: Как найти сколько всего?
Дети: Надо к Колиным маркам прибавить Мишины марки?
Учитель: Можем ли сразу выполнить это действие? Почему?
Дети: Нет. Мы не знаем сколько марок у Миши.
Учитель: Как найти сколько марок у Миши? Почему?
Дети: К 3 прибавить 2. Потому, что у Миши на 2 марки больше, а у Коли 3 марки.
Учитель: Сколько действий в решении задачи?
Дети: Два.
Учитель: Что найдём первым действием?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Запишем первое действие. Что найдём вторым действием?
Дети: Сколько марок всего у мальчиков.
Учитель: Запишем второе действие.
1) 3 + 2 = 5 (м.) – у Миши.
2) 3 + 5 = 8 (м.)
г) запись ответа
Учитель: Как запишем ответ задачи?
Дети: Ответ: всего 8 марок.
Учитель: Запишем ответ.
Включение в систему знаний
(Вывешивается схема-модель составной задачи на увеличения числа на несколько единиц и нахождение суммы)
![]()
Учитель: Давайте попробуем составить буквенное выражение к этой задаче по схеме-модели. Каков главный вопрос задачи?
Дети: Сколько всего.
Учитель: Как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: К первой части прибавить вторую.
(На доске учитель пишет: «I + II»)
Учитель: Первая часть известна?
Дети: Да – а.
(На доске: «I + II»)
а
Учитель: Вторая часть известна?
Дети: Нет.
Учитель: Что сказано о второй части?
Дети: Она на в меньше.
Учитель: Каким буквенным выражением можем это показать?
Дети: а + в.
(На доске: « I + II »)
аа + в.
Учитель: Какое выражение мы получили?
Дети: а + (а + в).
Итог урока, рефлексия
Учитель: С каким понятием мы сегодня познакомились?
Дети: Составные задачи.
Учитель: Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей?
Дети: Да.
Учитель: Что на уроке у вас получилось особенно хорошо? Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале.
(Дети оценивают свою работу.)
Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с составными задачами и узнаем об особой записи хода рассуждений при решении задач, которая называется «дерево-рассуждений».
Тема: Ознакомление с составной задачей ( задачи на нахождение суммы и остатка)
Цель: формирование у учащихся знания о составных задачах
Задачи: познакомить с понятием «составная задача»; научить отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи;
развивать умение выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, сообразительность, абстрактное мышление, положительную мотивацию к обучению;
воспитывать интерес к урокам математики.
Ход урока:
Вводно – мотивационная часть
Психологический настрой
Устный счет
- Откройте свои тетради, запишите число. Сейчас будем с вами писать
математический диктант. Вы должны писать только ответы.
Сколько десятков в числе 14?
Назовите число, которое состоит из двух десятков.
Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найдите разность.
Найдите сумму чисел 10 и 6.
Какое число больше чем 3, на 10?
Какое число на 1 меньше 19?
Уменьшите число 12 на 2.
Сегодня я получила письмо из Простоквашино. Пишет нам (показ картинки кота Матроскина»
Дорогие ребята!
Помогите, пожалуйста, решить примеры.
Заранее благодарю.
Матроскин.
10
Работа над новым материалом.
В качестве подготовки дети устно решают задачи, предлагаемые учителем:
Мальчик сделал 3 бумажных кораблика, а потом еще 1. Сколько всего корабликов сделал мальчик?
Краткая запись на доске:
Сделал — 3 к. и еще 1 к.
Сколько всего...?
Учитель просит повторить задачу. Ученик: Мы знаем, что мальчик сделал 3 кораблика и еще 1. Учитель выставляет на наборном полотне карточки с цифрами 3 и 1. Нам нужно узнать, сколько всего корабликов сделал мальчик. Далее выясняют, каким действием решается задача. Дети записывают решение, используя карточки: 3 + 1 = 4.
Давайте продолжим задачу про этого мальчика. У мальчика было всего... Сколько всего у него было корабликов — мы только что узнали? (4)
Итак, у мальчика было 4 кораблика, 2 кораблика он подарил другу. Сколько корабликов у него осталось?
Краткая запись на доске, выполненная учителем (записать под первой краткой записью):
Было ...
Подарил — 2 к. Сколько осталось?
Задача решается коллективно, запись решения выкладывается на наборном полотне. Учитель выставляет карточки 4 и 2, дети дополняют запись: 4 — 2 = 2.
Посмотрим, как из этих двух задач можно составить одну.
Учитель обводит на доске две строки «Сколько всего...?» и «Было...» в кратких записях задач и зачеркивает их.
Таким образом, на доске остается запись:
Сделал — 3 к. и еще 1 к.
Подарил — 2 к.
Сколько осталось?
Прочитайте новую задачу. Мальчик сделал 3 кораблика и еще 1. 2 кораблика он подарил. Сколько корабликов у него осталось?
Новая задача, которую мы составили, отличается от тех задач, которые мы решали до сих пор, тем, что она решается двумя действиями. Ее решение записано на наборном полотне (3 + 1 = 4 4 — 2 = 2).
-Что мы узнавали первым действием?
-Сколько всего корабликов сделал мальчик. Сколько же корабликов сделал мальчик?
- Что мы узнали вторым действием? Сколько корабликов осталось у мальчика. Сколько же корабликов у него осталось? 4 — 2 = 2. Осталось 2 кораблика.
Можно решение этой задачи записать и одним примером. Что мы узнаем сначала? Каким действием? Запишем: 3 + 1. Это действие мы выполнили первым, поставим скобки: (3+ 1). Что дальше мы узнаем? Каким действием? Из суммы чисел 3 и 1 вычли число 2. Запись: (3 + 1) — 2. Далее дети проводят вычисления и говорят ответ на вопрос задачи. Запись: (3 + 1) — 2 = 2. Ответ: 2 кораблика.
Такие задачи называются составными, потому, что их составили из нескольких задач.
Решение задачи из учебника ( устно) (б)
Было — 7к. и 4 к.
Продали -5 к.
Осталось - ?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Что сначала нужно узнать? (сколько всего было корабликов)
Решение: 7+4=11(к.)
11- 5=6 (к.)
Выражение: (7+4)-5=6 (к.)
Работа над пройденным материалом.
5. Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 4 (по вариантам: I вариант — первая строка, II вариант — вторая).
6. Домашнее задание.
стр. 84 №3
Цель: ознакомление учащихся с составной задачей.
Задачи:
формировать учебную деятельность;
дать понятие о составной задаче;
развивать мыслительную деятельность.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: учебник "Математика" (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская), карточки с задачами, схемы задач.
Предполагаемый результат: ребенок в учебном процессе активный субъект, имеют понятие о составной задаче.
Этапы урока | Деятельность | Анализ урока |
учителя | ученика |
I. Организация класса | Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу | | Привлечение внимания к учебному материалу |
П. Устный счет | Предлагаю решить задачу на логику. Дровосек и Элли отправились на прогулку и взяли зонтик, одеяло и корзину. Железный Дровосек не нес ни зонтик, ни одеяло. Страшила не нес зонтик. Что нес каждый? | Дети внимательно слушают, выделяют главное, рассуждают, доказывают свое мнение | |
III. Работа над новым материалом | - Предлагаю детям найти задачу на увеличение числа на несколько единиц и решить ее. - Индивидуально работаю со слабыми учащимися. - Кто испытал затруднения в выполнении этой работы? Почему? - Мы умеем решать такие задачи? Открываю запись: Красная Шапочка испекла 9 пирожков с яблоками, а с грибами на 5 пирожков больше. Сколько всего пирожков испекла Красная Шапочка? Предлагаю решить | Читают. Выделяют нужную задачу, сравнивая с другими задачами. Решают самостоятельно. Красная Шапочка испекла 9 пирожков с яблоками, а с грибами на 5 больше. Сколько пирожков с грибами испекла Красная Шапочка? Подводят итог. Справились, не справились. Почему? Читают. Сравнивают. Выделяем структуру задачи | Учащимся выдаются карточки с разными видами задач. Приложение |
Проблемная ситуация | Почему не смогли? | Не могут решить. Анализируют, каких знаний им не хватило | |
IV. Сообщение темы и учебной задачи | - Какая тема урока? - Прочитайте. - Что мы сегодня на уроке математики будем изучать новое? Корректирую ответы учащихся. | Определяют учебную задачу (узнаем, что такое составная задача, почему она так называется, учатся решать составную задачу) | |
1. Анализ задачи | Работа с задачей осуществляется в трех направлениях: - анализ текста с точки зрения принадлежности к задачам; - устанавливаем взаимосвязь между всеми найденными частями задачи; - осознание роли каждой из частей в тексте задачи. Направляю работу детей. Подводим итог данного этапа урока. - Чем отличается эта задача от предыдущей? - Как вы думаете, почему такие задачи называют составными? - Найдите подтверждение в учебнике | 1. Выделяют части задачи. 2. Устанавливают взаимосвязь между ними. 3. Составляют и записывают краткую запись. 4. Делают заключение, что данную задачу в одно действие решить нельзя, что задача решается в два действия 5. Доказывают. 6. Решают. 7. Записывают ответ Предполагают. Высказывают свои мысли. Сравнивают свое определение с записью в учебнике. Делают вывод | |
2. Работа со схемами | | | Приложение |
3. Физминутка | Игра "Карлики - великаны" | | |
4. Составление задачи и самостоятельное решение | ![]() Кто может решить задачу самостоятельно? Кто встретил затруднения? Анализируем. К слабым учащимся подхожу, работаем индивидуально | Решают самостоятельно. Решают. Оценивают. Подводят итог | Дифференцированный подход |
V. Подведение итога | - Почему не смогли решить такого вида задачу в начале урока? - Какие задачи учились решать? - Кто понял, как решаются составные задачи? | Определяют, каких знаний им не хватало. Рефлексия своей деятельности на уроке | |
ель урока: Формировать понятие о составной задаче, формировать навыки составления и решения задачи по краткому условию; формировать навыки самообразовательной деятельности; формировать у учащихся навыки адекватной самооценки;
- развивать логическое и критическое мышление, внимание, память, умения анализировать и делать выводы; развивать познавательную активность учащихся; расширять читательский кругозор;
-воспитывать аккуратность, любовь к природе, доброжелательное отношение к окружающим.
Тип урока: изучение новой темы.
Тип урока: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ожидаемый результат: дети смогут решать составные задачи.
Смогут решать выражения на сложение и вычитание двузначных чисел
Оформление: карточки для устного счёта; зеленые карточки с разноуровневыми заданиями, жёлтые карточки для индивидуального счёта, карточки с буквами и ответами для письменных примеров; таблица «Оцени сам себя»,
Ход урока:
I.Психологический настрой.
- Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и здоровы. Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех нас.
Чтение стихотворения учителем.
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Сегодня на уроке мы будем закреплять умения вычислять, решать задачи и еще каждый из нас, хоть немножко, будет защитником природы.
II. Устный счет.
Ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Слайд №1
Прочитайте девиз урока.
- Как вы думаете, почему мы взяли его за девиз? (Потому что мы сегодня не будем бояться ошибок, а будем их исправлять.)
1.Работа в группах.
Как называется наука о взаимодействии природы и человека?
Дети решают примеры, находят соответствующие буквы, отгадывают слово "экология".
Реши примеры и получи слово, расставь числа в порядке возрастания (Карточки)
6 -Э 10-К 21-О 22-Л 24-О 39-Г 45-И 54-Я
31 – 25 = 57 – 47 = 40 – 19 = 15 + 7 =
66 – 42 = 26 + 13 = 92 – 47 = 32 + 12 =
Экология - греческое слово, означает дом, родина +логия - учения, наука
2. Самостоятельная работа. Слайд №2
Экологи не только любят и защищают природу , но они еще и хорошие математики. Мы сейчас тоже выясним ваши математические способности.
С дерева упали листочки с цифрами 3 5 6
Назовите эти числа. Какие они однозначные или двузначные?
Запишите при помощи этих цифр только двузначные, не повторяя этих цифр.
35, 36, 56, 53, 63, 65.
-Какие числа делятся на 2?
3. Работа с числами.
В мире насчитывают 8600 видов птиц, а зверей 4000 вида.406 видов растений Казахстана находятся на грани исчезновения. Слайд №3
Назовите, сколько лет живет птица?
Ворона – 120 , аист – 60, чайка – 25, орел – 104
- Кто больше живет?
- Кто меньше живет?
- Назовите двузначные числа?
- Назовите трехзначные числа?
-На сколько ворона живет дольше , чем чайка?
-Назовите четные и нечетные числа?
- Разложите числа на сумму разрядных слагаемых
4. Самостоятельная работа. Творческая работа.
Используя числа, придумайте условие задачи.
5. Решение задач на логическое мышление.
Экология –это наука о доме. Дом для человечества это наша огромная планета Земля. Природный дом оказался в опасности.
-Какие вы знаете раны, которые люди приносят природе?
(Исчезновение редких животных и растений, загрязнение рек, воздуха, загрязнение окружающей среды, вырубка леса. )
1)5 учеников вышли на полянку. Катя сорвала 3 тюльпана. Сколько прекрасных цветов было бы уничтожено, если бы так поступил каждый из ребят? 5*3 =15
2) Диме 9 лет, а его брату 6. Находясь в лесу они оставили на опушке упаковки из - под напитков. . Пластмассовые изделия разлагаются в течении 20 лет. Сколько лет будет Диме и его брату, когда оставленный ими мусор разложится?
9+20=29 лет Диме
6+20=26 лет брату
3) 12 фабричных труб загрязняло воздух в городе. В результате протестов жителей, город принял решение и в течении нескольких месяцев Труб загрязняющих воздух стало в 2 раза меньше. Сколько труб перестало дымить? 6
4) Высота дуба 40м, а кедра 45м. На сколько дуб ниже, чем кедр?
-Как нашли?
-Какое правило при решении этой задачи мы должны помнить?
7. Работа с геометрическим материалом. Слайд № 4 Ребята решили заготовить кормушки для птиц. Приготовили материал и сложили в таком виде.
-Сколько квадратов вы видите?
-Найдите периметр квадрата, если известно, что сторона равна 10см?
- Если у фанеры квадратной формы отпилить один угол, сколько углов останется? 5, 4, 3
Физминутка
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
Теперь руками
По сторонам его веди.
Нарисуй теперь квадрат.
Получилось? Очень рад!
Зажмурь глаза, теперь открой.
Работать будем мы с тобой!
III. Работа в тетрадях.
1.Чистописание.
10 -это количество заповедников в Казахстане.
Дайте характеристику числу 10
2. Арифметический диктант. Слайд№5
49 – 5 =44 25*11=275 85-27=58 46+34=80
54 + 6 =60 34*10=340 6*2=12 100-24=76
3.Объяснение новой темы. Слайд№6
Сравните задачи. Чем они похожи и чем отличаются?
Ребята окопали 12 яблонь и 8 груш. Сколько деревьев ребята окопали ?
В школьном саду было 30 яблонь и груш. Ребята окопали 12 яблонь.
Сколько деревьев осталось еще окопать?
Из этих двух условий задач составьте одну, так чтобы она решалась в два действия ?
В школьном саду было 30 яблонь и груш. Ребята окопали 12 яблонь и 8 груш.
Сколько деревьев осталось еще окопать?
О чем эта задача?
Для чего сажают деревья?
Как мы должны относится к деревьям?
Читаем условие задачи еще раз.
Что известно в задаче?
Что нужно найти в задаче?
Повторите условие задачи?
Можем мы сразу найти сколько деревьев осталось окопать? Почему?
Сможем найти сколько деревьев окопали? Как?
Задача решается во сколько действий?
Мы решили составную задачу. Как вы думаете, почему эта задача называется составной?
4.Первичное закрепление.
Дети посадили около школы 10 кленов, а лип на 8 больше. Сколько лип посадили дети?
О чем эта задача?
Читаем условие задачи еще раз.
Что известно в задаче?
Что нужно найти в задаче? Запишите условие.
Повторите условие задачи.
решите самостоятельно задачу
Почему задачу решили со знаком + ?
4) Работа по учебнику. Дифференцированное обучение
Дети с низкой мотивацией решают задачи №4 а стр 76
Дети с высокой мотивацией решают задачу №4б стр 76
IV. Итог урока
Чему научились на уроке?
Что узнали нового?
Кому было скучно на уроке?
Оцените свою работу.
V. Домашнее задание
стр 74, №1
Оцени себя сам! __________________________
1 2 3 4 5 6 Карт. Доп. Доп. Оценка
1. Дифференцированная работа по группам. Самостоятельное решение задач.
Первая группа самостоятельно решает задачу без краткой записи по действиям.
Слайд 11. «Ученики заготовили для птиц 9 кг семян липы, а рябины в 2 раза больше, чем липы. Сколько килограммов семян всего заготовили школьники?»
Слайд 12. Проверка самостоятельно по слайду.
1) 9х2=18 (кг)- рябины
2)18+9=27 (кг) – всего
9х2+9=27 (кг)
Ответ: 27 килограммов всего.
Вторая группа решает задачу по учебнику стр. 41 задача № 1 с предварительным разбором и схематич. чертежом. Проверка устно.
1) 6х3=18 ( р.) – в футбол
2) 18+6=24 (ч.) – всего
6х3+6=24 (ч.)
Ответ: 24 человека всего.
2. Работа с геометрическим материалом.
- Осенью люди сажают саженцы. Мы с вами сможем заняться полезным делом, посадив саженцы в лесу. Пусть наш лес будет ещё краше. Но прежде чем заняться посадкой, надо вычислить периметр участка, на котором будем высаживать саженцы. Каждая группа будет работать на своём участке.
Самостоятельное решение задач по группам.
Слайд 13.
1 группа. Длина участка 8 метров, а ширина в 4 раза меньше. Вычислите периметр участка.
2 группа. Решение задачи по краткой записи.
Д – 6 м
Ш – 4 м
Р - ? м
Проверка самостоятельно по слайду 14.
Слайд 14.
3. Решение примеров по учебнику. (Стр. 41 №5 (3))
- Перед посадкой саженцев вспомним правила порядка действий в примерах.
Один ученик решает у доски примеры с объяснением.
4. Парно-групповая работа.
- Сажать деревца удобнее вдвоём, помогая друг другу. Предлагаю выполнить работу в парах. На партах у вас карточки. Каждый выполняет свой вариант. Затем вам нужно найти выражения с одинаковыми значениями, соединив их стрелками. Решив примеры, вы узнаете, у какого дерева самый звонкий голос.
Слайд 15.
18 : 9 + 6 х 7 = 44 (100-76) : 8 = 3
(50-38) : 4 = 3 6 х 9 – 2 х 5 = 44
Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с составными задачами» по УМК «Гармония» Тема: «Знакомство с составными задачами». Цели урока: Познакомить с понятием «составная задача»; научить отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи; Развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, сообразительность, абстрактное мышление, положительную мотивацию к обучению; Воспитывать интерес к урокам математики. Оборудование: таблицы-опоры краткой записи задач, схемы-модели, карточки с выражениями на сложение/вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел. ХОД УРОКА I. Самоопределение к деятельности Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. (На доске записана пословица: «Век живи – век учись».) Учитель: Как вы понимаете эти слова?(Варианты ответов детей.)Учитель: Хотите сегодня чему-нибудь научиться?Дети: Да.Учитель: Хорошо, приступаем к работе.(Дети записывают в тетрадях число.) II. Актуализация опорных знаНий и мотивация А) устный счёт Учитель: Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значение этих числовых выражений. На доске: 45 + 20 = а 30 + 47 = з83 – 60 = и 34 – 3 = ч50 – 8 = а 43 + 7 = д (ответы записаны на перевёрнутых листочках, с обратной стороны которых написаны буквы) Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значение.Учитель: Проверьте друг у друга правильность вычислений.(Взаимопроверка выполнения задания.)Учитель: Назовите числа, которые вы получили.(Дети зачитывают и проверяют. На доске переворачиваются листочки с ответами.)Учитель: Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов «смайликом» на полях.(Дети выполняют самооценивание.)Учитель: А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд в тетрадях в строчку, через запятую.Учитель: О чём мы будем сегодня говорить?Дети: О задачах.(На доске открывается часть темы.) Б) повторение изученного о задачах Учитель: А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах. (На доске вывешивается схема краткой записи задачи на нахождение суммы.) Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.Дети: Это задача на нахождение суммы.Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?Дети: Один. Сколько всего? или Сколько вместе?Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?(Из схем-моделей выбирают.) Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а+ в.)Учитель: Составьте подобную задачу.(Дети предлагают свои варианты.)(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.) Учитель: Что можете сказать об этой задаче?Дети: Это задача на уменьшение числа на несколько единиц.Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой? Дети: Один. Сколько единиц во второй части.Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?(Из схем-моделей выбирают.) Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а– в.)(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на увеличение числа на несколько единиц.) Учитель: Что можете сказать об этой задаче?Дети: Это задача на увеличение числа на несколько единиц.Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?Дети: Один. Сколько единиц во второй части.Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?(Из схем-моделей выбирают.) Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а+ в.)Учитель: А теперь прочитайте выделенные задачи в учебнике на стр.54. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?Дети: На уменьшение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано «на 5 флажков меньше».Учитель: Какая схема условия и схема-модель подходит ко второй задаче? Почему?Дети: На увеличение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано «на 5 флажков больше». III. Постановка учебной задачи (На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.) Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.(Дети в замешательстве.)Учитель: Что вас смутило? Сколько вопросов в этой задаче? Какие?Дети: В этой задаче два вопроса. Первый– сколько единиц во второй части, второй –сколько всего.Учитель: Из каких двух задач составили эту задачу?(Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)Учитель: Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи?(Дети догадываются: составные задачи.)Учитель: Вот мы и выяснили тему урока:Составные задачи. Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?(На доске появляются вспомогательные слова: Научимся отличать …Будем учиться записывать …..Будем учиться решать..) Учитель: Узнаем, что такое составная задача, научимся отличать составные задачи от простых; будем учиться записывать условие составной задачи; решать составные задачи. IV. «Открытие» нового знания А) анализ и краткая запись условия задачи Уч. стр.55 №140Учитель: Прочитаем текст первого абзаца. Нужно ли выполнять арифметическое действие, чтобы ответить на поставленный вопрос? Почему?Дети: Нет. Мы можем ответить без выполнения арифметических действий: если у Миши на 8 марок меньше, то у Коли на 8 марок больше.Учитель: Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.Дети: Сколько марок у Миши? Сколько марок у обоих мальчиков?Учитель: Посмотрите как записала решение Маша и скажите, какой вопрос она поставила к условию?Дети: Сколько марок у Миши.Учитель: Почему вы так считаете?Дети: У Миши на 8 меньше, значит могло быть столько же, но без 8.Учитель: А какой вопрос задал Миша?(Дети находятся в замешательстве.)Учитель: Очевидно, Миша поставил такой вопрос, на который не ответишь, выполнив только одно действие. Поэтому в его записи показано, что он выполнил сначала одно действие – 1), а потом второе – 2).На доске записано: 1) 38 – 8 = 30(м.)2) 38 + 30 = 68 (м.) Ответ: Учитель: Что Миша узнал, выполнив первое действие?Дети: Сколько марок у Миши.Учитель: Какой это вид задач?Дети: На уменьшение числа на несколько единиц.(На доске вывешивается схема-модель задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)Учитель: Что Миша находит вторым действием?Дети: Сколько марок всего у Коли и у Миши.Учитель: Какой это вид задач?Дети: На нахождение суммы.Учитель: Какой же главный вопрос задавал Миша к условию задачи?Дети: Сколько всего марок у мальчиков.Учитель: Какой ответ в этой задаче?Дети: Всего 68 марок.Учитель: Какую задачу получил Миша?Дети: Миша получил составную задачу. V. Первичное закрепление Учитель: Запишем условие и решение следующей задачи. Прочитайте текст задачи. Чем эта задача отличается от предыдущей?Дети: Количеством марок у мальчиков. У Миши теперь марок больше. Записывает на доске один из обучающихся. А) краткая запись условия задачи Учитель: О чём задача?Дети: О марках.Учитель: Какие главные слова выделим для записи условия?Дети: «У Коли» и «У Миши».Учитель: Знаем ли сколько марок у Коли? Дети: Да, 3 марки.Учитель: Запишем. Знаем ли сколько марок у Миши? Как это покажем?Дети: Нет. Поставим знак вопроса.Учитель: Что нам известно о количестве Мишиных марок? Как это покажем?Дети: Их на 2 больше. Запишем после вопроса эту подсказку.Учитель: Прочитайте вопрос задачи.Дети: Сколько марок у Коли и у Миши вместе?Учитель: Как покажем это в условии?Дети: Фигурной скобкой со знаком вопроса. Б) составление схемы-модели Учитель: Построим схему-модель. Как покажем Колины и Мишины марки?Дети: Двумя отрезками.Учитель: Какой отрезок будет больше? Почему?Дети: Второй. Потому, что у Миши марок больше на 2Учитель: Обозначьте отрезки данными.(Дети обозначают.)Учитель: Как покажем главный вопрос задачи?Дети: Фигурной скобкой. В) решение Учитель: Сколько вопросов в задаче?Дети: Два.Учитель: Какой вопрос главный?Дети: Сколько всего марок у мальчиков.Учитель: Как найти сколько всего?Дети: Надо к Колиным маркам прибавить Мишины марки?Учитель: Можем ли сразу выполнить это действие? Почему?Дети: Нет. Мы не знаем сколько марок у Миши.Учитель: Как найти сколько марок у Миши? Почему? Дети: К 3 прибавить 2. Потому, что у Миши на 2 марки больше, а у Коли 3 марки.Учитель: Сколько действий в решении задачи? Дети: Два.Учитель: Что найдём первым действием? Дети: Сколько марок у Миши. Учитель: Запишем первое действие. Что найдём вторым действием? Дети: Сколько марок всего у мальчиков.Учитель: Запишем второе действие. 1) 3 + 2 = 5 (м.) – у Миши.2) 3 + 5 = 8 (м.) Г) запись ответа Учитель: Как запишем ответ задачи? Дети: Ответ: всего 8 марок.Учитель: Запишем ответ. VI. Включение в систему знаний (Вывешивается схема-модель составной задачи на увеличения числа на несколько единиц и нахождение суммы) Учитель: Давайте попробуем составить буквенное выражение к этой задаче по схеме-модели. Каков главный вопрос задачи?Дети: Сколько всего.Учитель: Как ответить на главный вопрос задачи?Дети: К первой части прибавить вторую.(На доске учитель пишет: «I + II»)Учитель: Первая часть известна?Дети: Да – а.(На доске: «I + II»)аУчитель: Вторая часть известна? Дети: Нет.Учитель: Что сказано о второй части?Дети: Она на в меньше.Учитель: Каким буквенным выражением можем это показать?Дети: а + в.(На доске: « I + II »)а а + в.Учитель: Какое выражение мы получили?Дети: А + (а + в). VII. Итог урока, рефлексия Учитель: С каким понятием мы сегодня познакомились?Дети: Составные задачи.Учитель: Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей?Дети: Да.Учитель: Что на уроке у вас получилось особенно хорошо? Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале.(Дети оценивают свою работу.)Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с составными задачами и узнаем об особой записи хода рассуждений при решении задач, которая называется«дерево-рассуждений».
См. на: http://www.inksystem-az.com/konspekt-uroka-pomatematike-vo-2-klasse/
Цели: Закрепление знания таблицы сложения и вычитания, развитие
вычислительных навыков, умения решать задачи, уравнения,
сравнивать величины, сравнивать задачи, воспитание
самостоятельности в работе;
Тип урока: урок закрепления знаний
Ход урока:
I.Организационный момент
- Добрый день, ребята!
- Добрый день, уважаемые гости!
II. Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним то, о чём говорили на последних уроках. А сейчас давайте запишем дату и вид работы.
5 декабря.
Классная работа.
- Какой по счёту сегодня день зимы? 5
- А месяц? 12
- Давайте выполним каллиграфическую минутку.
5
12
III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:
Решить примеры на карточках и прочитать слово.
ЗДАНИЕ
- Ребята, а кто знает, как будет здание на казахском языке?
ҒИМАРАТ
- А на английском?
BUILDINQ
- Рассмотрите внимательно здания, предложенные в учебнике. С. 109 № 1
- Какую форму имеют все эти здания?
- А у нас в Казахстане есть подобные здания?
Информация о Байтереке. См. приложение.
IV. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведе –
ния информации и упражнений в её применении по образцу
с. 109 № 2 , найти значение выражений (коллективно)
- Ребята, а в какой сказке рассказывается про яичко?
Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба……
Инсценировка «Золотое яичко». См. приложение
- Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.
А какой урок мы можем извлечь из этой сказки?
Молодцы, а в подарок нам от курочки корзинка с яичками. Они конечно не золотые, но и не совсем простые. Посмотрите в них задания. Ну что, готовы потрудиться?
1 задание: с. 109 № 3. Сравните и решите задачи.
Задачи.
1. Простая задача
Было – 12 яиц
Разбила – 5 яиц
Осталось - ? яиц.
12 – 5 = 7 (яиц)
Ответ: 7 яиц.
2. Составная задача
Пр. -6 яиц
З. -? яиц, на 2 яйца меньше ? яиц
6 – 2 = 4 (яй.) – золотые
6 + 4 = 10 (яй.) – всего
6 + (6 – 2) = 10 (яй.)
Ответ: 10 яиц.
- Ребята, а с какими ещё задачами мы познакомились?
2 задание: с. 109 № 4. Составьте и решите обратные задачи.
Пр.- 9 яиц
З. -? яиц 16 яиц
16 – 9 = 7 (яиц)
Ответ: 7 яиц.
Пр.- ? яиц
З. – 7 яиц 16 яиц
16 – 7 = 9 (яиц)
Ответ: 9 яиц.
Пр.- 9 яиц
З. – 7 яиц ? яиц
9 + 7 = 16 (яиц)
Ответ: 16 яиц.
Динамическая пауза.
« Цып, цып, мои цыплятки.
3 задание: с. 110 № 8. Составьте уравнение и решите его.
Уравнение.
12 – Х = 9
Х = 12 – 9
Х = 3
------------
12 – 3 = 9
9 = 9
Ответ: 3
V. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:
4 задание: с. 109 № 5. Самостоятельно.
1 вариант – 1 и 2 столбики
2 вариант – 3 и 4 столбики
5 задание: с. 110 № 10. Выполняется на карточке.
Чибис
Соловей
Жаворонок
Перепел
Трясогузка
- А что вы знаете об этих птицах?
VI. Домашнее задание:
Задание на карточке: решить примеры, сравнить выражения, решить кроссворд.
VII. Рефлексия. Дети получают в подарок шоколадные яйца.