СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
В современной научной литературе существует широкое разнообразие подходов к пониманию феномена «социальная зрелость». Такой спектр подходов объясняется недостаточной разработанностью данного вопроса, а также сложностью и многогранностью самого изучаемого явления. И это объясняет актуальность данного направления.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
А из каких компонентов складывается социальная зрелость каждого индивида?
-старший школьник должен обладать трудовой и гражданской зрелостью
-ответственностью
-реализацией личностью своей активности в значимых для неё сферах жизнедеятельности
-повышением трудовой, учебной, общественной активности
-нравственной зрелостью
Исследование проводилось на базе МАОУ «Покровская СОШ». В анкетировании приняли участие 25 обучающихся 9 классов данного учреждения.
Методика «Выявление уровня социальной зрелости выпускников» разработана Т. Н. Кожевниковой, Т. А. Сундуковой и позволяет определить три уровня социальной зрелости: оптимальный, допустимый, критический.
Проанализировав полученные в ходе исследования результаты, можно сделать следующие выводы:
Оптимальный уровень социальной зрелости наблюдается у 48 % (12 человек) обучающихся. Данный уровень предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образования и в профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества.
В мотивации девятиклассников, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия. Это связано с их ценностными ориентациями в образовательной и профессиональной сферах. Данную группу в нашей школе составляет 52 % (13 человек) школьников. Для них характерна неопределённость или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечёт за собой корректирование их ориентаций и жизненных планов.
Группа обучающихся среди учащихся 9 классов, имеющих критический уровень социальной зрелости, нами не выявлена.
Рассматривая жизненные ценности девятиклассников, можно сделать вывод, что мотивация учения и мотивация профессионального выбора имеют самый высокий процент у числа опрошенных. Это и не удивительно, т. к. скоро им предстоит итоговая аттестация за курс основной школы и выбор дальнейшего жизненного пути. Низкий процент имеет самостоятельность выбора, т. к. это связано с юным возрастом наших респондентов и влиянием родителей и педагогов на выбор их дальнейшего пути.
Анализ профессиональных намерений показал, что большинство учащихся после окончания 9-го класса планируют продолжить обучение в школе или в учреждениях среднего профессионального образования.
Планируют продолжение обучения в 10 классе 40% (10 человек), 60% (15) обучающихся планируют продолжение обучения в учреждениях среднего профессионального образования.
Наименее популярным для выпускников 9-х классов остается поступление в учреждения начального профессионального образования.
На данный момент не смогли определиться с выбором будущей профессии 2,5 % опрошенных девятиклассников.
Наиболее популярными сферами деятельности у выпускников 9-х классов 2017 года являются медицина, образование, деятельность в области МЧС, сельское хозяйство, сфера обслуживания и питания. Низким остается интерес к экономической и юридической сферам, торговле, культуре и искусству.
Анкетирование показало, что большинство учащихся 9-х классов определилось с выбором профессии. Этому способствовали профориентационные мероприятия, проводимые в школе.
Проведены классные часы по следующим темам:
- «Моя будущая профессия» (238 чел.)
- «Кем я хочу стать» (38 чел.)
- «Профессии моей семьи» (32 чел.)
- «Профессии нашего села» (16 чел.)
- «Хорошо учиться в жизни пригодится» (23 чел.)
- «Профессии всякие важны» (20 чел.)
- «Все работы хороши – выбирай любую» (14 чел.)
- «Профессия учитель» (16 чел.)
2. Организованы:
2.1. Совместные мероприятия с ГАПОУ СО «Каменск-Уральский многопрофильный техникум»:
- мастер-класс «Еду, еду, еду Я по свету» (23 чел.)
- «Путешествие в страну профессий» (40 чел.)
- День отраслевых технологий (19 чел.)
- Индивидуальная профессиональная карьера (16 чел.)
- Конкурс рисунков «Профессия моих родителей» (20 чел.)
- мастер – класс «Повседневные экспресс – прически» (16 чел.)
2.2. Экскурсии в:
- пожарную часть «Родине служить» (35 чел.)
- ООО Бытсервис ««Наши профессии» (23 чел.)
2.3.Поездка в:
- «Фэнтази Град» - королевство профессий (36 чел.)
3.Размещены на сайте:
- рекомендации «Как выбрать профессию»?
- информация о дне открытых дверей в УрГПУ.
Анализ результатов анкетирования учащихся 9 классов показал в целом картину, на основании которой можно сказать следующее:
1. Огромную роль в формировании социальной зрелости выпускника играет коллектив (в нашем случае – школа, класс), в котором подросток имеет возможность проявить себя, реализовать свои цели и задачи, состояться как самостоятельная личность во всех её проявлениях.
2. Уровень социальной зрелости каждого выпускника напрямую способствует формированию активной жизненной позиции школьника во всех сферах, поэтому любому образовательному учреждению не стоит забывать о том, что именно оно создаёт условия, способствующие развитию всесторонне активной личности.