Социально – значимая программа
«Доброе сердце - добрые дела!»
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2.Актуальность программы.
3.Этапы программы.
а) Проектировочный этап (сбор и анализ информации по проблеме).
б) Социальная проба (реализация программы).
4.Календарный план реализации программы.
5.Ожидаемый результат.
6.Список использованной литературы.
7.Приложения.
Пояснительная записка.
« Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРО!»
А.П. Чехов.
Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды.
Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.
Морально-этическое воспитание детей и подростков - важное направление воспитательной работы. Сегодня, школьники и учителя перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках школьной программы, поэтому зачастую педагогам не хватает времени на воспитание духовности и нравственности у подрастающего поколения. А современный окружающий мир мало способствует естественному освоению нравственных ценностей.
Между тем, школа - это единственное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее.
Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения подростков. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых людей социальных чувств.
Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в молодёжной среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека.
Актуальность программы
Доброта нужна всем людям-
Пусть побольше добрых будет!
Доброта - она от века
Украшенье человека!
Ведущая идея программы. «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».
Актуальность заключается в соответствии идеи программы требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.
Социальная программа «Доброе сердце – добрые дела!» способствует формированию инициативы добра и ответственности подростков и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.
Главное его направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.
Программа призвана учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.
Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.
Данная программа объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся, родителей, педагогов) и станет общим делом.
Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.
Все в наших руках!
В основу проекта положены следующие воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример.
Цель программы:
Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, детям детского сада, также братьям нашим меньшим.
Для достижения вышеуказанной цели программа ставит и последовательно решает следующие задачи:
- Способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, быть добрее друг к другу, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.
- Способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности.
- Способствовать пониманию того, что чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.
- Развивать чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи.
-Воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.
- Оснащать учащихся различными источниками информации о социальных проблемах своего города.
Миссия программы – актуализация лучших моральных качеств участников программы: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.
Процесс взаимодействия в рамках этой программы осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.
Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.
Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.
Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.
Участники программы: учащиеся МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале, родители учащихся, воспитанники подготовительной группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»
Сроки реализации: с 20.09.2015— 20.05.2020
Направления деятельности:
«Творчество». Организация праздников, концертов, акций для детей из детского сада «Радуга» и 1 б класса школы-интерната, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.
«Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям, пернатым друзьям), организация шефской работы над детским садом.
«Рука друга». Организация начал волонтерского движения.
Ожидаемые результаты
— рост социальной и общественной активности;
— повышение стремления к общению;
— появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;
— формирование зрелой гражданской позиции;
— формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.
Участники данной программы не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни — один из главных прогнозов и ожидаемых результатов.
Жизнеспособность программы (перспективы):
— видимой станет общественно полезная деятельность учащихся 7 класса;
— учащиеся школы станут активными участниками общественной жизни города;
— школьники смогут показать жизненную силу лозунга «Вместе — мы сила!», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения многих общественных (социальных) проблем.
Этапы программы
1. Подготовительный этап.
Основная деятельность — социальное проектирование.
1.1. Определение темы и актуальности программы.
1.2. Определение цели и задач программы.
1.3. Определение круга благополучателей: обращение в детскоий сад для определения вида помощи.
1.4. Формирование добровольческих команд из класса и координация их деятельности.
1.5. Разработка перспективного плана дел.
2. Социальная проба.
2.1. Проведение плановых мероприятий.
2.2. Контроль и оценка проведения мероприятий.
2.3. Анализ результатов деятельности.
3. Подведение итогов (Отчеты, презентации, награждения.)
Программа не требует дополнительных материальных затрат.
Календарный план реализации программы
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».
(ам. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
№ | Мероприятие | Количественная группа | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Мастер-класс «Журавлик-символ мира и добра» Научить изготовлять бумажных журавликов. | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | ноябрь | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А. |
3 | Книжная выставка «Книги, которые учат добру» | | декабрь | Библиотекарь школы |
4. | Акция « От сердца к сердцу» Вручение журавликов учащимся школы, детского сада, как символа добра и любви. | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | январь | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А. |
5. | Акция «Птичье кафе» Изготовление кормушек для птиц, развешивание по территории детского сада. | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | Январь, февраль | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А. |
6 | Акция « Дети – детям» 1.Помощь в создании снежного городка на территории д/с. 2. Чистка от снега территории детского сада | Уч-ся 7 класса |
февраль | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А., родители детей детского сада |
7 | Акция «Зона милосердия» Цель: помощь престарелым | Уч-ся 7-11кл | Январь, февраль | Зам. дир. по воспит. работе, Анкудович М.Г |
8 | Акция «Подари частичку детства» Конкурс стихов, изготовление открыток к 8 марта | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | март | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А. |
10 | Составление «Дерева добрых дел» | Уч-ся 7 кл | март | Классные руков. |
11 | Проведение классного часа по теме проекта: « Доброта украсит мир!» | Учащиеся 7 класса | февраль | Классные руков. |
12 | Посещение с концертом и театральными постановками людей, проживающих в доме престарелых | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | март | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А |
13 | Конкурс рисунков, сочинений, стихотворений на тему «Дарите свою доброту» | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | февраль | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А |
15 | Акция «Посылка солдату» Собрать посылки и послать выпускникам школы, несущим срочную службу в рядах Вооруженных сил. | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | март | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А |
17 | Персональная выставка детских работ «Добрые руки не знают скуки» | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | март | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А |
18 | Персональная выставка детских рисунков «От доброго сердца» | Уч-ся 7 класса, дети подготовительной группы детского сада «Радуга» | апрель | КамаеваГ.Р., Олифиренко О.А |
Общие выводы по программе:
Деятельность, осуществляемая по программе после его завершения, должна продолжаться.
В процессе реализации программы должен быть накоплен определенный опыт, выявлены определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы.
Осуществление программы должно встретить позитивный социальный резонанс: участники данной программы уже не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия.
Список использованной литературы:
Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003г.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1996.
Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.