Социальное партнерство психолога ДОУ и семьи как фактор регуляции «плохого поведения» дошкольников
В связи с гуманизацией образования, введением ФГОС ДО, признанием равноценности дошкольного детства как ступени непрерывного образовательного процесса, преемственности детского сада и школы, была обоснована потребность в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении детей. В то же время, сегодня растет число детей и подростков, имеющих различные девиации поведения, что является общепризнанной проблемой современного общества. Существует большое количество работ по профилактике девиантного поведения у подростков, обучающихся в школе, при отсутствии превентивной работы на более ранних этапах развития ребенка в системе образования.
Дошкольное детство общепринято является сензитивным периодом для формирования поведенческих установок и моделей, основой для формирования характерологических особенностей, произвольной регуляции деятельности, умения управлять своим психоэмоциональным состоянием. Значит этот период обоснованно можно считать базовым для становления поведенческой составляющей личности, а, следовательно, будет иметь наибольшую эффективность профилактика отклоняющегося поведения именно у детей дошкольного возраста.
По моему мнению, основой регуляции поведения является тесное сотрудничество родителей ребенка и детского сада, в частности, психолога, сопровождающего образовательный процесс. Только систематическая, содружественная с семьей, понятно и грамотно выстроенная работа будет иметь наилучший результат. Таким образом, обоснованным становится важность психологической профилактики и просвещения родителей (или лиц, их заменяющих).
Данные предположения нашли свое отражение в одной из традиционных форм социального партнерства семьи и детского сада – родительских собраниях. Рассмотрим пример моей деятельности в конце 2016 – 2017 учебного года.
Организация деятельности
В соответствии с основными направлениями психолого-педагогического сопровождения ДОО, реализацией задачи социального партнерства с родителями, педагогом-психологом была организована просветительская деятельность в форме участия в родительских собраниях на базе МБДОУ ЦРР №5 (Бондаренко, 25).
Цель просветительско-профилактической работы: повышение компетентности родителей и воспитателей ДОУ по вопросам организации оптимальных условий развития детей дошкольного возраста с учетом их личностных и возрастных особенностей, адаптивных возможностей, поведенческих трудностей и специфики коммуникативных компетенций.
Организация родительских собраний:
Дата | Группа | Кол-во родителей |
27.03.17 | №10 средняя | 24 чел. |
28.03.17 | №8 Старшая | 18 чел. |
30.03.17 | №12 Младшая | 20 чел. |
06.04.17 | №6 Младшая | 22 чел. |
06.04.17 | №2 Старшая | 19 чел. |
07.04.17 | №7 Старшая | 14 чел. |
07.04.17 | №11 Младшая | 16 чел. |
13.04.17 | №9 Подготовительная | 18 чел. |
13.04.17 | №4 Раннего возраста | 15 чел. |
20.04.17 | №3 Младшая | 10 чел. |
Итого: 10 собраний | 10 групп | 176 чел. |
Подготовительный этап работы с родителями
Для подготовки к родительским собраниям были организованы следующие мероприятия:
Посещение совещания на базе МКУ «ЦОДСО г. Тулы» по вопросу «Инклюзивное образование в современных условиях: вопросы нормативно-правового и организационно-методического обеспечения» 21.02.2017 г.
Проведен мониторинг когнитивной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер воспитанников старших групп ДОУ: 57 чел., март 2017 г.
Проведен мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы ДОУ: 16 чел.; 07.04, 10.04 2017 г.
Проведены социологические опросы:
Анкета для родителей младшей группы №11 «Давайте поиграем»: 17 чел., 31.03.17, 03 - 04.04.17
Анкета для родителей младшей группы №3 «Ребенок и капризы»: 14 чел., 07.04 – 12.04.17
Вопросы, освещенные на родительских собраниях
Вопрос | Краткое содержание | Аудитория |
1. «Инклюзивное образование в современных условиях: вопросы нормативно-правового обеспечения» | особенности нормативно-правового обеспечения образования детей с ОВЗ и детей инвалидов | Родители и воспитатели всех групп ДОУ: № 2, №3, №4, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12 Итого: 190 чел. (176 родители и 14 воспитатели) |
Вопрос | Краткое содержание | Аудитория |
2. «Результаты комплексного диагностического обследования когнитивной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер детей старшей группы» | оценка обобщенных результатов комплексной диагностики, даны рекомендации по развитию отдельных когнитивных процессов, регуляции поведения, развитию коммуникативной компетентности детей | Родители и воспитатели старших групп №2, №7, №8 Итого: 55 чел. (51 родители и 4 воспитатели) |
3. «Результаты комплексного диагностического обследования готовности к школе детей подготовительной группы №9» | анализ обобщенных результатов комплексной диагностики, даны рекомендации по профилактике поведенческих отклонений, организации подготовительной работы с будущими первоклассниками в семье | Родители и воспитатели подготовительной группы №9 Итого: 20 чел. (18 родители и 2 воспитатели) |
4. «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста» | результаты соц. опроса по анкете «Давайте поиграем»; пальчиковые игры, отработка практического навыка родителя по организации сюжетно-ролевой игры с ребенком на примере проблемной ситуации | Родители и воспитатель младшей группы №11 Итого: 17 чел. (16 родители и 1 воспитатель) |
Вопрос | Краткое содержание | Аудитория |
5. «Кризис 3 лет. Как научиться взаимодействовать с ребенком» | результаты соц. опроса по анкете «Ребенок и капризы», рекомендации родителям по преодолению острых проявлений кризиса 3 лет | Родители и воспитатели младшей группы №3 Итого: 12 чел. (родители и 2 воспитатели) |
Обратная связь в работе с родителями
Родители активно участвовали в обсуждении заявленных на собрании вопросов, дискутировали, рассматривали предложенные памятки и игровые материалы, выполняли тренировочное задание.

Тренировочное задание по подгруппам «Придумай игру» (11 младшая группа)

Обсуждение результатов анкетирования «Давайте поиграем» (11 младшая группа)

Обсуждение вопроса включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду (9 подготовительная группа)
Информационные материалы, подготовленные для родителей
Материалы для информационного стенда в подготовительной группе №9 «Игры для подготовки ребенка к школе»
Буклет «Как подготовить ребенка к школе» для родителей воспитанников подготовительной и старших групп, поступающих в начальную школу;
Буклет «Неусидчивый ребенок» для родителей воспитанников подготовительной, средних и старших групп, которые испытывают трудности сознательной регуляции поведения;
Буклеты для родителей воспитанников младших групп:
«Артикуляционная гимнастика для детей»;
«Тренируем пальчики – развиваем речь»;
«Кризис 3 лет и как с ним справиться»;
«Детская истерика. Что делать?»;
«Детские капризы. Как быть?»
Итоги родительских собраний.
Часто задаваемые вопросы. Направления индивидуальных консультаций с родителями
1. Часто задаваемые вопросы на родительских собраниях:
Как дети группы ДОУ смогут наладить взаимодействие с ребенком с ОВЗ?; Каковы особенности и проблемы могут возникать при поступлении старших дошкольников в первый класс, где будет учиться ребенок с ОВЗ?
Как развивать речь младших дошкольников в семье? Каковы возрастные особенности формирования речи детей?
Каковы временные границы и особенности адаптации ребенка к ДОУ?
Как грамотно организовать распорядок дня и летний досуг детей, готовящихся к поступлению в школу?
Как научиться выстраивать конструктивное общение детей и родителей?
2. Индивидуальные консультации с родителями по итогам родительских собраний:
Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сфер старших дошкольников по итогам годового мониторинга;
Уровень готовности будущих первоклассников к школе;
Особенности организации режима дня, коммуникаций, поддержки в семье детей с импульсивным, двигательно расторможенным поведением;
Особенности психолого-педагогического сопровождения и семейной помощи ребенку с незрелостью эмоциональной сферы.
Перспективные направления просветительско-профилактической работы с родителями
1. Продолжать ознакомление родителей с конструктивными способами регуляции поведения дошкольников;
2. Продолжать просвещение в области развития познавательных процессов, коммуникативных навыков, учебной мотивации старших дошкольников;
3. Организовать мероприятия по ознакомлению родителей младших дошкольников с возрастными особенностями развития речи как высшей психической функции, особенностями развития произносительной стороны речи и связной речи с привлечением логопеда;
4. Организовать мероприятия по ознакомлению и тренировке навыков конструктивной коммуникации, эмпатийного диалога, навыков эмоционального отреагирования родителей и детей;
5. Познакомить родителей с гармоничными стилями семейного воспитания.
Анализируя итоги родительских собраний и сопутствующих консультаций, можно сказать о следующем:
Родительские собрания как форма работы с семьей в рамках детского сада являются эффективным средством просвещения, т.к. за относительно небольшой промежуток времени позволяют охватить большое количество человек (176 чел. за 7 рабочих дней), стимулируют к взаимодействию с психологом через индивидуальное консультирование, мотивируют на дальнейшее сотрудничество;
Введение анализа общественного мнения репрезентативной группы (опрос родителей), тренинговых игр – заданий, презентаций обобщенного результата является мощным инструментом вовлечения семьи в совместную психопрофилактическую работу;
Вопросы «плохого поведения» (сопутствующего адаптации, трудностям в процессе усвоения материала на занятиях, при подготовке к школе, в связи с особенным развитием, стилями построения взаимоотношений в семье и т. д.) являются ведущими и самыми часто задаваемыми.
Родители заинтересованы научиться выстраивать гармоничные отношения со своими детьми и готовы принимать помощь психолога как в форме групповой, так и индивидуальной работы.
Таким образом, можно говорить о важности, необходимости и своевременности профилактики девиантного поведения через социальное партнерство психолога и семьи в период дошкольного детства.
2