Филиал МБОУ «ООШ Сельхозтехника» - Ново-Усадская ООШ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«История родного края»
Виртуальная экскурсия по селу в форме видеофильма
Авторы проекта: ученики 4 класса
Руководитель проекта: учитель начальных классов Iквалификационной категории Сангалова Т.В.
Новый Усад, 2015
Постановка проблемы. Углубление знаний о родном крае, формирование гражданской позиции населения.
Актуальность проблемы. В школе мы часто говорим о патриотизме, о том, что важно быть настоящим гражданином своей Родины. Но невозможно быть настоящим гражданином, не зная историю своей страны. Это показывают результаты социального опроса (см. Приложение 1). Знание истории своей страны включает в себя и знание истории своей малой Родины (Приложение 2). Ответы опрашиваемых свидетельствуют, что участники опроса понимают важность значения истории своей страны, своей малой Родины, однако этих знаний недостаточно. Следовательно, необходима просветительская и пропагандистская работа по распространению знаний по истории своей малой Родины. Необходимо пробудить интерес к истории своего села Нового Усада у максимального количества людей (Приложение 3). Это можно сделать, создав видеоэкскурсию по селу. Если мы знаем историю, мы можем гордиться своими предками и сможем сохранить сами и привлечь других сохранять культурное и историческое наследие для будущих поколений. Кроме того, в очередную годовщину Великой Победы в Великой Отечественной войне создание видеоэкскурсии (фильма) о селе станет данью памяти участникам войны и настоящим подарком ветеранам труда, живущим в Новом Усаде, и всем его жителям.
Цель проекта: создать виртуальную экскурсию по селу для привлечения внимания к проблеме сохранения культурно-исторического наследия родного края и укрепления гражданской позиции учащихся школы.
Задачи:
Проанализировать понятие «гражданин» и его характеристики.
Выяснить, каким образом связаны гражданская позиция и знание истории родного края.
Обобщить сведения о родном селе в доступной форме (виртуальная экскурсия).
Привлечь общество к проблеме исследования истории родного края.
Привлечь внимание к проблеме сохранения культурно-исторического наследия родного края.
Методы проекта. Метод «мозгового штурма» для определения плана работы. Обработка и анализ анкет и социального опроса. Изучение и анализ литературы по данной теме. Чтение и анализ статей из интернета. Сравнение, обобщение и систематизация полученной информации.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (октябрь – ноябрь 2014 г.).
2. Основной (декабрь – вторая декада января).
3. Заключительный (конец января - февраль).
Подготовительный этап.
Цель: привлечь внимание общественности к проблеме проекта.
| Планируемые задачи | Мероприятия |
-
| Провести рекламную кампанию для привлечения внимания учащихся школы к проблеме проекта. | Проведение классных часов по темам краеведения. Проведение выставки рисунков. Проведение социального опроса (Приложение 1) |
-
| Привлечение внимания компетентных людей к проблеме проекта. | Встреча с главой сельсовета. Встреча с директором школы. Беседа с учителем краеведения Ново-Усадской ООШ (Фрагменты интервью см. в Приложении 4) |
3. | Поиск партнеров для реализации проекта. | Обращение к руководству телеканала «Доброе ТВ» с просьбой оказания помощи в проведении съемки и монтажа. |
Основной этап.
Цель: организация работы по созданию виртуальной экскурсии (фильма)
| Планируемые задачи | Мероприятия |
-
| Разработка плана действий в работе над созданием видеоэкскурсии | |
-
| Обобщить имеющиеся сведения по истории села Нового Усада | |
-
| Получить консультацию эксперта по выбранной теме, получить ответ на имеющиеся вопросы по теме | Встреча с экспертом (бывшим учителем истории Ново-Усадской школы Белогузовой В.М.) |
-
| Собрать «живые свидетельства» об истории села | Запись воспоминаний жителей села |
-
| Сформировать наглядную базу фильма | |
Заключительный этап.
Цель: осуществление работы по передаче технологии проекта.
| Планируемые задачи | Мероприятия |
1. | Представление проекта | |
2. | Публикация проекта | |
3. | Представление результатов проекта (видеоэкскурсии по селу) | Кинопоказ в рамках Дня открытых дверей в школе (с проведением благотворительной акции) Размещение фильма на сайте школы. Подготовка дисков с видеоэкскурсией для распространения на празднике «День села» и вручения в качестве подарков почетным жителям села и ветеранам-труженикам тыла. |
Бюджет проекта
Требуется | | |
Видеосъемка | | |
Фотосъемка | | |
Монтаж | | |
Ожидаемые результаты проекта:
Приобретение учащимися опыта социально значимой, одобряемой деятельности.
Воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с истории малой Родины.
Осознание учащимися своей роли в жизни местного общества, значение их труда на благо села.
Создание видеоэкскурсии (фильма) об истории села Нового Усада и живущих в нем людей.
Анализ результатов работы. Отчет команды о работе над проблемой проекта. В результате проделанной работы была достигнута поставленная цель – была создана виртуальная экскурсия по селу, привлечено внимание жителей села (в т.ч. учащихся школы) к проблеме сохранения культурно-исторического наследия родного края и укрепления гражданской позиции учащихся школы. Проведение социального опроса и бесед с компетентными людьми дало возможность понять, насколько необходима работа по этому направлению, как характеризуют свою гражданскую позицию жители села. Вопросы, представленные в опросе, показали, что жители (взрослые и дети) хотели бы больше узнать о своей малой Родине. Нам удалось в доступной форме обобщить имеющиеся сведения о родном селе. Однако выбранный формат не позволил рассмотреть эту тему детально, так как экскурсия не должна быть затянутой (для углубленного изложения сведений больше подойдет создание книги по истории села). Первая демонстрация фильма и последующий опрос (Приложение 6) показала, что нам удалось пробудить интерес к проблеме исследования истории родного края и сохранения его культурно-исторического наследия. Также мы поняли, что каждый человек способен сделать что-то полезное для общества. А для того, чтобы изменить отношение людей к значимым проблемам, нужно начать с себя.
Перспективность проекта:
Проведение кинопоказа для широкой публики с организацией благотворительной акции «Сохраним память о героях» по сбору средств на благоустройство территории возле памятника воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
Проведение аукциона по продаже рисунков и наиболее удачных фотографий учащихся с видами села с указанной выше целью.
Приложение 1
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ
ГРАЖДАНИНОМ?»
Ц е л ь о п р о с а: исследование духовно-культурных ценностей, социальных и личностных качеств опрашиваемых.
Анкета
Уважаемый участник опроса!
К Вам обращается инициативная группа социального проектирования МБОУ СОШ . Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты опроса помогут определить тему социального проекта в нашей школе и его актуальность.
Что значит быть гражданином своей страны?
Зачем нужно знать историю своей малой Родины?
Знаете ли Вы историю возникновения села и его названия?
Знаете ли Вы старинные названия улиц села? Назовите.
Знаете ли Вы имена бывших председателей сельсовета?
В каком году была построена школа?
Ваш возраст, род занятий.
Благодарим за сотрудничество.
Анализ полученных данных
Было опрошено 20 человек – жителей села, учеников и учителей школы. Ниже проиллюстрированы результаты опроса:
На вопрос «Что значит быть гражданином своей страны?» смогли ответить 19 человек (95 %) из 20 опрошенных, 1 человек (5 %) затруднился дать ответ.
![]()
Наиболее частые ответы на первый вопрос анкеты
1. Знать историю своей Родины.
2. Защищать Родину.
3. Соблюдать законы страны.
4. Быть верным своей стране.
5. Уважать и любить свою Родину.
На вопрос «Зачем нужно знать историю своей малой Родины» смогли дать развернутый ответ большинство опрашиваемых:
![]()
Наиболее частые ответы на второй вопрос анкеты:
1. Невозможно знать настоящее, если не знаешь прошлое.
2. Если знаешь историю своей малой Родины, то можешь ей гордиться.
3. Знать историю своей малой Родины, ее традиции очень интересно.
4. Чтобы быть достойными своих предков.
Результаты ответа на вопрос «Знаете ли Вы историю возникновения села и его названия?»
![]()
Результаты ответа на вопрос «Знаете ли Вы старинные названия улиц села? Назовите.»
![]()
Ответы на этот вопрос показывают, что советский период истории села знают в основном люди старше 30-летнего возраста:
![]()
Из 20 человек 4 (дети) не знают, в каком году было построено здание действующей сейчас школы (хотя эта дата написана на самой школе).
Выводы. В основном люди понимают, что знание истории является важной частью гражданской позиции человека. Однако историю своей малой Родины знают не все (среди детей знающих меньше, чем среди взрослых). Опрашиваемым интересно было бы узнать историю своей малой Родины более подробно.
Приложение 2
Быть гражданином Знать историю своей страны
История Родины
История жизни, поступков людей
История малой Родины (города, села)
Культурные традиции населения
Приложение 3
Каким образом можно пробудить интерес к истории своего села?
Представить в доступной форме материалы по истории села Нового Усада
Для чего это нужно?
Просветительская работа
Подарок всем ветеранам и жителям села
Развитие интереса к изучению истории
Формирование гражданской позиции
Приложение 4
Ниже приводятся фрагменты интервью с компетентными людьми, мнение и помощь которых важны в процессе создания избранного проекта.
• Глава сельского поселения Новоусадский сельсовет Боловленков Вячеслав Алексеевич.
В о п р о с. Как Вы считаете, является ли выбранная нами проблема актуальной для социального проектирования?
О т в е т. Да. Без знания прошлого не построишь будущего. Именно поэтому мы изучаем древнюю историю нашей страны. И очень жаль, что изучению малой Родины всегда уделяется недостаточно времени. а это я считаю очень нужным и актуальным мероприятием.
В о п р о с. Что Вы можете посоветовать нам, какие рекомендации можете дать, чтобы наша работа была более продуктивной?
О т в е т. Для того, чтобы эта работа была более продуктивной, необходимы встречи с ветеранами, людьми, знающими о селе больше, чем мы; походы в библиотеки, архивы. Прослушать все рассказы родителей, бабушек, дедушек о вашем «фамильном древе», о жизни в их молодости. Составить «фамильное древо» своих родственников.
В о п р о с. Чем Вы лично можете нам помочь?
О т в е т. Могу помочь в организации встреч с людьми старшего поколения, выезды в г.Арзамас в архивы, библиотеки.
• Завуч филиала МБОУ «ООШ Сельхозтехника» - Ново-Усадская ООШ Абрамова Л.Ю.
В о п р о с. Как Вы считаете, является ли выбранная нами проблема актуальной для социального проектирования?
О т в е т. Изучение истории своего села всегда остается актуальным аспектом для социального проектирования, т.к. дает возможность познания учащимися своей малой Родины, ориентирует на ценности Отечественной культуры, позволяет формировать мировоззрение, устанавливает новые способы взаимодействия с миром взрослых. Есть известное высказывание У. Черчилля: «У человека, не знающего своего прошлого, нет будущего». Эта деятельность поможет развить у обучающихся навыки исследователя, способность к творчеству.
В о п р о с. Что Вы можете посоветовать нам, какие рекомендации можете дать, чтобы наша работа была более продуктивной?
О т в е т. Использовать в работе общение со старожилами нашего села, сельскими краеведами. Использовать в своей деятельности информационную сеть Интернет.
• Учитель краеведения филиала МБОУ «ООШ Сельхозтехника» - Ново-Усадская ООШ Абрамова М.Ю.
В о п р о с. Как Вы считаете, является ли выбранная нами проблема актуальной для социального проектирования?
О т в е т. Да, я считаю, что данная проблема является актуальной, т.к. возрождение истории нашей малой Родины всегда нужно и интересно. Каждый житель села должен быть знаком с местом, где он живет.
В о п р о с. Что Вы можете посоветовать нам, какие рекомендации можете дать, чтобы наша работа была более продуктивной?
О т в е т. Поговорить со старожилами села Нового Усада с целью изучения их жизни, посетить архивы, узнать историю церкви.
Приложение 5
Структура видеоэкскурсии:
Исторические сведения о селе Новый Усад
Новый Усад в годы Великой Отечественной войны
Храм во имя Живоначальной Троицы в Новом Усаде
Распространение образования в Новом Усаде
Приложение 6
Опрос среди зрителей фильма
Было ли Вам интересно смотреть этот фильм-видеоэкскурсию?
Хотели бы Вы узнать что-то новое об истории Нового Усада? Что именно?
Результаты:
1. Ответы на первый вопрос были только положительными. Всем зрителям была интересна представленная видеоэкскурсия.
2. Ответы показывают, что зрителей заинтересовала тема истории малой Родины. Многие хотели бы узнать подробнее о Советском периоде истории села; о людях, внесших значительный вклад в развитие села.