Социальный проект «За чистоту родного языка»
для обучающихся 5-6 классов
Ушли уже в прошлое рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Такие виды работ не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Помогает мне в этом и кружок «Творческая мастерская», на занятиях которого мы с ребятами осваиваем мультимедийные технологии и пробуем создать что-то нужное как учителю, так и ученикам.
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма;
предварительный текст какого-либо документа.
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
История возникновения и развития метода учебный проектов
Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Согласно теории Джона Дьюи
• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
• в усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
• ребенок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая материал, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• активность ребенка;
• связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Так, тема «Работа в гончарной комнате» предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Целью проектной деятельности является
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сборов и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четки информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
1. Исследовательский проект
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
При выполнении проекта ученик:
- структурирует проект в логике научного исследования;
- включает в проект аргументацию его актуальности;
- определяет объект и предмет исследования;
- обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования;
- определяет методы исследования;
- конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования;
- определяет пути решения проблем;
- осваивает новое опытным путем;
- оформляет проект в виде выводов;
- подтверждает или опровергает гипотезу;
- выходит на новый спектр проблем.
2.Информационный проект
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки») и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными факторами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео) – презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).
- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции;
- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией;
- Обобщает и анализирует информацию;
- Делает выводы;
- Корректирует поиск по уточненным направлениям;
- Анализирует и обобщает новые факты;
- Проводит презентацию;
- Организует проведение «внешней» оценки.
3. Творческий проект
Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принято логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);
- договаривается с группой или учителем о жанре;
- развивает проект в подчинение жанра конечного результата;
- стремится получить творческий продукт,
- задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
4. Игровой проект
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;
- намечает «игровые» роли;
- подчиняет логику содержанию проекта;
- моделирует ситуации;
- проигрывает «виртуальные реальности».
5. Практико-ориентированный проект
Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
- Обозначает результат в начале проектной деятельности;
- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;
- Получает конкретный материальный продукт…
- Задает жесткую структуру;
- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;
- Получает конкретный материальный продукт, который заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д., например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решать поставленную проблему.
Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но еще лучше – оформить работу в Виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
Рефлексивные умения:
• умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
• умения работать сотрудничая:
• умения коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с любым партнером;
• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
• умение проектировать процесс (изделие);
• умение планировать деятельность, время, ресурсы;
• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения и навыки:
• умение проектировать процесс (изделие);
• умение планировать деятельность, время, ресурсы;
• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
• умение вести дискуссию;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
•навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
•умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы.
проблема
портфолио
поиск
Участник проекта
проектирование
презентация
проект
продукта
Участники проекта:
В проекте могут принять участие обучающиеся нашей гимназии, а также все, кто неравнодушен к проблемам.
Сроки реализации социального проекта: с 01.09.2017 по 01.09.2019.
Мероприятия
№ п/п | | Сроки | Ответственный |
1. | Создание слоганов, плакатов и рисунков, отражающих тематику проекта м и его цели. | в течение года | преподаватели русского языка и литературы |
2. | Участие в неделе правовых знаний по изучению административного законодательства об ответственности за сквернословие. | | преподаватели истории и права |
3. | Оформление спецвыпуска стенной газеты «За чистоту родного языка» | неделя русского языка и литературы февраль 2017г. | участники проекта и желающие |
4. | Организация выставки литературных и периодических изданий по проблемам | неделя русского языка и литературы февраль 2017 года | заведующая библиотекой |
5. | Проведение анкетирования среди параллелей 5-6 классов по поднятой проблеме | сентябрь 2017 года | преподаватели русского языка и литературы |
6. | Конкурс сочинений, эссе «Священное умение говорить» | В рамках недели русского языка и литературы | 5-6 классы преподаватели русского языка и литературы |
7. | Подготовка к классному чтению «Сквернословие – скверна душа» | декабрь 2017 года | 6 класс |
8. | Акция «Смоем позор со стен и заборов» | октябрь в рамках проведения субботника к Дню города | обучающиеся гимназии |
9. | Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященных Дню родного языка | Февраль Ежегодно | преподаватели русского языка и литературы, библиотекари |
10. | Участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе | октябрь-ноябрь 2017 года | преподаватели русского языка и литературы |
11. | Участие в муниципальном и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе | | |
12. | Участие в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» | февраль | преподаватели русского языка и литературы |
13. | Участие в школьном Дне науки | февраль | преподаватели русского языка и литературы |
14. | Выпуск устного журнала «Молодежь за чистоту русского языка» | апрель | 5-6 классы |