10. Социальная структура по поэмам Гомера
Можно сказать, что в гомеровских поэмах присутствует начальный этап построения сословной системы. Мы можем заметить, что явно существует классовое неравенство и откровенное различие в социальном положении людей. Например,
«…Там, властелина или знаменитого мужа встречая,
К каждому он подходил и удерживал кроткою речью:
Муж знаменитый! тебе ли, как робкому, страху вдаваться.
Сядь, успокойся и сам, успокой и других меж народа;
[…]
Если ж кого-либо шумного он находил меж народа,
Скиптром его поражал и обуздывал грозною речью:
Смолки, несчастный, воссядь и других совещания слушай,
Боле почтенных, как ты! Невоинственный муж и бессильный,
Значащим ты никогда не бывал ни в боях, ни в советах»
— Илиада. Песнь II
Очевидно, что существовало какое-то разграничение между «знаменитыми мужами» и «народом», по которому первые были более привилегированными и имели власть над вторыми. Высказывание своего мнения представителям «народа», вероятно, не одобрялось, так как в вышеуказанном отрывке такому человеку приказывают «смолкнуть», отмечают, что он «не бывал значащим в советах», при том называя его «несчастным», что отражает низкое социальное положение этих людей.
Таким образом, знатные относились к верхнему слою гомеровского общества. Большую же часть населения составлял народ — свободные земледельцы, которые довольно часто упоминаются в эпосе.
Далее хотелось бы поговорить о положении рабов. Каковы могли быть источники рабства?
«Разожжён был огонь там
Горничной Евримедусой, старухой, рабой из Анейры.
В давнее время её на судах привезли, из добычи
В дар отобрав Алкиною: ведь всею страною феаков
Он управлял, и народ подчинялся ему, словно богу.
Евримедусой была Навсикая воспитана в доме.
Ей и огонь разводила она и носила ей ужин»
— Одиссея. Песнь VII
*
«Так же, как женщина плачет, упавши на тело супруга,
Павшего в первых рядах за край свой родной и за граждан,
Чтоб отвратить от детей и от города злую погибель:
Видя, что муж дорогой ее в судорогах бьется предсмертных,
С воплем к нему припадает она, а враги, беспощадно
Древками копий ее по спине и плечам избивая,
В рабство уводят с собой на труды и великие беды»
— Одиссея. Песнь VIII
*
«Ну погоди, увезу я тебя далеко от Итаки
На корабле чернобоком, продам тебя с выгодой в рабство!»
— Одиссея. Песнь XVII
Как мы видим, судя по этим цитатам из «Одиссеи», а) рабы могли быть получены как «добыча» вследствие победы в военных действиях, б) в рабство человека можно было продать.
Что можно сказать о половозрастном составе? Я бы сказала, что очень часто (судя по фрагментам «Одиссеи») рабынями были именно женщины.
«В доме у нас пятьдесят находится женщин служанок.
Все они всяческим женским работам обучены нами,
Чешут шерсть и несут вообще свою рабскую долю».
— Одиссея. Песнь XXII
Здесь также виден пример количества рабов — пятьдесят человек.
Каков был труд рабов? Ниже я приведу примеры из «Одессеи» того, какие задачи могли давать рабам/рабыням.
«Скажите там в доме,
Чтобы рабыни обед поскорее готовили пышный,
Стулья б поставили, дров и блестящей воды принесли бы»
— Одиссея. Песнь Ш
*
«Елена тотчас приказала рабыням
Две кровати поставить в сенях, из подушек красивых,
Пурпурных ложе устроить, а сверху покрыть их коврами,
Два одеяла пушистых постлать, чтобы сверху покрыться.
С факелом ярким в руках поспешили рабыни из дома
И постелили постели. Глашатай из зала их вывел»
— Одиссея. Песнь IV
*
«Рабы же заложат повозку большую,
Прочноколесную; будет и кузов на ней для поклажи.
Так сказавши, рабам приказал он, и те ему вняли»
— Одиссея. Песнь VI
*
«С факелом ярким в руках поспешили рабыни из залы,
Быстро на прочной кровати постель для него постелили,
После того подошли и приветливо гостю сказали:
"Странник, иди почивать! Постель для тебя уж готова"»
— Одиссея. Песнь VII
Таким образом, мы видим, что труд рабов мог применяться для самых разнообразных бытовых дел, конкретного перечня которых, конечно, нигде не было. По сути, рабы выполняли те действия, о которых их просил хозяин, а его приказы могли быть весьма дифференцированы.
Говоря о хозяине — кто именно «владел» рабами? В «Одиссее» присутствует такое словосочетание как «рабы самого господина». Можно предположить, что наиболее частыми владельцами рабов были те самые «знаменитые мужи», т.е. члены некоторой авторитетной группировки, правящего класса. Потому что очевидно, что иметь рабов было недешёвым удовольствием и далеко не каждый свободный гражданин мог это себе позволить. В той же «Одиссее», опять-таки, мы видим цитату (песнь XIX):
«Множество было рабов у меня и всего остального,
С чем хорошо нам живется, за что нас зовут богачами»,
доказывающую, что наличие у человека рабов говорило о его материальном достатке и статусе.
Рабы могли переходить от хозяина к хозяину по различным причинам (например, если первый погибал).
«Нам, рабам, поступать невозможно иначе: всегда мы
В страхе бываем, когда хозяева власть получают
Новые. Боги домой воротиться тому не судили,
Кто сердечно меня бы любил и имущество дал бы -
Дом, и участок земли, и желанную многим супругу,
Все, чем хороший хозяин раба своего одаряет,
Если он честно работал и боги ему помогали.
Так и мои процветают дела, при каких состою я.
Если б состарился здесь он, то многим меня наградил бы!
Но - погиб он, как пусть бы погибло отродье Елены
Все целиком, ибо многим она сокрушила колени!»
— Одиссея. Песнь XIV
Нередки были случаи того, что рабыни рожали свои хозяевам детей, но такие дети считались незаконнорождёнными.
«С гордостью это скажу: из пространного Крита я родом.
Мужа богатого сын. Родилося и выросло в доме
Много также других сыновей от законной супруги.
Мать же моя не законной была - покупною рабыней.
Но относился ко мне как к законнорожденному сыну»
— Одиссея. Песнь XIV
*
«Поздно рожден был тот сын, Мегапент многомощный, рабыней
Сыну Атрея»
— Одиссея. Песнь IV
Также, вероятно, различались такие категории населения, как наёмные рабочие и рабы.
«Правду скажи мне: когда он уехал? Какие поплыли
Юноши с ним? На Итаке ль набрал их? Наёмных рабочих
Взял ли своих? Иль рабов? Ведь смог бы и это он сделать!»
— Одиссея. Песнь IV
Завершая разговор о рабах, хотелось бы отметить, что нельзя отрицать факт принудительности труда рабов. Их внеэкономическая эксплуатация несомненно вела к снижению качества их работы и вообще заинтересованности в труде. Это подтверждается цитатами из «Одиссеи», например:
«Если власти хозяина раб над собою не чует,
Всякая вмиг у него пропадает охота трудиться»
— Одиссея. Песнь XVII
Становится понятно, что единственным стимулом к работе для рабов был страх наказания, и если этот страх по какой-то причине притуплялся, то и качество работы стремительно ухудшалось.