Статья: «Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения у старшеклассников»
Автор: социальный педагог
МБОУ «Новоселовская школа им. Героя
Советского Союза Д.А.Кудрявицкого»
Аннотация: В статье рассматриваются психолого-педагогические условия для ценностно-ориентированного воспитания и развития положительной мотивации в поведении у подростков. Автор рассматривает знания о различных типах ценностей, их взаимосвязь с мотивационной сферой и причины, приводящие к девиантному поведению при их рассогласовании. Рассмотрены основные методы работы социально-педагогических служб для коррекции девиантного поведении у подростков. В ходе специально проведенного опроса было выявлено, что социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения у старшеклассников требует использования комплексного подхода и различных методов и технологий для достижения наилучших результатов.
Ключевые слова: подростки, ценности, мотивация, девиантное поведение, психолого-педагогические условия.
В современном обществе проблема девиантного поведения старшеклассников является актуальной и требует комплексных подходов в работе социально-педагогических служб. Девиантное поведение учащихся может привести к негативным последствиям, как для самих учеников, так и для их окружения.
Поведение старшеклассников характеризуется определенными особенностями: повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, неуравновешенностью, внушаемостью, желанием подражать и обостренным стремлением к независимости, негативизмом, неспособностью к всесторонней оценке обстоятельств вследствие недостатка жизненного опыта. При оптимальных условиях указанные особенности нивелируются за счет соответствующей социально-положительной деятельности. При неблагоприятных условиях данные особенности поведения подростков приобретают деструктивную направленность. [6]
По Я. И. Гилинскому [4], причиной девиаций является социальное неравенство. Одни исследователи считают, что причиной девиантного поведения является несогласованность целей и средств их достижения, когда социально приемлемая цель достигается социально неприемлемыми способами в силу невозможности ее достижения законным путем. Одним из наиболее существенных факторов отклоняющегося поведения в современном обществе является маргинализация. [1]
Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения у старшеклассников направлена на помощь ученикам в преодолении трудностей, связанных с их поведением, и создание условий для успешной социализации. В работе социально-педагогических служб используются различные методы и технологии, которые позволяют эффективно воздействовать на учеников и помогать им в решении проблем.
Одним из основных методов работы социально-педагогических служб является индивидуальная консультативная работа. Этот метод позволяет выявить особенности девиантного поведения ученика, понять причины его поведения и разработать план коррекционных мероприятий. В ходе консультативной работы социальный педагог может использовать различные техники, например, метод проблемного взаимодействия, который позволяет ученику самостоятельно находить решения проблем. [3]
Еще одним методом работы социально-педагогических служб является групповая работа. В рамках групповой работы социальный педагог может организовывать тренинги и семинары, на которых ученики смогут общаться друг с другом, находить решения проблем, а также получать полезные знания и навыки.
Важным аспектом работы социально-педагогических служб является также сотрудничество социального педагога с классным руководителем, родителями и другими специалистами. Такое сотрудничество позволяет объединить усилия всех заинтересованных сторон в решении проблемы девиантного поведения ученика.
Чипсанова С.Ф. в своем исследования [2] среди специалистов упоминает таких, как школьный врач и психолог. К основным функциям психолога, которые позволяют выявлять девиантное поведение, автор относит следующие:
– изучение личности учащегося и коллектива класса;
– анализ адаптации ребенка в среде;
– выявление дезадаптированных учащихся;
–подбор пакета диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
– выявление и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;
– осуществление психологической поддержки в нуждающихся в ней детей. [2]
И. С. Осипова считает, что использование педагогического мониторинга является важным аспектом в социально-педагогической деятельности, направленной на коррекцию девиантного поведения [7]. Автор обосновывает необходимость целостной системы, позволяющей отслеживать результаты процесса воспитания и вероятные негативные факторы, влияющие на формирование поведения, а также выявлять тенденции развития девиантного поведения и на основе этого определять коррекционные воздействия. Для повышения объективности мониторинговой оценки автор конкретизирует уровни девиантного поведения: ярко-выраженный (патологический), относительно-выраженный (ненормативный), слабовыраженный (пограничный) и невыраженный (нормативный). Вместе с тем автор выделяет направления дальнейших научных исследований, в том числе изучение возможности применения педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения в области психологической поддержки.
Для ценностно-ориентированного воспитания и развития положительной мотивации у подростков исследователи определяют психолого-педагогические условия, включающие знание о ценностях (духовно-нравственных, этнических, общечеловеческих), их взаимосвязь с мотивационной сферой и другими сферами индивидуальности подростка, а также причины, приводящие к девиантному поведению при несоответствии ценностей. [5]
Для того, чтобы определить эффективные методы коррекции девиантного поведения у старшеклассников, нами был проведен опрос. Нами был сформулирован вопрос о наиболее эффективных методах работы социально-педагогической службы по коррекции девиантного поведения у старшеклассников. Участниками опроса были старшеклассники, социальные педагоги, учителя и родители. Также были разработаны 5 вариантов ответов, среди которых участники могли выбрать наиболее эффективные методы. Опрос проводился в виде анонимного онлайн-опроса или в форме бумажной анкеты, которую участники заполняли самостоятельно.
Результаты опроса показывают, что большинство опрошенных считают, что эффективными методами работы социально-педагогической службы являются регулярные индивидуальные консультации социального педагога (40%) и групповые занятия с использованием различных педагогических методик (35%). Также, 15% опрошенных указали, что проведение тренингов и семинаров по профилактике девиантного поведения является эффективным методом. Однако, интересно отметить, что только 5% опрошенных считают, что вовлечение родителей в процесс коррекции поведения учеников является наиболее эффективным методом. Возможно, это связано с тем, что некоторые родители могут не проявлять достаточного интереса к проблемам своих детей или не видят необходимости в участии в таких мероприятиях.
В целом, результаты опроса показывают, что социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения у старшеклассников требует использования комплексного подхода и различных методов и технологий для достижения наилучших результатов. Таким образом, социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения у старшеклассников является важным направлением работы школьной педагогической службы и требует от социальных педагогов компетенций в области работы с детьми и подростками. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать для него условия, которые позволят ему реализовать свой потенциал и преодолеть трудности.
Кроме того, для эффективной работы социально-педагогической службы необходима система мониторинга и оценки результатов. Следует проводить анализ эффективности применяемых методов и технологий, а также оценивать изменения в поведении учеников после проведенных мероприятий.
В заключение, можно отметить, что работа социально-педагогической службы по коррекции девиантного поведения у старшеклассников является сложной и ответственной задачей, требующей от специалистов высокой квалификации и профессионализма. Однако, при правильном подходе и совместных усилиях всех заинтересованных сторон, можно достичь положительных результатов и помочь ученикам преодолеть трудности.
Список использованной литературы:
1. Казданян С. Ш., Джаладян С. М., Азарян Е. А. Девиантное поведение старшеклассников: причины, профилактика, коррекция. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-starsheklassnikov-prichiny-profilaktika-korrektsiya (дата обращения: 16.03.2023)
2. Чипсанова С.Г. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-obscheobrazovatelnoy-shkoly-po-profilaktike-i-korrektsii-deviantnogo-povedeniya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 16.03.2023)
3. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.
4. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс, 1991, №4.
5. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбасс-Издат, 1996. 163 с.
6. Паньшина Л.В. Признаки склонности к девиантному поведению подростков и ранняя профилактика в условиях образовательного пространства. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznaki-sklonnosti-k-deviantnomu-povedeniyu-podrostkov-i-rannyaya-profilaktika-v-usloviyah-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 16.03.2023)
7. Осипова И. С. Педагогический мониторинг профилактики девиантного поведения старших подростков в профессиональном училище: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Шадрин-ский государственный педагогический институт, 2005. - 214 с. 2011. - 293 с.