Паспорт проекта «Мой друг, Светофор»
Название проекта: «Мой друг, Светофор»
Вид проекта: социально-просветительский.
Участники проекта: педагоги ДОО, дети подготовительной группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 01.09.2020-01.12.2020 г.
Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда ДОО и социума, развивающие виды деятельности.
Социальные партнеры:
-МБУ ДО «Центр дополнительного образования» города Смоленска;
-ОКБУК «Смоленский государственный музей – заповедник»; -МБУ ДО»
Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска;
-Смоленской областной библиотекой для детей и молодежи имени И.С. Соколова-Микитова;
-Смоленское городское отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (СГО «ВДПО»);
-МБУК «Центр культуры»
-группа пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области
Направления деятельности:
1. Социально-просветительское;
2. Практически-действенное.
Проблема: творческое взаимодействие социума, родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей в области "Основ безопасности жизнедеятельности" (дорожной безопасности)
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей в области "Основ безопасности жизнедеятельности" (формирование у детей основ безопасности на дороге, навыков осознанного, безопасного поведения).
Задачи проекта:
Образовательные.
1 Формировать у детей безопасное поведение в дорожной среде;
2 закрепить знания детей о правилах и знаках дорожного движения в форме игровой деятельности; правилах поведения в транспорте;
3 закрепить умение понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
4 расширить знания детей о профессиях дорожных служб (тема: «Профессии»), о транспорте (тема: «Транспорт»), о животных-помощниках (тема: «Домашние животные»), о дорожных знаках (тема: «Дорожные знаки – помощники и друзья»).
Развивающие.
1.Развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
2. развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
3. расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитательные.
1.Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
2. воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
3. воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
4. воспитывать умение слушать и слышать педагога;
5. воспитывать чувство самосохранения.
Гипотеза проекта: решение задач будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- активное участие ДОО, различных учреждений и организаций города, родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к участию в сотрудничестве с ДОУ;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка.
Принципы реализации проекта:
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• научности;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости.
Формы и методы проекта:
• консультации, беседы;
• развлечения, викторины;
• открытые занятия;
• экскурсии;
• папки-передвижки, выставки детских работ;
• обобщение опыта.
Предполагаемый результат реализации проекта:
- положительная динамика уровня развития детей в области "Основ безопасности жизнедеятельности" (дорожная безопасность);
- расширение кругозора детей в области дорожной безопасности; - пополнение словарного запаса детей, развитие связной речи;
- участие в конкурсах по дорожной безопасности;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
- проведение викторины.
Пояснительная записка
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольного учреждения пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в МБДОУ «Детский сад №48 «Совушка» осуществляется во взаимодействии с различными учреждениями и организациями города:
-МБУ ДО «Центр дополнительного образования» города Смоленска;
-группа пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области;
-ОКБУК «Смоленский государственный музей –заповедник»;
-МБУ ДО» Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска;
-Смоленской областной библиотекой для детей и молодежи имени И.С. Соколова-Микитова;
-МБУК «Центр культуры».
Главными путями реализации задач являются занятия в рамках коррекционно-развивающей программы педагогов с использованием бесед, экскурсий, чтения художественной литературы, познавательных и развивающих игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми.
Одним из направлений по социализации личности ребенка стало взаимодействие с группой пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области.
Актуальность создания проекта обусловлена тревожной статистикой: детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Ведь, для того чтобы выпустить ребенка в мир, задача взрослых частично подготовить к трудностям, с которыми он столкнется. Одним из таких важных моментов станет правильное поведение на улицах и дорогах нашего поселка. Ответственная роль, отведенная ДОУ, заключается в профилактике детского травматизма на дороге. Ведь дети, во-первых, не умеют осознанно действовать в той или иной обстановке, во-вторых, не владеют элементарными навыками безопасного поведения на улице, в транспорте и, в-третьих, у дошкольников не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Основное содержание и направление работы определяются образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» на примере комплексной программы «Мир открытий» Л.Г.Петерсон., а также методическими пособиями «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной; «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко. При этом были составлены следующие задачи:
-Освоение детьми теоретических знаний о транспорте, светофоре, о правилах безопасного поведения на улицах города.
-Формирование практических навыков на прогулах, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни.
Актуальность проекта вызвана еще тем, что в процессе реализации проекта у детей дошкольного возраста формируется такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, активность, дисциплинированность
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать, как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае транспорта, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения в различных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь.
Миссия взаимодействия с группой пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через создание условий, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
С сотрудниками группы пропаганды безопасности дорожного движения Управление МВД России по Смоленской области планировали и уточняли особенности проведения совместной непосредственно образовательной деятельности по ПДД.
Основное содержание
Этапы проведения и реализации проекта.
1 этап. Информационно-накопительный
Задачи:
1. анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. установление контактов с организацией, определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
3.разработка проекта и составление плана на 2020-2021 учебный год.
План мероприятий проектной деятельности на 2020-2021 уч.год.
Месяц | Мероприятие | Цель | Ответственный |
Сентябрь | 1.Экскурсия «Знакомство с центром дорожной безопасности в ДОО» | - Ознакомление детей с понятием «Центр дорожной безопасности»; - ознакомление с информацией об обозначениях пешеходного перехода, остановок общественного транспорта; - углубление знаний о средствах предупреждения правонарушений. | Учитель-логопед, воспитатели |
2.Занятие: «Профессии дорожной службы» | - Расширение кругозора детей в области дорожной безопасности; - пополнение словарного запаса детей; - формирование грамматического строя речи; - развитие связной речи. | Учитель-логопед |
3.Выставка книг «Дорожные службы на страже!» | - Знакомство детей с художественными произведениями о ПДД. | Педагог-психолог, воспитатели |
4.Настольно-печатные игры: «Опасные ситуации на дороге», лото «Профессии», «Найди хозяина». | - Развитие аналитических способностей детей; - обучение играть коллективно. | Воспитатели |
Октябрь | 1.Беседа с работниками ГБДД | - Знакомство детей с постовой службой ГБДД; - расширение знаний о деятельности сотрудников ГБДД; - уточнение знаний о правилах дорожного движения | Ст. воспитатель, учитель-логопед, сотрудники ГБДД |
1. НОД «Знаки на дороге». | - Знакомство детей со знаками дорожного движения; - расширение знания детей о ситуациях на дороге (дети в ролях водителей, пешеходов и работников ГБДД); - воспитание стремления и интереса к профессиям дорожных служб. | Учитель-логопед |
3. Беседа «Транспорт». | - Знакомство с разными видами транспорта; - уточнение знаний о частях транспортных средств; | Учитель-логопед |
4.Папка-передвижка на тему: «Домашние животные. Помощники дорожных служб». | Расширение кругозора детей в области дорожной безопасности; - пополнение словарного запаса детей; - формирование грамматического строя речи; - развитие связной речи. | Учитель-логопед |
Ноябрь | 1 Интеллектуальная игра «Действия пассажиров в общественном транспорте». | - Расширение знаний детей о правилах поведения в общественном транспорте взрослых и детей; - уточнение поведения всех участников дорожного движения в аварийной ситуации. | Учитель-логопед, воспитатели |
2. Дидактическая игра «Что необходимо водителю (пассажиру, регулировщику, пешеходу)» | - Вовлечение родителей в проектную деятельность (совместное изготовление пособий). | Учитель-логопед |
3. Сюжетно-ролевая игра «Движение на дороге». | - Закрепление представления об основных правилах ПДД; - упражнение в использовании основных правил перехода улиц, поведения в общественном транспорте. | Учитель-логопед, воспитатели |
4. Итоговая викторина на тему: «Спасибо, Светофор» | - Закрепление знаний детей о правилах и знаках дорожного движения в форме игровой деятельности; правилах поведения в транспорте; - уточнение навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. | Учитель-логопед, воспитатели |
2 этап. Организационно-практический. Реализация плана мероприятий проектной деятельности на 2020-2021учебный год.
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОО проводятся различные мероприятия в соответствии с планом.
3 этап. Презентационно-завершающий.
Подведение итогов социального партнерства.
Задачи этапа:
1. определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества
2. Защита проекта на педсовете.
4 этап. Контрольно-рефлексивный
Задачи этапа:
1. Проведение анализа, мониторинга проектной работы.
Мониторинг социально-коммуникативного развития детей раздел «Ребенок в окружающем мире»
В результате работы расширилось творческое взаимодействие Детского сада с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы, которое повлияло на социально-коммуникативное развитие детей.
Показатели
1. Развита уверенность в себе и в своих возможностях; развита активность, инициативность, самостоятельность.
2. Сформированы доброжелательные и равноправные отношения к сверстникам.
3. Сформировано осознание необходимости соблюдать правила.
4. Сформированы представления о положительных и отрицательных поступках и их носителях.
5. Сформировано соответствующее отношение к носителям бытующих в детском обществе одобряемых и осуждаемых поступков.
6. Сформированы представления и отношение к себе; представление о наличии у него положительных моральных качеств.
Инструментарий
Педагог оценивает ребенка, наблюдая за ним в процессе деятельности.
Критерии оценки:
3 балла – Поведение ребенка и его общение с окружающими устойчиво положительно направлено. Охотно вступает в общение. Ребенок хорошо ориентируется в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.
2 балла – Поведение ребенка и его общение с окружающими положительно направлены. В общении стремится к согласованным действиям. Имеет представление культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослого. Понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь
1 балл – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, ситуативно. Испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Хотя имеет представление об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.
Результаты:
Высокий уровень – 20 – 24 баллов
Средний уровень - 12 – 19 баллов
Низкий уровень - 8 –11 баллов
Результаты мониторинга
Критерии 2020-2021 уч. Год | Начало проекта | Завершение проекта |
В | Н | В | Н |
1.Развитие уверенности в себе и в своих возможностях; развита активность, инициативность, самостоятельность. | 29 | 14 | 64 | 0 |
2.Формирование доброжела-тельного и равноправного отношения к сверстникам. | 10 | 46 | 45 | 0 |
3.Формирование представлений о положительных и отрица-тельных поступках и их носителях. | 26 | 16 | 63 | 0 |
4.Формирование соответствую-щего отношения к носителям бытующих в детском обществе одобряемых и осуждаемых поступков. | 40 | 34 | 67 | 0 |
5.Формирование представления и отношение к себе; представ-ление о наличии у него положи-тельных моральных качеств. | 46 | 32 | 56 | 0 |
6.Формирование осознания необходимости соблюдать правила. | 30 | 3 | 90 | 0 |
Мониторинг показал данные социокультурных педагогических критериев на начало года и конец года. Положительная динамика показателей социально-коммуникативного развития детей подтвердила результативность проекта.
Литература:
1. Белая К.Ю., Зиина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006. -47 с. Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО - спб.: Детство-пресс, 2014.
2. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер», 2014. – 16 с
Парциальная программа Авдеева Н.Н.,Князева Н. Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста"- спб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002.
3.И.А.Лыкова, В.А.Шипунова Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - Москва Издательский дом «Цветной мир», 2013.
4.И.А.Лыкова.,В.А.Шипунова «Огонь–друг, огонь-враг.Детская безопасность:учебно-методиче-ское пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – Москва Издательский дом «Цветной мир»2013.
5. Спасибо, светофор! Значения сигналов светофора. Учебное пособие для детей дошкольного возраста. Маркин Н.И., Денисов М.Н./М.: «ЭНАС-КЛАСС»2006
6. .Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей. М.: Издательство АСТ, 2009.
7. Парциальная программа Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет».- спб.: Детство-пресс, 2015.