Ахапкина О.В., Егошина С.В., Попёнова Е.В.,
учителя начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г.Йошкар-Олы»
Республика Марий Эл
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается использование социальных сетей как один из способов повышения мотивации школьников к процессу обучения.
Ключевые слова: мотивация, средства повышения интереса, социальные сети, процесс обучения.
1 сентября. Дети с радостью бегут в школу. Обычно в первом классе у большинства ребят положительная мотивация к учебной деятельности. Безусловно, мотивированное обучение гораздо эффективнее, чем учеба по принуждению. Но извне сформировать мотив невозможно, это внутренний процесс. Чтобы положительное отношение к школе сохранилось, педагогам и родителям нужно приложить усилия для формирования у детей устойчивой мотивации: мотивацию на достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов - с другой.
Как же развивать у детей внутреннюю мотивацию к учебе? Наиболее естественный способ – делать это через любознательность ребенка. Новые стандарты требуют от современного ученика самостоятельного добывания знаний, осуществления проектной деятельности, а от учителя – контроля получения учеником новых знаний. А в современном обществе, где жизнь всё более насыщена гаджетами, дети поневоле становятся втянутыми в информационную паутину. И что интересно, им это нравится, и они легко включаются в разные виды деятельности: добывают информацию, общаются друг с другом, создают группы в социальных сетях, играют…Значит, учителям необходимо найти значимую для детей сферу, где можно соотнести школьные предметы с этой областью, и они станут стремиться к необходимым знаниям самостоятельно.
Учителями начальной школы был проведен ряд анкетирований с целью выяснения мотивации школьников к обучению, использования ими социальных сетей, использования учителями социальных сетей в образовательном процессе.
Анкетирование «Мотивация современного школьника» проводилось в 3-4 классах, в нем участвовало 160 учеников. В результате: 23% опрошенных учеников имеют высокую мотивацию, 58% - средний уровень мотивации, они успешно адаптированы в учебный процесс и проявляют интерес к обучению; 19 % опрошенных школьников имеют низкую мотивацию, они испытывают трудности с учебой, ходят в школу ради общения с друзьями или учителями.
В анкетировании «Социальные сети и современный школьник» участвовало 236 учеников 2-4 классов. В результате было выявлено, что социальными сетями ученики пользуются каждый день и проводят достаточно много времени на просторах виртуальной реальности, просматривая записи на стене друзей и групп, выставляя фотографии и видео. Отсюда следует, что школьникам интереснее проводить время в социальных сетях, чем читать учебник и даже интересную книгу. Среди 14 учителей начальной школы и 7 учителей-предметников с различным педагогическим стажем 80 % зарегистрированы в социальных сетях; у 58 % в подписчиках есть их ученики, как нынешние, так и выпускники; 65 % – общаются со своими учениками и их родителями. Многие учителя используют социальные сети как дополнительное средство обучения.
Эти выводы заставили учителей искать новые методы обучения. Учителями начальной школы были созданы учебные группы в самой популярной социальной сети «В контакте». В своих группах учителя выкладывали новости о предстоящих планах, контрольных работах, дополнительный материал по предметам, разборы задач разными способами, познавательное видео, интересные фотографии и новости из области образования. У родителей особый интерес вызывали отправленные ученикам файлы с домашними заданиями, ответы на волнующие вопросы по обучению и воспитанию своих детей, консультирования.
И вот какие изменения произошли за год работы:
-повысился интерес родителей к процессу обучения и организации внеурочной деятельности, а также повысился контроль за успеваемостью школьников;
- у обучающихся заметно повысился познавательный интерес к предметам, особенно через игры-тренажёры, тесты; повысилась успеваемость;
- коллективы классов стали сплочённее, так как ребята и их родители обмениваются мнениями об увиденных в группе новостях, задают вопросы в комментариях к записям, просматривают видеоуроки, проходят по ссылкам, размещенным на странице для прохождения онлайн-тестов, отправляют отчеты о пройденных тестах, планируют выходы и мероприятия.
Конечно, для кого-то это кажется сложным - выход в социальные сети, создание группы и размещение материала, всё это занимает определённое количество времени. Но для многих учителей это становится реальностью, и мы можем сделать вывод, что возможности социальных сетей можно использовать в процессе обучения как помощь ученикам, так и в помощь родителям. Социальные сети могут выступать в качестве дополнительного средства обучения, с помощью которого учитель может повысить интерес к обучению, так как вливается в сферу интересов ученика. Список литературы
1. Абрамова О.М., Соловьёва О.А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1055-1057.
2. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2002. - С. 350.
3. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. - М., 1970. - С. 371-374.
© Ахапкина О.В., Егошина С.В., Попёнова Е.В., 2018