СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование общефизической подготовки через индивидуальный подход к ребенку на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  обобщает  результаты индивидуальной  работы  с ребенком учителя физической культуры на уроке и в системе дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование общефизической подготовки через индивидуальный подход к ребенку на уроках физической культуры.»

Совершенствование общефизической подготовки

через индивидуальный подход к ребенку

на уроках физической культуры.

Козьма В.А..( Нижнеилимский район)


«Все победы начинаются с побед над самим собой»

Л.М. Леонов

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества крайне обострило проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения. Анализ причин человеческих потерь приводит к выводу, что более чем в 60% людям просто не хватает физической подготовки. Эта проблема стала краеугольным камнем современного российского общества и российских школ. Медики и военные, психологи и учителя бьют тревогу. Правительство РФ принимает постановление «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи» (декабрь 2001 г.), «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях РФ» (июль 2002 г.) и массу других документов. Но проблема кроется в школах, где не хватает специалистов физического воспитания, где финансовые трудности не позволяют проводить даже районные спартакиады школьников. Учителю приходится надеяться только на личный опыт и систему работы, которая создавалась долгие годы и не давала сбоев в формировании физической культуры школьника.

Вопрос совершенствования общефизической подготовки в свете результатов общероссийского мониторинга очень злободневен. Журнал «Физическая культура в школе» № 5 2008 г. осветил результаты проведения мониторинга в Северо-Западном учебном округе Москвы. Были проанализированы результаты тестирования начальных классов из 24 школ и выяснилось, что 44% мальчиков и 39% девочек по результатам тестов оказались в группе «риска», т.е. показали менее 70% индекса физической готовности. Практически каждый второй ребенок не выполняет установленные для его контингента нормативы. Полная катастрофа на подтягивании у мальчиков: для 66% будущих мужчин перекладина – спортивный снаряд, на котором они в состоянии только висеть. Самые низкие показатели дали классы, где занятия по физической культуре проводят учителя начальной школы, не специалисты по предмету. А ведь именно в начальной школе закладываются основные физкультурные знания, навыки и умения и, главное, – мотивация к дальнейшему физическому самосовершенствованию. В статье отмечается, что у квалифицированного педагога на первом месте сейчас должна стоять проблема личностной мотивации самосовершенствования ученика.

Как выстроить работу учителя физкультуры с 6-летним малышом, чтобы через одиннадцать лет из школы выпустить здорового, волевого, целеустремленного юношу с оценкой «отлично» по физической культуре, готовому к службе в армии, способного преодолевать физические нагрузки, ибо давно ученые установили ..«недостаточная физическая активность отрицательно сказывается на деятельности физиологических функций особенно растущего организма, тормозит процесс физического развития и формирования основных двигательных качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости. Современный школьник должен компенсировать свое двигательное голодание на уроках выполнением определенного объема физических нагрузок физкультурного или спортивного характера. В тех случаях, когда минимум физических нагрузок не выполняется, не происходит дальнейшее качественное совершенствование двигательной и вегетативных функций».

В статье Семенова Л.А. «Оценка выполнения нормативных требований школьной программы по силовой подготовленности у учащихся младших классов» («Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири» Иркутск 2003) делаются выводы:

  1. Велико число мальчиков, не выполняющих нормативные требования школьной программы в проявлении силы.

  2. При столь неблагополучном положении с физической подготовленностью у учащихся младших классов не создается морфо-функциональный потенциал для сохранения и укрепления их здоровья.

  3. Эффективность работы над развитием силы в младших классах в настоящее время чрезвычайно мала.

  4. Необходимы проведение системной исследовательской работы для выявления причин такого положения и разработка обоснованных приложений по исправлению сложившихся ситуаций.

Данная статья указывает на общность проблем всех регионов страны в вопросе физического совершенствования подрастающего поколения, на недостаточную эффективность системы, существующей в российской школе.

. В новых изданиях программы (В.И. Лях «Комплексная программа физического воспитания 1-11 кл.» Москва «Просвещение» 2005) автор опирается на возраст детей, т.к. с переходом на шестилетнее обучение в классе возрастной состав колеблется в пределах 2-х лет, что требует индивидуального подхода в оценивании ученика. Комментарии к разделу «Физическая подготовленность» не достаточные «... показать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей» (начальные классы) и добавляется для 2 – 3 ступени обучения «... с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся».

В сборнике «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре» (Москва «Дрофа» 2000) наряду с образцами заданий для проверки достижения требований уровня подготовки выпускников основной школы по группам требований «Знать», «Уметь», «Демонстрировать» в приложении дается оценка физического развития учащегося и двигательной дееспособности по 22 показателям, что позволяет учителю отслеживать физическую подготовленность ребенка в любых условиях проведения занятий по физической культуре.

Проанализировав литературу по проблеме обще-физической подготовки школьников приходим к выводу, что требования к ОФП в программах разработаны, но в педагогической литературе очень слабо освещен вопрос психолого-педагогического сопровождения ребенка в структуре физического воспитания.

В книге из серии «Школа радости» Чаленко И.А. «Современные уроки физкультуры в начальной школе» автор говорит об обязательном двухразовом тестировании, сроки которого согласовываются со школьной программой. Первое тестирование целесообразно проводить в конце сентября, а второе за две недели до окончания учебного года. Так называемая входная и итоговая диагностики. Однако, учитель может проводить и более частое тестирование, вводя оперативный контроль. Это целесообразно делать для того, чтобы определить изменения уровня скоростных и силовых способностей. Именно этой системы работы по контролю за ОФП я придерживаюсь 20 лет. Входной и итоговый контроль делается для всех школьников, а оперативный для тех детей, чей уровень подготовки в том или ином тесте ниже среднего. Тем самым стимулируются и поощряются более сильные дети, которые выходят на самоконтроль, а у учителя освобождается время для индивидуальной работы с детьми, испытывающими затруднения. Все данные по контрольным испытаниям вносятся в журнал, который ведется с 1 по 11 класс. Долгие годы работы в этой системе позволяют учителю иметь всю информацию по ОФП ученика, отслеживать графики индивидуального роста за период обучения в школе. Результаты позволяют выходить на индивидуальную работу с каждым ребенком, варьировать объемы домашних заданий по видам упражнений, приобщать родителей и старших детей в семье к решению проблем по формированию ОФП у ребенка. Перед учителем стояла проблема: как организовать учебный процесс, чтобы тяжелая, подчас неинтересная, утомительная работа по формированию ОФП не нарушала положительную мотивацию ученика на уроке, как цель учителя сделать целью ученика, к которой он движется сам, преодолевая все препятствия, совершенствуя свое тело, одерживая одну победу за другой над самим собой.

Все начинается с первого урока физкультуры, с первого класса. Именно здесь, организуя игровую деятельность, мы просим их показать свою гибкость, как они умеют отжиматься и подтягиваться, как имитируют прыжки через скакалку. И пусть в начале они допускают много ошибок, главное, с первого урока заложить систему: «Ни урока без ОФП». В начальной школе все дети хотят быть лидерами. Если на уроке принимается один из тестов и подводятся итоги по трем лучшим результатам у мальчиков и девочек, то это уже шесть человек, а если двое или трое показывают одинаковый результат, то это уже десять. Еще обязательно отмечается ребенок, показавший хороший прирост относительно своего прежнего результата, тогда в классе только на одном тесте мы получаем 12-14 лидеров. Тестов у нас больше десяти и поэтому есть возможность раскрыться всем детям, значит перед всем классом будет звучать его фамилия и ему будут аплодировать его одноклассники. Ради этого звездного момента ребенок включается в тяжелую работу по формированию ОФП и забывает про свое нежелание.

В среднем звене дети уже играют в баскетбол, им нужно двигаться, становиться лидерами в игре – вот платформа для дальнейшего поддержания ОФП. Привожу выдержки из самоанализа открытого урока «Баскетбол 6 класс» в структуре районного семинара по теме: «Проблема совершенствования ОФП детей на уроках физической культуры».

Цель в программе семинара: Показать нетрадиционные приемы по совершенствованию ОФП на уроке в любом классе по любой теме.

В структуре показанного урока просматривается два момента по формированию ОФП у учащихся:

  1. При решении задачи урока по совершенствованию броска в кольцо с места дети получили задание на выполнение зачетных десяти бросков в кольцо одной рукой. Одно попадание – это 10% от объемов выполнения упражнений по ОФП на уроке. Каждый ребенок после десяти бросков по опорной таблице определяет свои объемы по ОФП и выполняет их. Этот элемент позволяет разнообразить учителю дачу заданий по ОФП, вводит в урок элемент состязательности и вызывает интерес у ребят.

Юноши

Девушки

ВИС 1 подход

ПРЕСС 50

СКАКАЛКА 200

ВИС 1 подход

ПОДТЯГИВАНИЕ 30

ГИБКОСТЬ СТОЯ

ГИБКОСТЬ СТОЯ

СКАКАЛКА 200

ПРЕСС 50

СГИБАНИЕ РУК 30

СГИБАНИЕ РУК 30

ГИБКОСТЬ СИДЯ

ГИБКОСТЬ СИДЯ


0- 100%

3- 70%

6- 40%

9-10%

1- 90%

4-60%

7 -30%

10- 0%

2- 80%

5- 50%

8- 20%


2.)В заключительной части урока перед подведением итогов проведен контрольный тест (гибкость из положения стоя), что позволило оценить качество выполнения домашнего задания каждого ученика, получить одобрение учителя и корректирующие замечания. При подведении итогов урока дети в обязательном порядке получают новые домашние задания по совершенствованию общефизической подготовки

У старших детей срабатывает принцип сознательности. Учитель является образцом для подражания, т.к. сам включается в тестовые испытания и показывает высокие результаты. С годами усиливается воспитательный аспект урока, т.к. через систему формирования ОФП за 20 лет в школе прошли не только старшие братья и сестры, но уже и папы с мамами сегодняшних учеников. Рассказы педагога о том, как благодаря систематическим занятиям их родные становились гордостью школы, как завоевывали призовые места в районных соревнованиях, помогают ребенку поверить в свои силы. В школе ведется учет рекордов с указанием результата по виду, года установления рекорда и фамилии рекордсмена.

Самый стойкий рекорд установил в 1989 г. Батов Алексей в подтягивании на перекладине (32 раза).Его дочь, Батова Лена, ученица 8 класса гордится своим отцом. Так в школе складываются традиции, а результаты мониторинга физического развития остаются на высоком уровне.

Практическая значимость представленного опыта

  1. На протяжении всех лет работы сохраняется высокий процент успеваемости по ОФП

  2. Занимаясь параллельно с группой туристов и отслеживая их результаты, отмечаю:

  • уровень ОФП у юношей 16-17 лет, прозанимавшихся туризмом на протяжении 5-6 лет выше, нежели у юношей этого же возраста не занимающихся туризмом. Все результаты тестирования туристов превышают требования программы на оценку «пять».

  • отмечается сохранение 20% -го расхождения по сформированности ОФП в группах «туристы» и «не туристы» на протяжении долгих лет

  1. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся по итогам мониторинга показывает увеличение качества выполнения тестовых испытаний с 67% до 78%

  2. Результатами физической подготовленности многих учеников школы гордишься до сих пор

  • Чернов Виталий – мастер спорта по лыжным гонкам. Выпускник Видимской школы 1997 года. Занимался в секциях туризма и лыжных гонок со 2 по 10 класс. В составе команды туристов становился призером областных соревнований 1994–995 г. Чемпион Иркутской области среди школьников по туристскому многоборью 1996 г. За школьные годы прошел три спортивных похода под руководством Козьмы В.А., в составе лыжной секции выезжал на районные соревнования и показывал отличные результаты. На стенде рекордов школы за Черновым В. сохранились с 1997 г. два рекорда:

1. Кросс 3 км. – 8 мин. 52 сек.

2. Лыжные гонки 5 км. – 18 мин. 06 сек.

  • Лабзин Алексей – выпускник 1997 года. Как и Чернов В. занимался в школе туризмом, лыжными гонками, баскетболом. За собой сохранил рекорд школы по прыжкам в длину с места (2 м. 85 см.). в настоящее время входит в национальную сборную страны по группе паралимпийцев, активно готовится к олимпийским играм в Пекине, где выступит в беговых дисциплинах. 100м ,200м.

  • Откуда возникли спортсмены такого уровня среди нашего малочисленного поселка, детей наградила природа или они выросли в благоприятных условиях отработанной системы физического воспитания. Поднимем архивы и найдем эти фамилии.


Виды испытаний

Класс

Чернов В.

Лабзин А.

Прыжки в длину с места

7

8

9

10

11

200

200

215

230

245

240

240

260

270

285

Подтягивание на высокой перекладине

7

8

9

10

11

10

10

17

18

20

14

18

18

23

25

Бег

2 км.

2 км.

1 км.

3 км.

8

9

11

11

7,27

6,52

2,56

8,52

7,27

7,24

3,17

9,12


По таблицам прослеживается ежегодный прирост в показателях ОФП, который не возможен без системы занятий на уроках, без индивидуального сопровождения каждого ребенка не только на уроках, но и в секционной работе.

  1. Учащиеся школы являются ежегодными призерами районных соревнований по ОФП.

В своей работе опираюсь на принципы:

  • вариативность;

  • осознанная перспектива;

  • опора на опыт;

  • творческая активность.

Считаю, что учителю нельзя навязывать стиль и формы его профессиональной деятельности. Ориентируясь на свои ценностные предпочтения, учитель в праве выбирать наиболее приемлемые методы и формы работы, опираться на свое мастерство и интуицию. Если учитель окружен детьми, если дети хотят идти к нему на урок, хотят знать и уметь, хотят быть такими как учитель – это технология. Если сейчас есть такой учитель, такие дети и такая школа – значит это современная технология. И если она не имеет научного руководителя, но имеет результаты – она имеет право на существование.