СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС: пути эффективного взаимодействия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС: пути эффективного взаимодействия»»











Доклад





«Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС: пути эффективного взаимодействия»



































Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья

взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность

образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько

тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов

овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их

в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями.

Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным

только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше

узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности развития,

его способности, сформировать жизненные ориентиры и ценностные

приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень

знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и

воспитании ребенка, установлении контактов с детьми, особенно это касается детей с ОВЗ. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями обучающихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат. Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего.

Ребенок много времени проводит в семье. Учебно-воспитательная работа начинается и продолжается в кругу семьи. Поэтому в формировании личности семья играет основную роль. В учебно-воспитательном процессе родительское воспитание имеет большое значение. Школа, в свою очередь, е должна обогащать педагогическими знаниями, дать нужное направление, воспитательную цель. Такое целевое воспитание, несомненно, приближает семью к школе.

Школа, учитывая возможности семьи, должна привлечь родителей в

учебно- воспитательный процесс, а семья должна считать школу своей основной опорой в воспитании ребенка. Взаимодействие с семьями обучающихся является одним из направлений деятельности классного руководителя. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.


Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем. Функции классного руководителя разнообразны, но работа с семьями учеников - важное направление деятельности классного руководителя. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Кроме того, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

Трудности в работе с родителями были и есть: не все понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей и сотрудничества со школой, а большинство остаются сторонними наблюдателями. В реальной практике взаимодействие семьи и школы может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления: изучение семей обучающихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала; использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием; создание условий для включения родителей в деятельность учреждения как равноправных субъектов; повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса; организация родительских собраний, встреч, индивидуальных консультаций; формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

В содержание сотрудничества классного руководителя с родителями я включаю пять основных направлений:

Диагностическое

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (беседы, посещение семьи).

Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.

Просветительское

Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, учителей-предметников.

Формирование у родителей понимания принадлежности к

школьному образовательно-воспитательному пространству.

Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Знакомство с информацией сайта школы.


Коррекционное:

Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.

Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих детей, детей группы риска.

Индивидуальная коррекционная работа со слабоуспевающими или не мотивированными на получение знаний детьми, детьми группы риска.


Консультативное:

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, учебной деятельности;

Посещение семьи.


Организационное:

Проведение совместных мероприятий по реализации направлений воспитательной работы, приглашение родителей в школу.

Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед по телефону, переписка.



Тематика родительских собраний определяется мною на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов самих родителей и возрастных особенностей обучающихся.


Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Оба этих социальных института играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них ощущает, зависит его развитие как личности.