Доклад
«Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС: пути эффективного взаимодействия»
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья
взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность
образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько
тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов
овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их
в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями.
Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным
только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше
узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности развития,
его способности, сформировать жизненные ориентиры и ценностные
приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень
знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и
воспитании ребенка, установлении контактов с детьми, особенно это касается детей с ОВЗ. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями обучающихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат. Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего.
Ребенок много времени проводит в семье. Учебно-воспитательная работа начинается и продолжается в кругу семьи. Поэтому в формировании личности семья играет основную роль. В учебно-воспитательном процессе родительское воспитание имеет большое значение. Школа, в свою очередь, е должна обогащать педагогическими знаниями, дать нужное направление, воспитательную цель. Такое целевое воспитание, несомненно, приближает семью к школе.
Школа, учитывая возможности семьи, должна привлечь родителей в
учебно- воспитательный процесс, а семья должна считать школу своей основной опорой в воспитании ребенка. Взаимодействие с семьями обучающихся является одним из направлений деятельности классного руководителя. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.
Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем. Функции классного руководителя разнообразны, но работа с семьями учеников - важное направление деятельности классного руководителя. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Кроме того, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
Трудности в работе с родителями были и есть: не все понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей и сотрудничества со школой, а большинство остаются сторонними наблюдателями. В реальной практике взаимодействие семьи и школы может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления: изучение семей обучающихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала; использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием; создание условий для включения родителей в деятельность учреждения как равноправных субъектов; повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса; организация родительских собраний, встреч, индивидуальных консультаций; формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.
В содержание сотрудничества классного руководителя с родителями я включаю пять основных направлений:
Диагностическое
Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (беседы, посещение семьи).
Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.
Просветительское
Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, учителей-предметников.
Формирование у родителей понимания принадлежности к
школьному образовательно-воспитательному пространству.
Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.
Знакомство с информацией сайта школы.
Коррекционное:
Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.
Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих детей, детей группы риска.
Индивидуальная коррекционная работа со слабоуспевающими или не мотивированными на получение знаний детьми, детьми группы риска.
Консультативное:
Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, учебной деятельности;
Посещение семьи.
Организационное:
Проведение совместных мероприятий по реализации направлений воспитательной работы, приглашение родителей в школу.
Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед по телефону, переписка.
Тематика родительских собраний определяется мною на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов самих родителей и возрастных особенностей обучающихся.
Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Оба этих социальных института играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них ощущает, зависит его развитие как личности.