МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка
"Совершенствование
тренировочного процесса в черлидинге
на основе использования средств хореографии".
Разработчик:
Чунина Мария Дмитриевна,
тренер-преподаватель
п. Ревда
2022г.
АННОТАЦИЯ
Для начала, нужно разобраться! Что такое хореография? Что такое черлидинг?
Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство - искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение - искусство записи танца балетмейстером.
Черлидинг-это деятельность, в которой участники (называемые "черлидерами") болеют за свою команду в качестве формы поощрения.
И как же эти два понятия взаимосвязаны?
Слово «хореография» появилось около 1700 года как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.
В соответствии с общеевропейским пониманием в настоящей энциклопедии хореография рассматривается как совокупность двух областей искусства балета и искусства танца.
В основе выразительных средств балета лежит сценический танец - один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. К разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. - народно-характерный), исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца.
Элементы хореографии в системе подготовки спортсменов черлидеров являются средством внутренней и внешней гармонизации личности, обеспечивают более эффективное развитие специальных двигательных и эстетических способностей детей, повышают результативность их соревновательной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, в возможности эффективного использования в практике работы по хореографии в черлидинге. Использование средств хореографии повышает физическую, техническую и эстетическую стороны исполнения, ведет к росту спортивной результативности.
Материалы данной работы могут быть использованы в практике работы тренеров-хореографов ДЮСШ, в спортивных клубах танцевального спорта; для преподавателей хореографических школ, школ искусств.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………...……4
Теоретические основания изучения элементов хореографического искусства в системе подготовки черлидинга…………………………………....5
Развитие двигательных способностей детей 8-11 лет, занимающих черлидингом, средствами хореографии………………………………………....6
3.1 Организация тренировочного процесса с использованием средств хореографии в черлидинге на начальном этапе обучения……………………………………………………………………...……6
Характеристика средств хореографии………………………..…….17
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ
Развитие черлидинга на современном этапе характеризуется высоким уровнем технического и исполнительского мастерства. Как и в других, сложно-координационных видах спорта в черлидинге должна присутствовать гармония различных танцевальных комбинаций, высокое качество, эстетика исполнения содержания программ.
К спортсменам в технико-эстетических видах спорта предъявляются определенные эстетические требования, удовлетворение которых предполагает наличие специальной подготовки. Речь идет о культуре движений, о музыкальности, выразительности и артистизме исполнения.
Роль хореографической подготовки в совершенствовании исполнительского мастерства за счёт повышения «эстетической» составляющей уже давно признаётся специалистами в технико-эстетических видах спорта, к которым, в частности, относятся черлидинг. В целом, специалисты говорят о хореографии в спорте как о системе и отмечают её техническую, специальную физическую, эстетическую, общеобразовательную функции, а также ее роль в композиционном оформлении спортивных упражнений.
Под хореографической подготовкой в черлидинге понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменов, а также на расширение арсенала их выразительных средств.
Хореография - важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсмены ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния.
Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, музыкально-ритмическая координация движений, укрепляется опорно- двигательный аппарат. Изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться артистичности исполнения
В последнее время в черлидинге очень возросли требования к исполнительскому мастерству спортсменов. Как и в любом другом технико-
эстетическом виде спорта, в черлидинге должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением. Причём, на том уровне конкуренции, который наблюдается в современном черлидинге, гармония эта должна быть совершенной. И сейчас нам пригодится накапливаемый и оттачиваемый на протяжении нескольких веков опыт преподавания классического и народного танцев.
Теоретические основания изучения элементов хореографического искусства в системе подготовки черлидинга.
Черлидинг - новое направление спортивной деятельности в России. Несмотря на то, что этот вид спорта пока не олимпийский, он становится все
более популярным и интересным для многих. Это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений со сложной координацией соединенные без неоправданных пауз, плавным, динамичным путем, с уверенностью и энергией, содержащий элементы гимнастики, акробатики, хореографии и спортивных танцев.
Структуру соревновательных действий составляют основные компоненты:
сложность и техника выполнения программы;
хореография (композиционное построение, выразительность, оригинальность, динамичность);
синхронно-групповая деятельность (взаимодействие, перемещение) и работа с помпонами.
Сложные взаимодействия всех этих компонентов и определяет результативную оценку.
Анализ научно-методической литературы показал, что черлидинг как вид спорта нуждается в разработке научно-методических положений организации тренировочного процесса, форм и методов обучения. Многие специалисты считают, что это возможно, если хореография (или хореографическая подготовка) станет одним из ведущих компонентов учебно-тренировочного процесса. Эту точку зрения поддерживают многие специалисты, считая необходимым применение средств хореографии в качестве неотъемлемой части подготовки спортсменов в сложно-координационных видах спорта.
Специалисты утверждают, что:
Хореография - важное средство эстетического воспитания. Занимаясь хореографией, спортсмены соприкасаются с различными видами искусства. Например, использование музыки на учебно-тренировочных занятиях хореографии знакомит с основами музыкальной грамоты. Спортсмены должны выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения.
Занятия хореографией развивают также творческие способности спортсменов. У занимающихся воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движении определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это при выполнении соревновательных упражнений позволяет создать художественный образ.
Занятия хореографией способствуют решению и образовательных задач. Так, расширяется объем двигательных умений и навыков за счет движений классического, историко-бытового, народно-характерного и современного танцев.
Кроме того, в сложно-координационных видах спорта хореографическая подготовка относится к разделу специальной физической подготовки, т.е. в процессе занятий хореографией развиваются физические качества, такие, как гибкость, координация движений, выносливость, улучшаются показатели скоростно-силовых качеств, укрепляется опорно- двигательный аппарат.
Значение хореографической подготовки спортсменов возрастает с каждым годом, тем более, что постоянно увеличивается динамика исполнения соревновательных программ, а это диктует необходимость как совершенствования технического мастерства спортсменов, так и повышение уровня развития их физических качеств, в том числе специальной выносливости.
Развитие двигательных способностей детей 8-11 лет, занимающих черлидингом, средствами хореографии.
3.1 Организация тренировочного процесса с использованием средств хореографии в черлидинге на начальном этапе обучения.
Методика развития двигательных способностей детей 8-11 лет средствами хореографии должна способствовать более эффективному развитию физических качеств детей данного возраста, но и также обеспечивать гармоничное развитие ребенка при задействовании всех четырех основных составляющих его личности: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовной.
В связи с этим данная методика опирается на концептуальные положения ведущих специалистов в области школьной педагогики и психологии: Л.И.Божович, 1968; Д.Б.Эльконин, 1981; С.Л.Рубинштейн, 1989; Л.С.Выготский, 1991 и др., отражающих гуманистические подходы к воспитанию и развитию личности.
Кроме того, важным условием, определяющим методику, был обязательный учет специфики хореографического искусства, а также возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и адекватность используемых средств и методов возможностям детей.
Содержание и методика занятий хореографией с детьми 8-11 летнего возраста определялись направленностью на развитие специальных двигательных и эстетических качеств.
В процессе обучения следует руководствоваться дидактическими принципами: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прочности и прогрессирования.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, помощи или идеомоторный избираются в соответствии с задачами обучения и исходя из конкретной, данной ситуации.
Следует отметить, что для детей младшего школьного возраста (начальное обучения) методы словесный (объяснении) и наглядный (показ преподавателя) являются основополагающими и выступают сбалансировано (табл. 1).
Готовясь к учебно-тренировочному занятию, его нужно обязательно тщательно продумать. Во время проведения учебно-тренировочного занятия преподаватель должен разумно сочетать показ упражнения с объяснением, особенно при освоении нового движения.
Показ должен быть технически грамотным и четким. Показ не должен заменять собой те указания и замечания, которые может сделать тренер хореограф.
Таблица №1
Схема процесса обучения.
№ этапа | Название этапа | Порядок действий педагога |
1. | Создание предварительного представления об изучаемом движении (действии) – начальное разучивание | Название упражнения. Показ упражнения. Объяснение (перевод названия, какие группы мышц развивает, какие качества развивает, как выполняется, музыкальная раскладка движения). Пробные попытки выполнения. |
2. | 2 Разучивание движения (углубленное разучивание) | Изучение исходного положения. Изучение подготовительных упражнений. Изучение основных действий. Изучение завершающих действий и конечного положения. Выполнение движения в целом При необходимости: а) изучение подводящих, подготовительных движений, упражнений; б) выполнение упражнений в облегченных условиях или с помощью. |
3. | 3 Совершенствование движения | Многократное выполнение движений в стандартных условиях. Выполнение движения в сочетании различных комбинаций. Выполнения движений, упражнений в игре. Выполнения упражнений, движений в соревновательных программах. |
При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить всю группу и вновь, показывая и рассказывая, объяснить упражнение. Замечания по устранению ошибок могут иметь «профилактический» характер, то есть до выполнения задания тренер-хореограф предупреждает всю группу о возможных ошибках. Во время исполнения упражнений и комбинаций делаются попутные замечания, обращаясь как ко всей группе, так и к отдельным лицам.
Замечания, также как и объяснения, следуют в простой, краткой, убедительной форме. Тренеру нужно не только найти ошибку, но и добиться от спортсменов выполнения своих указаний. Необходимо требовать от спортсменов - черлидеров четкого начала и завершения упражнений - это дисциплинирует, приучает к точности и законченности в работе.
Решающую роль в работе тренера-хореографа играет планирование, продуманное построение учебно-тренировочного занятия. Нарастание трудности изучаемого материала должно идти по принципу от простого к сложному, от малого к большому: в этом состоит основное условие доступности, без которой невозможен успех в освоении учениками упражнений повышенной трудности.
Принцип систематичности также основан на выполнении таких известных правил, как переход от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Такая последовательность открывает возможность, по мере роста физической подготовленности учащихся, систематически увеличивать воздействие на отдельные системы организма - на мышцы с целью развития силы, на суставы для увеличения их подвижности - и на весь организм в целом.
Следует отметить также принципы последовательности в изучении новых движений; он столь же обязателен и не менее важен, как и принципы систематичности. Постепенное наращивание учебного материала, последовательное добавление нового к тому, что уже хорошо усвоено, обеспечивает наиболее активную, эмоциональную, без лишней напряженности мышечную работу. И напротив, пропуски в изучении техники, как правило, нарушают равномерную работу мышц. Проводить учебно-тренировочное занятие по хореографии нужно так, чтобы внимание спортсменов должно быть сосредоточено не столько на том, что и сколько нужно выполнить, а, главным образом, на том, как и с какой целью это делается, какие мышцы должны развиваться, какие движения могут пригодиться в спортивной тренировке.
Принципы прочного овладения материалом упражнений также помогает освоению свободы, легкости и точности выполнения изучаемых движений. Многократное и осознанное повторение движений приводит к образованию устойчивого навыка. Совершенство, достигнутое в изученных движениях, благотворно влияет на развитие двигательной памяти, которая в свою очередь, немало способствует процессу овладения новыми навыками
Методы и методические особенности организации занятий.
Занятия по хореографии должны проводиться 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут (1 час) в форме: групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Занятия должны проводиться в зале, оборудованном так называемыми станками - двумя гладко отполированными круглыми палками в диаметре 5-7 см, закрепленными на стене металлическими кронштейнами. Станок служит ученикам опорой во время исполнения упражнений и при разучивании танцевальных элементов. Они держатся руками за станок, что помогает удерживать корпус в равновесии. Зал для занятий должен быть чистым, светлым; пол - деревянным.
Температура воздуха в зале должна быть 15° - 16°. Зал оборудован большими зеркалами вдоль стен для того, чтобы ученики, отрабатывая движения следили за своим отражением, могли себя контролировать и исправлять ошибки. Во время партерного экзерсиса спортсмены используют коврики. До начала занятий помещение необходимо проветрить, пол чисто подмести, взбрызнуть водой, чтобы ноги не скользили, и не поднималась пыль.
Все учебно-тренировочные занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Нужно подобрать музыкальные произведения, которые точно согласовались бы с учебными заданиями и в тоже время не были бы отвлеченными, монотонными и примитивными
Таблица 2
Направленность занятий | Формирование и совершенствование специальных двигательных качеств. |
Формирование осанки, выразительности, танцевальности, музыкальности. |
Основные средства | Упражнения классического танца. |
Упражнения народного, современного танцев. |
Формы проведения занятий | Стабильный комплекс |
Импровизация |
Методы организаций занимающихся | Групповой |
Мелкогрупповой Индивидуальные |
Способы выполнения упражнений | Фронтальный |
Повторный |
Музыкальное сопровождение занятий | Аудиосистема: классическая музыка, музыка народная, специальная музыка. |
Музыкальное сопровождение на учебно-тренировочного занятия по хореографии не должно являться фоном, создающим эмоциональный настрой занятия, но и средством формирования умения выполнять движения согласуя его с ритмом, динамикой, характером произведения. Ритм музыки на учебно-тренировочных занятиях хореографии должен быть четким и ясным.
На занятия спортсмены-черлидеры должны приходить в специальной форме, что их дисциплинирует. Обувь специальная - тапочки на мягкой подошве.
Особенности построения занятия по хореографической подготовке зависят от конкретных педагогических задач. Помимо общих задач, на каждом занятии хореографии нами ставятся конкретные (частные) задачи по обучению определенным движениям или совершенствованию умений и навыков в соответствии с общими задачами.
Следует отметить, что каждое учебно-тренировочное занятие хореографии опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому, и является очередным, последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения.
Правильное построение и развитие учебно-тренировочного занятия всецело подчиняются четырем условиям: последовательной расстановке движений в различных частях учебно-тренировочного занятия; соразмерной длительности отдельных частей учебно-тренировочного занятия, темпу в котором должен протекать весь учебно-тренировочный процесс; правильному составлению комбинированных заданий.
Структура учебно-тренировочного занятия
Последовательность упражнений в хореографическом учебно-тренировочном занятии строго определена. Сначала подбираются упражнения, которые локально воздействуют на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений включаются в работу все более крупные группы мышц.
При построении учебно-тренировочного занятия учитываются психофизические особенности организма детей данного возраста. Построение учебно-тренировочного занятия должно проходить с постепенным усложнением, без резких подъемов и спадов.
Подобное построение учебно-тренировочного занятия предохраняет организм учеников от возможного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройство сердечной деятельности и т.д. Одновременно нужно учитывать и то, что структура различных движений и правила их выполнения также вызывают у обучающихся различную степень психофизического напряжения. Поэтому в каждой части учебно-тренировочного занятия рекомендуется в начале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения. Затем можно усложнять движения, которые вызывают более высокую степень напряженности внимания и затрату физических сил. И, наконец, следует приступать к движениям, выполнение которых требует максимального напряжения внимания, но позволяет уменьшить физическую нагрузку в каждой части учебно-тренировочного занятия.
Структура учебно-тренировочного занятия состоит из подготовительной, основной и заключительной части (табл. 3).
Таблица 3
Особенности структуры учебно-тренировочного занятия по хореографии для детей 8-11 лет, занимающихся черлидингом
Части комплекса | Длительность | Преимущественная направленность |
Вводная часть | 5 - 7 минут | Общеразвивающие упражнения (ходьба, бег, танцевальный шаг). Упражнения для головы, рук, плечевого пояса, туловища, мышц всего тела |
Основная часть | 35 минут | Упражнения партерного экзерсиса Классический экзерсис у палки Упражнения экзерсиса на середине зала Вращения Прыжки Элементы народного и современного танцев Музыкально-ритмические упражнения, игры |
Заключительная часть | 5 - 7 минут | Упражнения на расслабления Дыхательные упражнения |
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия
Подготовительная (вводная) часть учебно-тренировочного занятия вводит учащихся в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между учениками и преподавателем. Организм занимающихся подготавливается к выполнению более сложных упражнений основной части.
Поэтому задача преподавателя в первой части учебно-тренировочного занятия – достичь необходимого эмоционального состояния учеников, сосредоточенность их внимания, активизировать работоспособность; кроме того, подготовительный раздел имеет цель гигиеническое воздействие на двигательный аппарат, органы дыхания, кровообращения. Продолжительность 5 - 7 минут.
Вводная часть учебно-тренировочного занятия: приглашение учеников в зал и расстановка их по местам; поклон. Средствами подготовительной части учебно-тренировочного занятия являются разновидности ходьбы, бега, танцевальный шаг, общеразвивающие упражнения. Танцевальный шаг может быть исполнен на 2/4, 3/4, 4/4 с 1, 3, 6 позиций ног. Танцевальный шаг на целый такт в музыкальных размерах 4/4, 3/4, 2/4; шаг на каждую четверть такта на 2/4, 3/4, 4/4.
Танцевальный шаг рекомендуется исполнять в различных направлениях в сочетании с поворотами корпуса, наклонами и поворотами головы к правому или левому плечу, а также комбинировать шаги с паузами и поклонами.
Разминка содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Подбираются упражнения, оказывающие воздействие на все группы мышц и обеспечивающие развитие основных физических качеств. В каждый комплекс обязательно включают упражнения для формирования правильной осанки.
Все движения разминки условно делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, шеи и туловища, ног и мышц всего тела. Упражнения для рук и плечевого пояса включают в себя следующие движения: сгибание и разгибание пальцев в кулаки; сгибание и разгибание рук; поднимание и опускание напряженных кистей, рук, плеч; повороты кистей, рук: круги кистями, предплечьями, руками.
В упражнения для мышц шеи входят: наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; повороты головы направо и налево; круговые движения головой, полукруги. Упражнения для туловища: наклоны туловища вперед, назад, в стороны; повороты туловища, круговые движения туловища. Упражнения для мышц всего тела образуются из сочетания движений различными частями тела.
Методические рекомендации: Движения вводной части учебно-тренировочного занятия выполняются под ритмичную музыку. Особенностью данных упражнений является непрерывность движений под музыку в различных темпах. Каждое отдельное движение повторяется не менее 8 - 1 6 раз (во все стороны), темп в процессе выполнения может возрастать.
Следует усложнить к концу учебного года упражнения добавлением стилевых деталей из современных танцев.
При выполнении отдельных движений следует учитывать:
Все движения в целом должны воздействовать на весь опорно- двигательный аппарат с акцентом на шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника;
Необходимо чередовать статические и динамические упражнения;
Следует стремиться к точности исходных положений, направления и амплитуды движения;
Акцент в упражнениях нужно делать на слабые звенья и мышцы;
Желательно свободное равномерное дыхание, но допускаются кратковременные задержки, которые могут иметь положительное значение;
Нужно постепенно усложнять движения и чередовать медленный и быстрый темп.
При построении данной части занятия следует придерживаться принципа: от локального воздействия на опорно-двигательный аппарат к региональному, а затем и к глобальному. При определении очередности упражнений в комплексе рекомендуется учитывать следующее. Первым и последним в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки. Это очень важно, чтобы создать у детей установку на сохранение правильной осанки при выполнении последующих упражнений.
Основная часть учебно-тренировочного занятия: всестороннее гармоничное развитие форм и функций организма занимающихся; развитие общей координации движений; развитие и совершенствование гибкости, силы, быстроты, выносливости, равновесия, прыгучести, развитие функций органов дыхания, изучение и совершенствование специальных упражнений классического, народного танца, современного танца, движений партерного экзерсиса; развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма; воспитание морально-волевых и нравственно-этических качеств; развитие основных психических качеств: сосредоточенность, внимание, память: зрительная, двигательная, музыкальная.
Продолжительность 35 минут.
Средства основной части учебно-тренировочного занятия:
Упражнения партерного экзерсиса, упражнения классического танца у опоры, упражнения классического танца на середине зала, вращения, прыжки, упражнения народного танца, современного, историко-бытового танца.
Основные рекомендации:
Следует выделить три вида основной части учебно-тренировочного занятия:
первый строится на основе партерного экзерсиса;
второй на основе классического танца;
третий основан на элементах народного и современного танца.
Однако в большинстве случаев используются смешанные варианты, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.
В основной части наиболее широко представлены упражнения, предназначенные для укрепления «мышечного корсета» позвоночника, мышц задней поверхности головы и шеи, мышц спины, живота, ягодичных мышц, икроножных, голеностопных мышц, мышц задней поверхности бедра.
Следует развивать выворотность и подвижность тазобедренных суставов, коленных, голеностопных суставов и суставов стоп.
Также используются и упражнения для развития устойчивости и удержание равновесия.
Упражнения классического танца исполняют под музыкальный аккомпанемент. В процессе занятий необходимо вырабатывать у спортсменов- черлидеров умение выполнять движение под музыку не схематично, а творчески воспринимать характер музыкального сопровождения, что помогает верно согласовывать действия с музыкальным ритмом.
Способность внимательно воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием прививается с первого года обучения и является средством музыкального воспитания в течение всего процесса обучения. Для этого педагог должен располагать разнообразными, доступными восприятию высокохудожественными музыкальными примерами из русско- советской и западной классической музыки.
Следует отметить, что на первом этапе обучения хореографии полезно большую часть основной части учебно-тренировочного занятия посвятить партерному экзерсису. Именно данный раздел с наименьшими затратами энергии повышает гибкость суставов, улучшает эластичность мышц, тем самым подготавливает мышцы и суставы к экзерсису у станка. Прежде чем приступить к экзерсису у станка, спортсмены - черлидеры должны проучить постановку корпуса, рук, ног на середине зала, а также основные позиции рук. Затем приступаем к проучиванию элементарных движений у опоры (станка).
Основные рекомендации: Движения необходимо проучивать в чистом виде. В первом году обучения движения классического танца комбинировать не рекомендуется. Упражнения у опоры исполняются первоначально лицом к палке, по мере усвоения - боком, держась левой рукой за палку, затем правой. Следует регулярно, на каждом учебно-тренировочном занятии, заниматься подготовительными упражнениями для ног, рук, корпуса, которые развивают пластичность движений и музыкальность. Осваивать материал следует последовательно, начиная с разучивания самых простых упражнений, по мере развития координации, усложняя их. Упражнения исполняются в начале в медленном темпе; по мере усвоения и овладения движением темп ускоряется. Рекомендуется чередовать медленные и быстрые движения. Новые упражнения вводятся постепенно.
В первом году обучения целесообразно переходить от выполнения упражнений у опоры, на середину зала (переключая внимание детей) и работая над постановкой корпуса, рук, а затем вновь перейти к упражнениям у опоры.
Завершить упражнения у опоры следует упражнениями на растяжение. Затем, проучив движение (экзерсис на середине зала) перейти к простейшим вращениям. Причем следует чередовать вращения, относящиеся как к разделу классического, так народного и современного танца. Отдельная часть учебно-тренировочного занятия принадлежит прыжкам. В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей учебно-тренировочного занятия хореографии может меняться. В среднем основная часть учебно-тренировочного занятия при любой его продолжительности составляет около 80 % общего времени.
Между тем, первоначально партерный экзерсис занимает большую часть времени, чем классический экзерсис у станка. Впоследствии доля классического экзерсиса у станка возрастает, возрастает количество затраченного времени на экзерсис на середине зала, вращения и прыжки. Для эффективного освоения того или иного движения тренеру- преподавателю необходимо установить наиболее целесообразный темп.
Определение темпа во многом зависит от подготовки и возможности учащихся. Но необходимо указать на то, что медленный темп исполнения (особенно на первоначальном этапе) основательнее позволяет прорабатывать все детали движения и усваивать его построение в целом. Для того чтобы укрепить мышцы, необходим момент, фиксирующий их напряжение. Кроме того, медленный темп вырабатывает внимание, память, ритмичность, точность, эластичность, устойчивость, кантиленность движения. Однако, не следует, слишком долго выдерживать учащихся на медленном темпе исполнения. Напротив, хорошо усвоенные движения должны выполняться в среднем для них темпе, не увлекаясь быстрым.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия - завершение занятия.
Частные задачи: завершить работу постепенным снижением нагрузки на
организм, привести учеников в более спокойное состояние, подведение итогов занятия. Снизить активность органов кровообращения и дыхания. Продолжительность 5 - 7 минут. Средства: упражнения на расслабление, различные движения руками, port de bras, поклон.
Основные рекомендации.
Учебно-тренировочное занятия завершается port de bras на середине зала, что восстанавливает дыхание, приводит организм в нормальное состояние. В заключительной части учебно-тренировочного занятия подводятся итоги. Следует уделить внимание подведению итогов, домашних заданий, индивидуальных бесед с занимающимися или с их родителями. Но возможны и другие варианты заключительной части.
Точкой в конце учебно-тренировочного занятия служит реверанс (поклон), который должен всегда исполняться всей группой по правилам классической хореографии.
Таким образом, построение учебно-тренировочного занятия по хореографии определяется 4 условиями:
соразмерностью отдельных частей учебно-тренировочного занятия;
подбором упражнений и последовательностью выполнения;
чередованием нагрузки и отдыха;
составлением учебных комбинаций на учебно-тренировочном занятии.
Важное место в построении учебно-тренировочного занятия занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), их направленность на ближайшие и конечные задачи в процессе тренировки.
3.2 Характеристика средств хореографии
Предлагаемая методика развития двигательных способностей детей основана на анализе базисных теоретических исследований в области теории и истории хореографических дисциплин, теории видов спорта, наиболее близких к черлидингу. В этом отношении черлидинг представляет собой огромный интерес как синтез искусства и спорта. Поэтому, учитывая специфичность данного вида спорта, а также анатомо-физиологические и психологические особенности детей 8-11-летнего возраста из богатого арсенала средств хореографической подготовки были подобраны упражнения, направленные на развитие различных двигательных качеств, подчиненных решению строго определенных задач в данном виде спорта.
Упражнения хореографической и специальной физической подготовки отобраны на основе анализа специальной литературы по теории и методике классического танца; теории и методике народно-характерного, современного танца; ритмики; теории и методике гимнастики, фигурного катания, синхронного плавания; теории и методики оздоровительной гимнастики; методике лечебной физической культуры. Подобранные упражнения наиболее полно на мой взгляд, отвечают возрастным особенностям детей и позволяют решать основные задачи физического воспитания детей 8-11 лет. Одним из важных условий выбора хореографических упражнений явилась их специальная направленность, т.е. способность формировать и развивать физические качества детей 8-11 лет, занимающихся черлидингом.
Следует отметить, что данная возрастная категория - дети 8-11 лет - начинающие. Согласно правилам Федерации Черлидинга России данная возрастная категория входит в одну из классификационных групп и является начальной возрастной группой, имеющей право участвовать в соревнованиях по черлидингу.
На первоначальном этапе решаются следующие основные задачи хореографической подготовки в черлидинге:
Всестороннее гармоничное развитие организма занимающихся.
Формирование правильной осанки.
Развитие двигательных навыков и совершенствование координации движений средствами хореографии.
Соразмерное развитие физических качеств - силы, выносливости, равновесия, прыгучести, в том числе подвижности в суставах (главным образом в тазобедренных и голеностопных) и гибкост и позвоночника.
Укрепление мышц ног и туловища.
Обучение технике элементов классического и народно-характерного танцев у опоры, на середине зала, в медленном темпе.
Обучение поворотам, хореографическим прыжкам.
Развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, ритмичности, выразительности и артистизма, танцевальности.
Воспитание морально-волевых и нравственно-этических качеств.
Развитие основных психических качеств: сосредоточенность внимания, памяти: зрительной, двигательной, музыкальной
Следовательно, занимаясь хореографией, можно решать задачи как технической, так и специальной физической подготовки.
Таким образом, проанализировав задачи первого года обучения для детей данной возрастной группы, можно выделить следующие специальные качества, развиваемые средствами хореографии: координационные способности, гибкость, специальная выносливость, ритмичность, прыгучесть, равновесие.
Учитывая то, что морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно в различных возрастных группах, периоды ускоренного роста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией.
Наиболее благоприятным для развития тех или иных качеств являются периоды, совпадающие с естественным физическим ускорением развития соответствующих способностей. Так, возраст 8 - 1 1 лет в черлидинге - наилучший для развития гибкости, развитие способности к пространственной ориентировке, дифференцированию мышечного ощущения. Следует уделять также внимание развитию таких качеств как равновесие и специальная выносливость.
Вследствие этого, в основу методики включены группы упражнений, целенаправленно формирующие механизмы управления движениями и создающие предпосылки для развития двигательных способностей детей данной возрастной категории.
Характеризуя данные средства, следует выделить следующие моменты:
Средства классического танца. В свою очередь подразделяющиеся на элементы классического танца у станка (у опоры), упражнения на середине зала и прыжки. Элементы, упражнения, партерной гимнастики условно относим к этому разделу.
Элементы народного танца: простейшие движения на середине, постановка осанки, движения руками в характере русских и других танцев, основные шаги, изучаемых танцев.
Современные направления танца; разучивание упражнений и элементов джаз-танца.
Средства музыкально-ритмической подготовки: воспитание музыкально - ритмической координации, чувства ритма, темпа, музыкальной динамики на простейших движениях (ходьба, бег, подскоки), ориентировка в пространстве, в музыкальных играх.
Общеразвивающие упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хореографическая подготовка в сложно - координационных видах спорта, связанных с искусством движения, является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Искусство и спорт становятся синтетическими,
взаимопроникающими.
Хореография в спорте – один из современных методов подготовки юных спортсменок. Задачи хореографии в черлидинге - это развитие профессиональных танцевальных навыков, музыкальности и выразительности исполнения, воли, характера учеников и их эстетическое воспитание.
Содержание композиций, исполняемых командами чир-данс высокой квалификации, особую значимость приобретает хореографическая подготовленность, которая характеризуется следующими показателями: владение элементами основных жанров хореографии: классической, народной, джаз.
Органическая связь движений с музыкой, танцевальный характер большинства упражнений и непосредственное использование танца в значительной мере содействует эстетическому воспитанию занимающихся. Творчество, разумеется, немыслимо без выдумки, фантазии, однако оно не может существовать без черновой работы, без огромного труда, направленного на достижение высокотехнического мастерства, на постижение необходимых знаний
К основным средствам хореографической подготовки на начальном этапе следует отнести классический танец, партерный экзерсис, народный танец, джаз-танец, музыкально-ритмические, общеразвивающие и прикладные упражнения.
Использование средств хореографии на начальном этапе обеспечивает высокую плотность занятий: содействуют развитию выносливости, силы, ловкости, гибкости и быстроты, способности координировать движения и сохранять устойчивое равновесие, что в итоге способствует повышению физической подготовленности, что ведет к повышению результативности соревновательной деятельности спортсменов-черлидеров возрастной категории 8-11 лет.
ЛИТЕРАТУРА
Аркасв, Л. Я. Как готовить чемпионов [Текст]: мн /Л.Я.Аркаев,
Н.Г.Сучилин. - М.: ФИС, 2004. - 328 с.
Аршавский, И.А.'Очерки по возрастной физиологии [Текст]
/И.А.Аршавский. - М.: Медицина, 1967. - 476 с.
Аттиков, А. М. Методика развития прыгучести у студентов и учащихся хореографических отделений [Текст]: метод, рекомендации /А.М.Аттиков, А.П.Фроленков. - Л.: ЛГИК им.Н.К.Крупской, 1987.-27 с.
Базарова, Н. Азбука классического танца [Текст]: учеб.метод. пособие
/Н.Базарова., В.Мей. - Л.: Искусство, 1983. - 207 с.
Базарова, Н. П. Классический танец [Текст]: учебник /Н.П.Базарова. -
Л.: Искусство, 1984. - 184 с.
Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т.Барышникова. - М.:
Рольф, 2000. - 272 с.
Борзов, А. А. Народно-сценический танец [Текст]: программа и метод,
разработка /А.А.Борзов. - М.: ЦНМК, 1985. - 64 с.
Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст]: учебник
/А.Я.Ваганова. - Л.: Искусство, 1963. - 192 с.
Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст]: учебник
/А.Я.Ваганова. - Л.: Искусство, 1980. - 192 с
Гевара Перез Хорхе Энрике Содержание хореографических элементов
в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в
художественной гимнастике [Текст]: автореф. дис... канд.пед.наук: 13.00.04 / Гевара Перез Хорхе Энрике. - М.: 1994. - 23 с
Зуева, И. А. Танцы как вид спорта и средство физкультурно- оздоровительной и досуговой деятельности [Текст] / И.А.Зуева., О.П.Зуев., Е.Г.Игнатенко //Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. -2003.- No6. -С. 97.
Иноземцева, Г. В. Народный танец [Текст] / Г.В.Иноземцева. - М.:
Знания, 1971.- 127 с
Костровицкая, В. С. Сто уроков классического танца [Текст]: учеб.
метод, пособие /В.С.Костровицкая. - Л.: Искусство, 1981. - 262 с.
Костровицкая, В. Школа классического танца' [ Текст]: учебник
/В.Костровицкая., А.Писарев. - Л.: Искусство, 1986. - 261 с
Лисицкая, Т. С. Ритм. Пластика [Текст]: учеб. наглядное пособие
/Т.С.Лисицкая. - М.: ФИС, 1988. - 160 с.
Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике [Текст]: метод,
рекомендации /Т.С.Лисицкая. - М.: ФИС, 1984. - 176 с.
Матвеева, Е. М. Хореографическая подготовка фигуристов [Текст]:
метод, рекомендации /Е.М.Матвеева. - М.: ВНИИФК, 1990. - 16 с.
Морель, Ф. Р. Хореография в спорте [Текст] / Ф.Р.Морель. - М.:
ФИС, 1971.-110 с.
Никитин, В. Ю. Модерн - джаз танец.История. Методика. Практика. [Текст]: учеб. метод, пособие /В.Ю.Никитин. - М.: МГУКИ, 2014. - 312 с.
Тарасов, Н. Классический танец [Текст]: учеб. метод, пособие
/Н.Тарасов. - М.: Искусство, 1971. - 478 с.
Устинова, Т. Русский народный танец [Текст] / Т.Устинова. - М.:
Искусство, 1976. - 261 с.
Шипилнна, И. А. Хореография в спорте [Текст]: учебник
/И.А.Шипилина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / под ред.
В.В.Давыдова., В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 255 с.