Совместный тематический классный час "Мои бабушки, мои дедушки"
(Гости: бабушки, дедушки, участники: внуки, правнуки)
Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям; прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость.
Подготовительная работа: заранее готовят подарки своими руками (можно на уроке технологии), выставку изделий, выполненных руками бабушек и дедушек, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек, родителей, соседей, знакомых преклонного возраста.
Оформление и оборудование: рисунки, фотографии.
Учитель:
- Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня, 1 октября, один из важных международных праздников - День пожилых людей. Давайте, дорогие гости, мы с вами Международное название этого праздника заменим на более тёплое и бережное - День старшего поколения. В этот день принято отдавать дань уважения и любви тем, кто на протяжении всей своей жизни дарит любовь детям, внукам, правнукам. Примите слова благодарности и искреннего восхищения вами - нестареющими, добрыми, мудрыми.
Каждая семья держится на любви и памяти старшего поколения. Благодаря вашему подвигу и труду возможна сама наша жизнь. Наши прадедушки и прабабушки сражались за Родину на фронтах Великой Отечественной войны, трудились в тылу, восстанавливали разрушенную страну. Ваш опыт объединяет поколения в единую цепь. А главное, вы во всех испытаниях сохранили то, чего порой не хватает молодым - надежду и веру в лучшее.
1 ученик Октябрь начал дней отсчёт, Сегодня в ваших душах лето! Кто молодых ведёт вперёд? С Днём пожилого человека! | 2 ученик Ваш опыт - компасом в руках, А знанья - радости заветом. Любовь - средь горестей маяк. С Днём пожилого человека! | 3 ученик Вы сберегли родной очаг, В сердцах сокрыта мудрость века. Здоровья, радости, всех благ! С Днём пожилого человека! |
Учитель:
- А теперь внуки и правнуки отгадают загадки, старшее поколение может помогать.
Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки У любимой ...- (бабушки) | Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый ... - (дед) | Дедушка и бабушка Были молодыми, А теперь состарились, Стали ...- (пожилыми) |
Он научит вас трудиться, От души повеселиться, Всем ребятам он пример -Наш родной ...- (пенсионер)! | Осень праздник подарила И поздравить не забыла Ясным солнышком к обеду Наших бабушку и ...- (деда)! | На портрете парень бравый -Это дед мой молодой. И горжусь я им по праву, Хоть он стал совсем ...- (седой) |
| С бабушкой моей вдвоём Всем пример мы подаём. И гостей мы встретим с ней В праздник пожилых ...- (людей) | |
Учитель:
- Послушаем стихотворение о бабушке
Ученик
Много у бабушки с нами хлопот –
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки тёплые надо связать,
Сказку весёлую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
Бабушка, милая, сядь отдохни!
Мы тебе песенку нашу споём…
Дружно мы с бабушкой милой живём!
Учитель:
- У бабушек есть ещё много приятных хлопот, они такие мастерицы! А их внуки покажут и расскажут об этом.
(заранее подготовлена выставка с изделиями бабушек и дедушек)
Учитель:
- Дедушки от бабушек не отстают, тоже умеют мастерить много интересного. Слушаем , что расскажут о них их внуки.
Учитель:
- Почему у деда борода, нам расскажет следующий ученик.
Ученик
Такая у деда растёт борода,
Что я на неё удивляюсь всегда.
— С ним, — мама сказала,-
Не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде.
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду, — скажет ответ.
Завидую дедушке я иногда.
Скорей бы росла у меня борода!
Учитель:
- Наши бабушки и дедушки прямо сейчас увидят своё изображение на портретах, потому что их внуки с нетерпением ждут момента подойти к холсту и начать творить.
Игра "Портрет"
Дети в двух командах на ватмане рисуют коллективный портрет бабушки. Они по очереди подходят к доске и подрисовывают определённую деталь портрета по заданию учителя: 1 ребёнок - овал лица; 2 ребёнок - шея; 3 ребёнок - верхняя часть туловища; 4- юбка; 5-правая рука; 6-кисть правой руки; 7-левая рука; 8-кисть левой руки; 9-правая нога; 10- стопа правой ноги; 11-левая нога; 12-стопа левой ноги; 13-причёска; 14-левый глаз; 15-правый глаз; 16-нос; 17-левое ухо; 18-правое ухо; 19-рот; 20-правая бровь; 21-левая бровь; 22-кофта; 23-узор на юбке.
Учитель:
- Настало время для частушек.
Мы частушек много знаем И хороших, и плохих, Хорошо тому послушать, Кто не знает никаких.
| Лучше деда человека В целом мире не сыскать! Гвозди он забить сумеет И бельё прополоскать.
| Закопчённые кастрюли Юля чистила песком. Два часа в корыте Юлю Мыла бабушка потом. |
Мой дедуля всех добрей, Любит всех моих друзей. Кашу манную нам сварит, Мыть посуду не заставит.
| А Ирина шьёт да вяжет – Прямо мастерица! Бабуле шила сарафан, Вышла рукавица.
| Сочинили мы частушки, Очень мы старались. Только просим, чтобы вы На нас не обижались! |
Учитель:
- Бабушки наши мастерицы на кухне, отгадают ли названия блюд по их описанию?
1-й рецепт:
3 стакана молока, 2 стакана муки, 2 яйца, 25 г сливочного масла, 0,5 ч. ложки сахара, 0,5 ч. ложки соли, мясной фарш (тесто для блинчиков, блинчики с мясом)
2-й рецепт:
50 гр. дрожжей, 1/2 ч.л. соли, 1 стакан молока, 2 ст. ложки сахара, 200 гр мягкого маргарина, 3,5 ст. муки, яблочное повидло (дрожжевое тесто для пирогов, пирожков с яблоками)
3-й рецепт:
капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло. (винегрет)
4-й рецепт:
яйцо варёное, лук репчатый, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, майонез, сельдь иваси. (селёдка под шубой)
5-й рецепт:
майонез, лук, морковь отварная, яйцо варёное, картофель отварной, зелёный горошек, говядина отварная или колбаса докторская. (салат "Оливье")
Учитель:
- Дедушки вспомнят своё детство и поиграют в машинки.
Конкурс "Машинки"
Реквизит: 2 машинки на верёвочке, 2 стула.
Учитель:
- На дворе осень, все собрали урожай. Я знаю, что все в этом деле друг другу помогали. Какие вы помощники, мы сейчас увидим.
Игра "Урожай"
Реквизит: 2 ведра, по 5 картофелин(теннисных шариков) для каждой команды, по 5 небольших ёмкостей, куда будут помещаться картофелины.
Приглашаются внуки с бабушками и дедушками. Все делятся на 2 команды.
1-ый участник из ведра раскладывает картофелины по ёмкостям;
2-ой участник в ведро собирает картофелины из ёмкостей
и т.д.
Учитель:
- Я надеюсь, все сегодня с пользой провели это время. Для детей предлагаю полезную памятку с очень важными словами.
Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.
Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всём стараться им помочь.
Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытьё посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.
Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.
А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.
Старайтесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям, и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.
Учитель:
- Примите поздравления от ваших самых любимых внуков.
1 ученик: Бывают в вашей жизни дни, Которые нельзя не отмечать, А потому примите поздравленья И от души позвольте пожелать: | 2 ученик: Не обращать вниманья на года, Всегда быть энергичными, здоровыми, Как у природы нет плохой погоды, Так в жизни возраст памятен любой. |
3 ученик: И пусть лицо улыбка озаряет, Вы возрасту скажите – не спеши! Желаем этого от всей души! | 4 ученик: Вы много сделали такого, Чтоб на Земле оставить след, Здоровья, счастья вам желаем На каждый день, на сотню лет. |
(Учащиеся дарят сувениры бабушкам и дедушкам. Тематический классный час заканчивается показом видеосюжета, собранным из фотографий с изображением на них старшего и младшего поколения).