Современная деятельность педагога-психолога в школе.
Ишмухаметова Ю.А., педагог-психолог
МОУ «Гимназия им.Карла Орфа" с.Варна
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я попытаюсь раскрыть перед вами опыт своей профессиональной психолого-педагогической деятельности. Расскажу о роли психолога в современной системе образования. Но перед этим послушайте притчу.
" Один человек шел вдоль реки. Вдруг он увидел как из-за поворота река выносит тонущих детей. Он бросился в реку и начал спасать их. Мимо проходил другой человек. Увидев происходящее он тут же бросился на подмогу. Третий прохожий внимательно наблюдал какое-то время, потом быстро пошел дальше. — Куда же ты, почему не помогаешь нам? — Я вижу, что вы вдвоем справляетесь здесь. Посмотрю за поворотом реки, что происходит там, почему дети попадают в реку".
Расшифровывая эту метафору, скажу, что река - это жизнь в современном обществе, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней.
Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу - обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы. Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.
Психолог - равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно - за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.
В своей работе он опирается на профессиональные знания о возвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.
Смысл любого учреждения образования - содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в обществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература и т.д.. А психолог?
Практический психолог имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике - на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания - психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог - к самоопределению.
Психологическая готовность к самоопределению формируется постепенно, с момента рождения ребенка - в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там, в течение 11 лет готовиться к взрослой жизни - получить достаточное знание, научиться учиться, думать, работать, дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, осознать свою индивидуальность. К моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней.
Ежедневно я имею дело с детьми самого разного возраста, вижу возрастные изменения в динамике - на моих глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач психолога. В центре моего внимания личностно-ориентированное образование, нацеленное на полноценное развитие личности ребенка, его уникальности и неповторимости.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
1.Психолого-педагогическая поддержка первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
2. Психологическое сопровождение учащихся 5,10 классов в период адаптации к новым условиям.
3. Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации.
4. Психологическая помощь учащимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам.
5. Профилактическая работа с детьми испытывающих трудности в обучении, находящихся в трудной жизненной ситуации.
6. Психологическое просвещение участников образовательного процесса;
В своей работе использую следующие методы:
диагностическое тестирование, анкетирование;
индивидуально – психологическое консультирование учащихся, родителей, педагогов;
психопрофилактическая работа;
методическая работа
В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе обучения проводятся традиционные диагностические исследование в классах, с наиболее сложными периодами школьной жизни (при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы)
Полученные данные по всем изученным критериям помогают сделать вывод об адаптации учащихся 1-го класса.
В ходе мониторинга выявляется уровнь психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе.Выделяются группы детей с несформированной позицией школьника, с преобладанием отрицательных эмоций пребывания ребенка в школе, с наличием школьной тревожности и с проблемами познавательного развития.
По осуществлению благоприятной адаптации учащихся к учебному процессу, с классными руководителями 1-х классов проводятся индивидуальные консультации, в ходе которых выделяются учащиеся, требующие к себе повышенного внимания и даю рекомендации по работе с данными детьми.Провожу коррекционно-развивающую работа с группой детей , испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению. В конце учебного года с целью выявления динамики адаптационного периода проводится повторная диагностика.
Особое внимание в начале учебного года уделяется учащимся 5-х классов, впервые пришедшим из начальной школы на уровень основного общего образования. Проблема процесса адаптации пятиклассников становится особенно актуальной в данный период. Так как перед детьми встают задачи помимо интеллектуальной готовности налаживать контакты и общаться с учителями, принимать школьные требования и приспосабливаться к новым ситуациям. Поэтому некоторые дети, обладая определенными психологическими особенностями, к такому повороту событий просто не готовы. Они растеряны, встревожены, им страшно, кто-то привык к контролю взрослых и просто не может без их указаний и постоянной подсказки. На фоне этого и снижается успеваемость, самооценка, уверенность в себе, появляется тревожность. С целью оказания своевременной психологической помощи с пятиклассниками проводятся методики, позволяющие выявить уровень и характер тревожности, связанного с обучением, уровень мотивации, психологического комфорта в классе и эмоционального отношения к учению.
В связи с результатами диагностического исследования учителям-предметникам, классным руководителям 5-х классов даю рекомендации: провести беседы с учащимися на темы особенностей школьной жизни, взаимоотношений со сверстниками и педагогами; построить учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
В рамках адаптации учащихся 10 класса проводится ряд методик, позволяющих исследовать уровень мотивации учащихся и уровень эмоционально-психологического климата в классном коллективе в результате слияния двух параллельных классов.
Большая работа проводится с обучающимися 9-х классов: изучение интересов и склонностей. Данная диагностика позволяет учащимся сделать правильный шаг в выборе профильных предметов для углубленного изучения в 10-ом классе.
С целью оценки психологического состояния выпускников, проведения в дальнейшем профилактической работы по снижению тревожности учащихся, педагогом-психологом проводится следующая работа.Диагностика психологической готовности и психологических трудностей, консультирование педагогов, родителей, обучающихся, треннинги по снятию тревожности с учащимися.
Среди учащихся 9,11-х классов были проведены методики «Самочувствие, активность, настроение», «Диагностика экзаменационного стресса»и ряд других диагностических срезов. В результате полученных данных психологом планируется и проводится работа по психологическому сопровождению учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Проводится сказкотерапевтический тренинг в выпускных классах на снятие тревожности, стресса. Проводятся беседы и занятия по теме «Планирование времени», «Организация рабочего места», по изучению приемов быстрого запоминания.
Учителям-предметникам, родителям учащихся даются рекомендации для создания психологического комфорта участников ЕГЭ, ОГЭ в период подготовки к экзаменам.
В учебном году помимо запланированной диагностико-консультационной работы психологом гимназии не остаются без внимания вопросы и проблемы, возникающие в течение года. Классные руководители часто обращаются за помощью в подборе диагностического инструментария, направленного на изучение коллектива учащихся, интересов, мотивации обучения, а также индивидуальных особенностей личности (способности, темперамент, характер, интеллектуальные возможности).
По окончании каждой диагностики или анкетирования учителям предоставляются результаты и рекомендации для решения тех или иных проблем.
В каждом учебном году профилактическая работа, психологическое просвещение и психологическое консультирование педагога-психолога предусматривает целенаправленную работу по предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся, по созданию и поддержанию благоприятного эмоционально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах. Основными формами деятельности, направленной на профилактику, становятся классные часы для обучающихся, семинары для учителей, выработка рекомендаций по индивидуальной работе с детьми, консультирование участников образовательного процесса.
Тематика классных часов разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя. Так например, в новом учебном году планирую провести по следующим темам:
• «Умники и умницы». Развитие познавательных процессов (1 класс);
• «Дорогами сказок». Психологическое занятие (2 класс);
• «Агрессия и как с ней бороться» (3 класс);
• «Познай себя» (4 класс);
•Тренинг уверенности в себе – адаптация пятиклассников (5 класс);
• «Мои сильные и слабые стороны» (6,7 классы);
• «Я и мир профессий» (8,9 класс);
• Тренинг общения. Живи в согласии с другими (10 класс);
• «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» (9,11 классы);
В качестве профилактики экзаменационного стресса с учащимися выпускных классов (9,11) проводятся классные часы, на которых учащимся даю рекомендации при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, показываю упражнения для снятия психо-эмоционального напряжения.
Одним из ведущих направлений психолога являются индивидуальные консультации. За помощью обращаются все участники образовательного процесса. Основными причинами обращений становятся: нахождение в трудной жизненной ситуации, снижение успеваемости, деструктивное поведение, ознакомление с результатами теста, профориентационная беседа, неустойчивое психическое состояние. Участниками обращений являются все категории образовательного процесса.
Проблемой в данном направлении является тот факт, что наблюдается низкая мотивация у обучающихся и их родителей к получению психологической помощи, формирования у них осознанного запроса, поэтому данное направление остаётся актуальным в следующем учебном году. С этой целью для активизации и повышения психологической культуры участников образовательного процесса планируется на следующий учебный год проведение «Недели психологии». Задачами недели станут, активизация познавательного интереса учащихся, содействие чувства единения, эмпатии.
Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и диагностической работы. Также особое внимание уделяется самообразованию. С этой целью изучается методическая и специальная литература.
Мной созданы персональные сайты в проекте «Мультиурок», «Инфоурок», которые постоянно пополняю своими профессиональными разработками. Имею Благодарность от создателей сайта «За существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей», Грамоту «За использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога». Принимала участие во Всероссийском конкурсе «Вопросита» на темы: «Готовность ребенка к школе», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе». За участие имею Дипломы I и II степени.
В учебном году приняла участие в практическом семинаре для педагогов гимназии «Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации.», выступила на педагогическом совете по теме «Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника».
Таким образом, мной педагогом-психологом проводится работа по всем направлениям деятельности. Изучается личность ребёнка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведётся консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами. Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.
Вместе с тем ещё недостаточен процент охвата учащихся и родителей, получающих психологическую помощь. Необходимо повысить заинтересованность среди учащихся и родителей в психологических знаниях.
В связи с этим в новом учебном году планируются различные формы работы с учащимися, педагогами и родителями:
- групповые развивающие занятия, направленные на повышение психологической адаптации учащихся 1-х, 5-х классов;
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися в ходе выявленных проблем;
- осуществлять сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (дети инвалиды, обучающиеся с умственной отсталостью и ЗПР);
В работе с педагогами планируется проведение семинаров по темам: «Диагностический инструментарий в работе классного руководителя», «Учитель и проблемы дисциплины».
С целью приобщения родителей к психологическим знаниям проводить родительские собрания по проблеме адаптации, психологической помощи при сдаче ГИА, помощь в выборе профессии.
В новом учебном году психологическая служба гимназии ставит перед собой цель:
повышение уровня психологической культуры, оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса.
Для решения этой цели психологом поставлены следующие задачи:
- Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения;
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания;
- Защита ребенка, оказание ему психологической помощи в разращение личностных проблем;
- Оказание учащимся в решении проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, преодолению нарушений эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер, коммуникации, как на уровне сверстников, так и родителей, педагогов;
- Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в личностном развитии детей (сопровождение образовательного процесса – диагностический минимум, коррекционно-развивающая работа, консультирование);
- Повышение уровня родительской компетентности;
- Работа с педагогическим коллективом.
Таким образом, работа психолога, является необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Деятельность психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и необходимой.