СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На этих примерах выросли сотни поколений. Каждому поколению нужен идеал. "Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". При изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять особое внимание подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей.Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории.

Просмотр содержимого документа
«Современное патриотическое воспитание учащихся на уроках истории»


ГРАЖДАНСКОЕ -ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ


Ключевые слова: целенаправленный процесс, развитие личности, героическое прошлое, подвиг, исторические личности, персоналии, патриотизм, гражданская ответственность, судьба страны, внеурочная, научно-исследовательская деятельность.

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание в современных условиях – это целенаправленный, процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На этих примерах выросли сотни поколений. Каждому поколению нужен идеал. "Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно".

При изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять особое внимание подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Связана ли моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории.

При изучении темы «Первые русские князья» нельзя обойтись без изучения «Поучения Владимира Мономаха своим детям». В красках рассказывает Владимир своим сыновьям историю служения своего Руси, просит быть едиными и помнить о том, что они дети одного отца и одной матери. Во всем этом произведении чувствуется страх и боль за землю русскую. Находит Владимир и слова для своих сыновей и просит не проходить мимо беды людской, подавать нищему, помогать убогому и больному. С удовольствием учащиеся отвечают на поставленные вопросы и находят, что Поучение современно и актуально и сегодня. Предлагая учащимся задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории, я стараюсь сосредоточить их внимание на оценке деятельности исторических личностей, чтобы самостоятельно высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II будет иметь более ценное воспитательное действие.

Лучшего всего для осмысления учениками событий истории, деятельности людей, понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга подходят темы монгольского нашествия, Куликовской битвы, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий. Благодаря использованию проблемно-диалоговой формы, иллюстраций, примеров, фильмов, при изучении таких тем, есть возможность удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, сосредоточить мышление в нужном направлении, возможность включиться в анализ исторических предпосылок и условий, важных факторов проявления героизма и других явлений, проанализировать свою позицию и позиции других.

Период смутного времени посвящен трагическим событиям. Россия на краю гибели, потери независимости, появление самозванства на Руси. Воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учащихся к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, изгнания захватчиков. Задача учителя в данной теме – помочь учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом стоит выбор: либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества. Подъем патриотического движения народных масс и рост национального самосознания происходит не всегда просто и быстро. Необходимо обратиться к хрестоматии, первоисточникам, вместе с учащимися обсудить призывы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Эмоциональная составляющая урока побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма.

Невозможно перечислить все темы Отечественной истории, которые формируют нравственные патриотические и гражданские качества человека. Безусловно, что в этом направлении играет огромную роль внеурочная и научно-исследовательская деятельность по предмету. Исследовательские работы, на мой взгляд, формируют у учащихся интерес, любовь к Родине, воспитывают гордость за свою Родину, ее великое прошлое, делают человека гражданином и патриотом. Многие работы моих учеников занимают призовые места на муниципальных и республиканских конкурсах. Помимо этого, в ходе сбора материала по написанию научно-исследовательской работы, собирается, анализируется и синтезируется исторический материал, который в дальнейшем становится достоянием учащихся, используется, как дополнительный исторический материал к урокам, играм, внеклассным мероприятиям.
Несколько лет занимаюсь кружком «Музейное дело», руковожу школьным музеем «Боевой славы им.Героя Советского Союза Н.А.Катина» и это позволяет формировать нравственно-патриотические и гражданские качества личности учащихся, создавать условия для удовлетворения потребности в развитии познавательных, интеллектуальных и творческих способностей ребят. На занятиях кружка учащиеся узнают о нашем земляке, его жизни и ратных подвигах, проводят экскурсии для школьников, находят информацию о ветеранах, учителях школы, работают над стендами об учениках нашей школы, погибших в годы Великой Отечественной войны, реставрируют документы военного времени, с большим энтузиазмом занимаются поисковой деятельностью. Всё это позволяет им соприкоснутся с прошлым.

Значимость нравственно-патриотического и гражданского воспитания детей заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности.



Литература:

1.Воспитание школьников во внеурочное время; Просвещение - М., 2017. - 192 c.

2.Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества; МПСИ - М., 2016. - 311 c.

3.Творогов О. В. Древнерусская литература и ее роль в патриотическом воспитании; Знание - М., 2017. - 32 c.

4.Тисленкова И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры; Учитель - М., 2017. - 176 c.

5.Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. - № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 - 7.