СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные инновационные технологии

Просмотр содержимого документа
«Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»

Современные инновационные технологии на уроках

русского языка и литературы


Только делая первые шаги в мир образования в условиях внедрения и реализации ОСО, я задаюсь несколькими вопросами:

Что такое урок современности? Важнее форма проведения или содержание современного урока? Может ли быть в педагогике технология? Что придает уроку современность? Чем вчерашний урок отличается от урока сегодняшнего?

Следует задать ещё много вопросов. Что делать и как же быть?

В современном мире очень многое изменилось в образовании. Я считаю, что нет такого учителя, который бы не задавался вопросами улучшения своего урока: «Как сделать урок насыщенным? Как привлечь учеников к своему предмету? Как на уроке создать ситуацию успеха для каждого обучающегося?». Каждый учитель современности мечтает, чтобы на его занятии учащиеся работали с интересом, добровольно и творчески.

Ведь основным стимулом деятельности ребенка является интерес к обучению, развитию.

Цель образования сегодня - это не только накопление обучающимся определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка ученика как отдельного субъекта педагогической деятельности. В основе ОСО лежит активность и учителя, и, что не менее важно, учащегося. Именно данной цели - совершенствованию творческой, активной личности, умеющей обучаться, воспитывать себя самостоятельно, и подчиняются основные задачи образования современности.

Актуальность инновационного обучения заключается в следующем:

- преодоление авторитарного стиля и формализма в системе преподавания;

- использование личностно - ориентированного воспитания;

- поиск и создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося;

- самостоятельной творческой деятельности.

Основными технологиями инновационного обучения является следующее:

- развитие критического мышления;

- развивающее воспитание;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

В обучении русскому языку и литературе при использовании инновационных технологий успешно используются следующие приемы и методы:

- «проверь соседа»;

- ассоциативный ряд;

- взаимооценивание по дескрипторам;

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

- самооценивание;

- групповая работа;

- чтение с пометками и ромашка Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- «Углы»;

- эссе;

- перепутанные логические цепочки;

- «Продолжи предложение»;

- «Хэлло, бонжур, здоровеньки булы»;

- «Мозаика»;

- исследование текста;

- «Рассказ в классе»;

- «Корзина вопросов».

Подробно мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это место опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с информацией и идеями. Учителя и наши учащиеся часто стоим перед проблемой выбора информации. Требуется умение не только овладеть сведениями, но и критически ее осмыслить, оценить и применить. Находя новую информацию, учащиеся 5-9 классов должны уметь анализировать ее подробно, критически, оценивать свежие идеи с разных точек зрения, делая выводы относительно ценности и точности этой информации.

Методика развития критического мышления включает такие этапы или стадии, как «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов.

Эта стадия позволяет:

- обобщить и актуализировать имеющиеся у учащегося знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме урока, мотивировать к учебной деятельности обучающегося;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы узнать ответы;

- побудить учащегося к активной работе не только на уроке, но и дома.

Вторая стадия – осмысление.

Эта стадия позволяет обучающемуся:

- получить новые сведения;

- осмыслить их;

- соотнести с уже накопленными знаниями;

- искать ответы на вопросы, которые были поставлены в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Основным здесь является:

- целостное осмысление, обобщение полученных знаний;

- присвоение новой информации учащимся;

- формирование у каждого из обучающихся личного отношения к прорабатываемому материалу.

На данной стадии применяется анализ, творческая обработка, интерпретация изченной информации. Работа ведется как индивидуально, так и в парах или группах.

Эффективным, я считаю, прием «чтение с пометками».

Данный прием требует подготовительной работы:

1. Преподаватель выбирает текст для изучения.

Критерии отбора содержания текста:

- он обязательно должен быть неизвестным для класса (иначе теряется логика и смысл использования метода);

- событийный и динамичный сюжет;

- оригинальная развязка, проблемный финал.

2. Произведение заранее подразделяется на смысловые части. В тексте отмечается, где следует приостановить чтение, сделать паузу.

3. Преподаватель заранее составляет задания и вопросы к содержанию, направленные на развитие у обучающихся разнообразных мыслительных навыков.

Учитель организовывает процесс чтения с пометками и при этом дает инструкцию каждому обучающемуся, следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанный метод можно использовать не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии содержания текста «на слух»)

Этот прием я систематически применяю при подготовке обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе, так как такая работа предполагает не только подробный анализ содержания текста, но и даёт возможность «идти» вслед за автором, «видеть» его создание текста, что хочет передать читателю на данном этапе.

При работе над сложной частью урока особые затруднения представляет для учащихся умение искать проблемы текста (зачастую их несколько). Помощь в этом нам окажет кластера.

Кластер – способ графической организации текста, который позволяет сделать наглядными те мыслительные формирования, которые происходят при внедрении той или иной темы. Он является отражением нелинейной формы мышления. Часто данный способ именуют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

- в середине чистого листа написать ключевое слово (или рисунок), которое служит «сердцем» идеи и темы;

- вокруг «набросать» слова, словосочетания или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для темы (модель «планета и её спутники»);

- по ходу записи, появившиеся слова объединяются прямыми линиями с ключевой темой. Новые «спутники» появляются у каждого из «спутников», выстраиваются новые логические связи.

Так получается структура, которая отображает графически наши размышления, выделяет информационное поле этой теме.

5-минутное эссе. Данный вид письменного задания зачастую используется в конце урока, чтобы помочь обучающимся подытожить свои знания по пройденной теме. Для педагога – это возможность выявить обратную связь. Поэтому ученикам можно предложить два пункта:

1. записать, что они узнали по теме на уроке;

2. задать вопрос, на который ученики так и не получили ответа.

Исследовательские приемы обучения возможно использовать на всех этапах урока.

Одно из правил технологии развития критического мышления:

Задаваться вопросами, интересоваться.

Здесь речь идет не о поверхностном любопытстве, которое проявляется в том, чтобы везде совать свой нос, а о пытливости, любознательности, интеллектуальной жажде. Вопросы будут служить мотивацией к изучению материала, будут помогать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Прием постановки вопросов:

- «Толстый» и «тонкий» вопрос

Данный метод применяется в следующих обучающих ситуациях:

- для взаимоопроса среди учащихся;

- для начала беседы по теме урока;

- для определения вопросов, которые остались без ответа после изучения темы урока.

Огромное значение для раскрытия творческого потенциала учащегося являются и нетрадиционные формы домашней работы, которые призваны, с одной стороны, закреплять умения, знания и навыки, которые получили на уроке, а с другой стороны, помогают ученику проявить самостоятельность, самому выполнить решение нестандартного задания, вопроса.

Виды домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование содержания текста;

- художественное чтение;

- создание оригинальных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за погодными условиями;

- составление опорных таблиц.

Данные домашние задания способствуют избегать рутины, однообразия в обучении. Обучающийся может почувствовать себя и в роли писателя, и в роли иллюстратора, и в роли преподавателя. Нестандартные задания активизируют мышление, а также заставляют ученика систематизировать, обобщать материал по теме урока.

Размышлять о современном уроке можно много. Как не растеряться в целом океане методик, приемов, технологий? Как совместить это в рамках урока?

Здесь ответ прост – нужен урок адаптивный.

Адаптивное занятие – совмещение элементов разнообразных технологий, которые создают комфортную среду урока.

Применяя разные методы на уроках, мы добиваемся успеха: результаты образования становятся выше. Мы чувствуем себя ещё более уверенно, так как владеем современными технологиями.


Список использованной литературы:

1 Дедова, О.В. О специфике компьютерного дискурса [Текст]: Сборник: Русский язык / О.В. Дедова – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. – с. 93-101.

2 Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Перевод с английского / В. Г. Николаева. – М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).

3 Чернышев, В. И. Большой академический словарь [Текст]: Словарь современного русского языка / В. И. Чернышев / под ред. В.И.Чернышева – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. - 1340 с.




6