Особенности работы со способными и одарёнными детьми.
(Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ №11» г. Чебоксары)
Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости. (В.А. Сухомлинский)
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Главная цель работы с одарёнными детьми – воспитать каждого ученика успешным.
Начальное образование призвано создать необходимые условия для формирования у учащихся потребности в активном познании окружающего мира; приобретения навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности; становления построенных на принципах гуманизма отношений; овладения базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности, - учебный процесс был построен в русле реализации данных направлений.
Одним из главных направлений работы в своём классе я выбрала «Работу с одарёнными», а лучше сказать со способными детьми. Чтобы судить утвердительно об одарённости, необходима большая диагностическая работа, целенаправленные наблюдения учителя, психолога и т.п., а вот проявление способностей, задатков, предрасположенности к одарённости можно увидеть через привлечение детей к разным видам учебной и внеучебной деятельности. Чем я и занимаюсь всё это время.
Не стану спорить с великим педагогом Сухомлинским, о том, что способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому в своей повседневной работе для развития способностей я стараюсь включать каждого ребенка доступную его возрасту деятельность. Мои дети учатся учиться, осваивают школьную программу, занимаются развивающими видами деятельности в кружках, секциях, во внеклассной и внеурочной работе. Свои навыки- умственные способности, спортивные умения, рисование, лепку, умение правильно петь и играть на сцене они проявляют практически ежедневно, выполняя творческие домашние задания, участвуя в различных конкурсах. Для них очень важно, чтобы их заметили.
Система работы сложилась следующим образом:
· Урок
· Внеурочная деятельность через дополнительные образовательные программы
· Внеурочная внеклассная деятельность
· Сотрудничество с родителями и различными структурами
Каждый новый учебный год я начинаю с продумывания плана работы с одарёнными детьми, уточняю, по каким направлениям необходимо развиваться каждому ученику. Анализирую программы внеурочной занятости, адаптирую, вношу изменения, пополняю свою методическую копилку.
С каждым годом значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам. Мои дети посещают кружки в школе, кружки и секции на базе ДК им Хузангая, музыкальную школу и др.
Но, одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, только вне школы, недостаточно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.
Как известно, все дети талантливы. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. По этой причине я стараюсь развивать способности детей в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей.
Вместе с тем я считаю, что
поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.
В своей работе я использую следующие формы:
-иллюстрирование художественных произведений
-выставки творческих работ
-театрализация
-показательные выступления
-публичные выступления
Осваиваю методику критического мышления. Научила детей составлять синквейны, ментальные карты. Применяю методику «Французкая мастерская», очень часто применяю на уроках групповую работу. Дети сами стали предлагать эти виды деятельности на уроках, когда просишь придумать их творческое задание для себя или своих одноклассников.
Стараюсь повышать своё педагогическое мастерство. Знакомлюсь с опытом работы учителей на городских методических семинарах, вебинарах.
Работу по развитию детской одаренности продолжаю на занятиях спецкурса «Логика», провожу индивидуальные занятия с одаренными детьми по русскому языку и математике. В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
«Одаренные ученики требуют талантливого учителя. Недостаточное внимание к одаренным и талантливым детям - это невнимание ко всем нам. Сколько открытий в интеллектуальной сфере и других областях жизни мы в связи с этим потеряли и продолжаем терять.»
Приведу некоторые примеры работы из своего опыта за последний год:
· Общероссийский уровень – участие в олимпиадах, «Кенгуру- математика для всех», «Русский медвежонок»; олимпиады, проводимые образовательной платформрмой UCHi.ru.
· региональный уровень - «Лучшая инсценировка рассказа Г.Н. Волкова»
· Городской уровень- конкурс чтецов «Мамина нежность».
· Школьный уровень -участие во всех без исключения мероприятиях; в конкурсах, спортивных стартах между классами мы заняли в этом году призовые места.
Дети любят читать наизусть классику. Активно сотрудничаем с городской библиотекой им. Л. Агакова. Учащиеся нашего класса – участники различных акций и фестивалей К примеру, к 160-летию А.П. Чехова дети подготовили инсценировки к юмористическим произведениям классика «Ванька» и «Хирургия» , стали участниками акции «Читаем детям о войне» и т.д.
Дети активно участвуют в исследовательской деятельности. Ежегодно выступают на ШНПК «Первые шаги в науку». Вовлекаю родителей в работу по данному направлению. Они активные участники мероприятий, помогают организовать класс, стимулируют детей. Для них проводятся родительские собрания. Например, в этом учебном году по теме «Узнать можно лишь тогда, когда учишься».
Это лишь малая часть того о чём мне хотелось рассказать сегодня. Впереди огромные планы, задумки и свершения.