СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современный урок математики в рамках реализации ФГОС"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на педсовете из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«"Современный урок математики в рамках реализации ФГОС"»

  Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

        В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.  

      Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. 

Требования нового Стандарта не являются новыми для учителей математики. Поскольку для жизни в обществе важным является формирование математического стиля мышления, поэтому на каждом уроке педагог старается научить самостоятельности; заинтересовать в результатах полученных знаний; организовать самоконтроль и взаимопроверку, используя индивидуальные, групповые, разноуровневые способы и методы обучения.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.  Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет жизнь учителя.

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы. ФГОС делает попытку выйти из ловушки «специализации», в которой оказалось наше математическое образование. Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые.  Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке.


Рождение любого урока начинается с четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.






Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с

указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические

задачи.

Требования к современному уроку

• Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.

• Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

• Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

• Высокая степень речевой активности учащихся

Нужно продумать изюминку урока

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг

учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть

интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже

известному.



Свою практическую работу я направляю на решение следующих задач:
организацию разноуровневой учебно-познавательной деятельности;
стимулирование познавательной деятельности, включая каждого в активную работу;
создание благоприятного психологического климата через уважение к личности и совместную деятельность,


Для решения поставленных задач руководствуюсь следующими принципами:
дифференцированного обучения; активности; наглядности; доступности; системности; новизны.

применяю различные образовательные технологии (полностью или их элементы):
- игровые технологии (деловые игры, групповая работа);
- проблемное обучение;
- исследовательская работа
- информационно-коммуникационные технологии;(ИКТ)


 дифференциация обучения – важнейшее средство улучшения результатов   учебного    процесса.  В   большинстве случаев классы у нас неоднородного состава, поэтому к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. 

Я часто наблюдаю на уроках математики отсутствие интереса у ряда учеников к предмету. Причина такого безразличного отношения к приобретению новых знаний Во - первых, это непонимания того, о чём говорит учитель, возникшее из-за того, что большие пробелы в знаниях Во-вторых, есть учащиеся которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего умственного напряжения. Ко всем этим категориям учащихся нужны различные меры для восстановления нормального отношения к процессу обучения.

По итогам входного контроля я провожу диагностику знаний учащихся. С вновь прибывшими учащимися провожу проверочную работу для определения базы знаний.

По итогам диагностики составляю таблицы и опорные конспекты, разбиваю детей на группы и начинаю индивидуальную работу.(По итогам диагностики в 9 классе не умеют выполнять действия с десятичными дробями-Агафонов, Архипов ,не умеют решать линейные уравнения-Агафонов Комаров, Не владеет алгоритмом решения квадратных уравнений Кузнецов К концу первой четверти Кузнецов Комаров ликвидировали пробелы в знаниях по этим темам.

Работу над любой темой разбиваю на три этапа: мотивационный; операционально-познавательный; рефлексивно-оценочный. На первом этапе создаю установку на изучение новой темы, на ее необходимость. 
На этом этапе часто применяю задачи с практическим содержанием для создания проблемной ситуации на уроке. 
При отборе материала исхожу из следующих критерий: 
целостность; научная значимость; информационная весомость; соответствие учебного материала возрасту учащихся; занимательность; многократная применимость.
Во второй этап включаю:
Урок изучения нового материала.
При изучении нового материала предлагаю учащимся следующие виды деятельности:
решить проблему; осмыслить задание самому ; найти ответ в учебнике; пронаблюдать, сравнить, сделать выводы; выполнить по образцу.
Учу детей работать с вопросом « почему?», вырабатываю потребность задавать вопросы и самостоятельно отвечать на них.(9класс при построении графика функции задаю вопрос почему вы так думаете.)

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные виды работы для активизации учебной деятельности учащихся, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это - дидактическая игра; создание различных проблемных ситуаций; исследовательская работа.

1 Игровую форму занятий я создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровые формы обучения разнообразны. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе.

Учебные игры применяются для развития умения использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Процесс игры облегчает учащимся школы понимать тему, вовлекает их в игровую деятельность, вызывает интерес к результату решения математических задач, способствует развитию логического мышления.

Игра “Поле чудес”. 
Правила игры: 
Учитель берет высказывание или слова из песни, стихотворения, пословицу. По количеству букв в этом высказывании подбирается столько же задач так, чтобы одинаковым буквам соответствовали одинаковые ответы. Готовятся карточки желательно с дифференцированными заданиями, которые выдаются каждому ученику. На доске заранее должны быть записаны буквы, которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые будут соответствовать этим буквам. Ниже должны быть записаны числа по порядку (по количеству букв в высказывании), соответствующие номерам карточек. Ученик, выполнивший задание, называет номер своей карточки и букву, под которой записан ответ. Например, карточка №5, буква А. Учитель под числом 5 ставит букву А. Если у ученика получилась другая буква, значит он решил неверно, и у него есть время перерешать задачу, пока другие ребята еще решают свои задания. Те учащиеся, которые быстро справляются с заданием, получают следующую карточку. За правильно решенные 1-3 задания (на усмотрение учителя) ученик может получить оценку. Поэтому желательно карточек иметь больше, чем число учеников в классе. 

Игра “Домино”. 
Правила игры: 
Для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. Если ученик неправильно выставил карточку или не сумел объяснить причину ее выставления, то он может воспользоваться помощью ребят, но за это ему снижается оценка. 
Игра проводится на уроке как один из этапов групповой работы для повторения и закрепления материала по всей пройденной теме или нескольким темам. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, чтобы активизировать работу учащихся. В каждой группе обязательно наличие арбитра, который будет оценивать правильность ответа. Ими могут быть наиболее успевающие учащиеся класса или старшеклассники. 

«Математическая викторина». «Третий лишний»

Командам выдаются карточки с названиями различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Необходимо найти «третьего лишнего». Например:

· гектар, сотка, метр;

· ярд, тонна, центнер;

· конус, квадрат, круг;

· треугольник, прямоугольник, квадрат;

· прямая, отрезок, угол;



2 Проблемное обучение, ставя обучаемого перед необходимостью решать новые, нестандартные задачи или разрешать поставленные перед ними проблемы, развивает у обучаемых умение ориентироваться в новых условиях, комбинировать запас имеющихся знаний и умений для поиска недостающих, выдвигать гипотезы, строить догадки, искать пути более надёжного и точного решения.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средства для её разрешения. В поисках этих средств и путей, ученик приобретает новые знания. При проблемном обучении, ребята сами с интересом ищут пути получения недостающих знаний, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, преодоления сложностей и самостоятельно найденного решения.  проблемная ситуация возникнет, если предложить ученикам выполнить какое-то действие, на первый взгляд не вызывающее затруднения. Так, перед изучением темы о сумме внутренних углов треугольника можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам:



1. А=90, В=60, С=45;

2. А=70, В=30, С=50;

3. А=50, В=60, С=70.

Учащиеся, вооружившись линейкой и транспортиром, начинают строить треугольники И только в третьем случае выстраивается треугольник по трем заданным углам. По окончании уже можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника.

3. Так же использую на уроках математики исследовательский метод.

1. Установите вид треугольника (классифицируя по углам), если один из его внутренних углов: 1) равен сумме двух других; 2) больше ее; 3) меньше ее.

исследования необходимо включать в решение многих геометрических задач на построение (как в планиметрии, так и в стереометрии), уравнений и неравенств (особенно тригонометрических, показательных и логарифмических с параметрами), также исследования находят широкое применение при изучении функций и их свойств в курсе алгебры и начал анализа.

Кроме того на уроках мы используем проектную деятельность. Составление проекта и презентаций с последующей защитой мы используем на уроках математики не первый год. Большую помощь нам оказывает в этой работе учитель информатики. Он научил ребят составлять презентации, выбирать нужный материал. иллюстрации по темам. Ребята работали над проектами и защищали их «Красота в цифрах» « Математика и война» «Великие математики» «Биография Пифагора» «Философские высказывания Пифагора»

На сегодняшний день ИК технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что ИКТ можно и нужно использовать на различных этапах урока математики: при изучении нового материала, при устном счете, на этапе активации умений и навыков, проведении самостоятельных, проверочных работ, во внеклассной и внеурочной работе, при работе над проектами. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся.