Современный урок ОРКСЭ в аспекте реализации задач ФГОС НОО
Начать хотелось бы с цитаты французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля: «Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по ежедневным делам» . А наши с вами ежедневные дела – уроки, в том числе и ОРКСЭ.
Урок, как наиболее распространенная форма организации образовательного процесса – пространство взаимодействия педагога и учащихся. Именно от того, как построен урок, во многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Каковы же особенности современного урока?
1) Современный урок – это личностно-ориентированный урок.
2) Современный урок – это деятельностный урок.
3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
Как же построить современный урок по ОРКСЭ, чтобы реализовать требования стандартов начального общего образования?
Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.
Цели и задачи урока - т. е зачем учить?
Содержание урока - т.е. чему учить?
Методика урока - т.е. как учить?
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Исходя из выше сказанного, начинаем проектировать урок.
Требования к структуре современного урока
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока его значение в системе уроков по теме;
2. Определить тип урока, придумать и обосновать его структуру;
3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.
В ходе каждого урока формируются универсальные учебные действия учащихся: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.
Рассмотрев подробно структуру современного урока, мы увидим, что главная роль на уроке у учеников. Учитель – консультант, помощник, режиссёр урока.
При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.
Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной базой учебной деятельности на уроке должна стать учебная задача. Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, обычно начинается мышление.
Учебной ситуацией может стать задание: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Результатом столкновения с противоречием должно стать возникновение у детей потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель – неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Слайд.
Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:
Основными характеристиками целей сегодня являются:
С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с обучающимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения.
На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.
На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения обучающимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.
Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, беседуя о православии, нелишним будет мини-экскурсия в храм. При этом следует учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.
Необходимо вводить и региональный компонент. Крым – колыбель православия, поликультурный и многоконфессиональный полуостров.
Следующий этап при проектировании урока - отбор средств обучения (дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения). ꜜ
Необходимо помнить: только обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно нужно использовать те или иные средства обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.
Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры,
творческие задания;
работа в малых группах;
интерактивная экскурсия;
метод портфолио;
метод проектов;
метод «Займи позицию»;
групповое обсуждение;
метод «Дерево решений».
Следующий этап урока – рефлексия деятельности.
- Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
-Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
- Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Виды
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
"Знаки"
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Как проводить:
Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Однако, урок – это ещё и отношения между людьми.
Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.
Если раньше учитель это – носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик – объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя – это организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. А ребёнок хочет учиться, когда получается, когда ничто не угрожает, когда интересно.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Современный урок – это современный учитель.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать» А. Дистервег
Творческих вам успехов!
Спасибо за внимание!