Современный урок в свете ФГОС
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Учитель истории МОБУООШ
№ 12 Калинская В.Н.
«
Проблема существенного обновления школьного исторического и обществоведческого образования:
- - Ускорение процессов глобализации
- -Информационная революция
- -Изменение системы общественных отношений
- -Активные процессы обновления общественных наук
- -Новые требования государства к выпускникам системы образования
- -Система требований, определяемых стандартом общего образования второго поколения.
- Современный урок стал гибким , разнообразным по целям и задачам , вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств .
Отличительные черты современного урока
1 Создание познавательной атмосферы :
- Оптимальный темп урока, формы урока позволяющее экономить время;
-Части урока логически связаны;
-Разумное разнообразие видов учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся;
- Завершённость этапов урока, чётко продуманная обратная связь;
- Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля.
Отличительные черты современного урока
2 Применяемые методы:
Система обучения, ориентированная на развитие способов учебной деятельности: на развитие ключевых и предметных
компетентностей, УУД , мотивирующая учебный процесс:
-Методики развивающего обучения;
- Проблемно-поисковая деятельность учащихся;
- Самоорганизация, познавательная деятельность обучающихся;
- СОТ , в том числе информационные, проектные;
-Сведения до минимума объяснительно-иллюстрированных, репродуктивных методов,
Отличительные черты современного урока
3 Организация деятельности обучающихся.
-Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности:
-Деятельность должна носить развивающий характер в коммуникативной , творческой, познавательной сферах:
- Направленна на развитие УУД;
-Обеспечивать занятость каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями;
-Обеспечение права выбора темпа и уровня сложности выполняемых учебных заданий.
Отличительные черты современного урока
4 Взаимодействие учителя с обучающимися.
Необходимо обеспечить:
-Учебное сотрудничесво, атмосферу комфорта,
-Постановку вопросов побуждающих к диалогу, возможности самореализации и успешности;
-Не должно быть длинных монологов со стороны учителя, учащихся, речь учителя не должна подавлять деятельность учащихся;
-Учитель организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности обучающихся.
-Эмоциональную составляющую: похвала, поощрение за умно поставленный вопрос и т.п.
Отличительные черты современного урока
5 Контроль адекватный современным требованиям к результатам :
-Контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности;
-Продуманная система само и в и взаимоконтроля обучающихся (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся);
-Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока;
-Продуманная система и разнообразие форм и методов контроля, применяемых учителем.
Отличительные черты современного урока
6 Целеполагание. Рефлексия.
-Побуждение учащихся на совместную подготовку цели урока как возможности повышения учебной мотивации;
-Отбор содержания методов и форм
организации урока в соответствии с поставленной целью;
-Проведение рефлексии
по достижению цели
урока самими учащимися.
Требования к современному уроку :
- Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.
- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя.
- Обязательная рефлексия обучающихся на уроке.
- Высокая степень речевой активности обучающихся.
Структурные элементы
урока:
- Мобилизующий этап урока .
- Мобилизующий этап урока .
- Целеполагание.
- Коммуникация.
- Взаимопроверка и взаимоконтроль.
- Рефлексия.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой .
Методические принципы современного инновационного урока
Субъективизация.
Метопредметность.
Деятельностный .
- Деятельностный .
- Деятельностный .
- Деятельностный .
Коммуникативность .
Рефлексивность.
Импровизационность.
Методы обучения
Активные методы
Интерактивные методы
Интерактивные формы обучения
Деловые и ролевые игры;
Психологические и иные тренинги;
Групповая, научная дискуссия, диспут;
Дебаты;
Кейс-метод;
Метод проектов;
Мозговой штурм;
Портфолио;
Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);
Разбор конкретных ситуаций;
Метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся);
Круглые столы;
Презентации на основе современных мультимедийных средств
В чем основная задача школы
Формирование у каждого ребенка умения- учить себя .
Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает.
ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ
Системно-деятельностный подход
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности .
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Ради чего учить ?
Ценности
образования
Системно-деятельностный подход при подготовке к ГИА, ЕГЭ по обществознанию
Системно-деятельностная технология подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА
1 работа с понятиями
5 работа с тренажёрами .
поэтапная подготовка
2 работа с интерактивными презентациями
4 работа с рабочими тетрадями
Приоритетные технологии :
- развивающее обучение;
- -проблемное обучение ;
- -разноуровневое обучение;
- - коллективная система обучения (КСО);
- -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
- -исследовательские методы обучения;
- -проектные методы обучения;
Приоритетные технологии :
- -технология « дебаты»;
- - технологию модульного и блочно- модульного обучения ;
- -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
- - технология развития «критического мышления»;
- -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
Приоритетные технологии :
- - информационно – коммуникационные технологии;
- - здоровьесберегающие технологии;
- - систему инновационной оценки « портфолио»;
- - технологию дистанционного обучения
- технология мастерских
- групповое обучение и др.
Типы проектов
- Научный ( исследовательский) – преобразует пространство духовной культуры;
- Социальный –
- преобразует материальный мир и отношения между людьми;
- Образовательный (учебный) – преобразует сознание отдельного человека.
Пять «П» проекта.
Проблема;
Планирование (проектирование);
Поиск информации;
Продукт;
Презентация
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания. Цели: - Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств). -Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка.
- Информационные технологии могут использоваться :
- на факультативных, индивидуальных занятиях;
-для организации проверочных уроков, тестирования;
-при проведении вводных лекций;
-в ходе выполнения
домашнего задания,
написания рефератов,
докладов.
- Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами , содержание которых меняется по мере рассказа учителя.
- Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации , можно давать для выполнения альтернативные задания:
заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске;
сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету;
написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет;
составить план.
Уроки с использованием информационных и игровых технологий учат слушать, анализировать, повышают интерес учащихся к учебной деятельности .
Такие уроки способствуют совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму, творческому подходу к работе.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.
По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова
«Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
Требования к учителю
- Учитель точно и четко формулирует задания;
- Предугадывает затруднения обучающихся и меняет по ходу урока задание - от простого к более сложному.
- Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.
- Не дает новые задания ученикам в готовом виде;
- Не повторяет задания 2 раза;
- Не комментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся;
- Не повторяет того, что сказали учащиеся.
- Действия учителя обеспечивают ситуативную направленность и коммуникативную ценность всех высказываний учащихся.
- Учитель использует различные формы работы и разнообразные средства обучения, стимулирующие творческую и речевую деятельность учащихся .
Орудия учителя – просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание.
Основная форма учебной деятельности – живое общение с учащимися.
Ведущий девиз: «Действуем вместе!».
Модель обучения –
свободное раскрытие
личности.
Модель общения – многосторонняя.
Так что же для нас современный урок ?
урок-познание , открытие,
деятельность, противоречие, развитие,
рост , ступенька к знанию, самопознание, самореализация , мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность , уверенность , потребность…
Урок должен быть пронизан творчеством
и вместе с тем оставаться уроком.
С.И.Гессен
Спасибо за внимание!