СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в свете ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный материал поможет учителю при подготовке к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок в свете ФГОС   « Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».  Джон Дьюи    Учитель истории  МОБУООШ № 12 Калинская В.Н.    «

Современный урок в свете ФГОС

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Учитель истории МОБУООШ

12 Калинская В.Н.

 

«

Проблема существенного обновления школьного исторического и обществоведческого образования:   - Ускорение процессов глобализации -Информационная революция -Изменение системы общественных отношений -Активные процессы обновления общественных наук -Новые требования государства к выпускникам системы образования -Система требований, определяемых стандартом общего образования второго поколения.

Проблема существенного обновления школьного исторического и обществоведческого образования:

  • - Ускорение процессов глобализации
  • -Информационная революция
  • -Изменение системы общественных отношений
  • -Активные процессы обновления общественных наук
  • -Новые требования государства к выпускникам системы образования
  • -Система требований, определяемых стандартом общего образования второго поколения.
Современный урок стал гибким , разнообразным по целям и задачам , вариативным по формам и  методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств .
  • Современный урок стал гибким , разнообразным по целям и задачам , вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств .
 Отличительные черты современного урока 1 Создание познавательной атмосферы : - Оптимальный темп урока, формы урока позволяющее экономить время;  -Части урока логически связаны;  -Разумное разнообразие видов учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся;  - Завершённость этапов урока, чётко продуманная обратная связь;  - Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля.  

Отличительные черты современного урока

1 Создание познавательной атмосферы :

- Оптимальный темп урока, формы урока позволяющее экономить время;

-Части урока логически связаны;

-Разумное разнообразие видов учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся;

- Завершённость этапов урока, чётко продуманная обратная связь;

- Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля.

 

Отличительные черты современного урока 2 Применяемые методы:  Система обучения, ориентированная на развитие способов учебной деятельности: на развитие ключевых и предметных компетентностей,  УУД , мотивирующая учебный процесс: -Методики развивающего обучения;  - Проблемно-поисковая деятельность учащихся;  - Самоорганизация, познавательная деятельность обучающихся;  - СОТ , в том числе информационные, проектные;  -Сведения до минимума объяснительно-иллюстрированных, репродуктивных методов,  

Отличительные черты современного урока

2 Применяемые методы:

Система обучения, ориентированная на развитие способов учебной деятельности: на развитие ключевых и предметных

компетентностей, УУД , мотивирующая учебный процесс:

-Методики развивающего обучения;

- Проблемно-поисковая деятельность учащихся;

- Самоорганизация, познавательная деятельность обучающихся;

- СОТ , в том числе информационные, проектные;

-Сведения до минимума объяснительно-иллюстрированных, репродуктивных методов,  

Отличительные черты современного урока 3 Организация деятельности обучающихся.  -Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности:  -Деятельность должна носить развивающий характер в коммуникативной , творческой, познавательной сферах:  - Направленна на развитие УУД; -Обеспечивать занятость каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями; -Обеспечение права выбора темпа и уровня сложности выполняемых учебных заданий.

Отличительные черты современного урока

3 Организация деятельности обучающихся.

-Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности:

-Деятельность должна носить развивающий характер в коммуникативной , творческой, познавательной сферах:

- Направленна на развитие УУД;

-Обеспечивать занятость каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями;

-Обеспечение права выбора темпа и уровня сложности выполняемых учебных заданий.

Отличительные черты современного урока 4 Взаимодействие учителя с обучающимися. Необходимо обеспечить: -Учебное сотрудничесво, атмосферу комфорта, -Постановку вопросов побуждающих к диалогу, возможности самореализации и успешности; -Не должно быть длинных монологов со стороны учителя, учащихся, речь учителя не должна подавлять деятельность учащихся; -Учитель организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности обучающихся. -Эмоциональную составляющую: похвала, поощрение за умно поставленный вопрос и т.п.

Отличительные черты современного урока

4 Взаимодействие учителя с обучающимися.

Необходимо обеспечить:

-Учебное сотрудничесво, атмосферу комфорта,

-Постановку вопросов побуждающих к диалогу, возможности самореализации и успешности;

-Не должно быть длинных монологов со стороны учителя, учащихся, речь учителя не должна подавлять деятельность учащихся;

-Учитель организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

-Эмоциональную составляющую: похвала, поощрение за умно поставленный вопрос и т.п.

Отличительные черты современного урока 5 Контроль адекватный современным требованиям к результатам : -Контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности; -Продуманная система само и в и взаимоконтроля обучающихся (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся); -Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока; -Продуманная система и разнообразие форм и методов контроля, применяемых учителем.

Отличительные черты современного урока

5 Контроль адекватный современным требованиям к результатам :

-Контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности;

-Продуманная система само и в и взаимоконтроля обучающихся (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся);

-Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока;

-Продуманная система и разнообразие форм и методов контроля, применяемых учителем.

Отличительные черты современного урока 6 Целеполагание. Рефлексия.  -Побуждение учащихся на совместную подготовку цели урока как возможности повышения учебной мотивации; -Отбор содержания методов и форм  организации урока в соответствии с поставленной целью; -Проведение рефлексии  по достижению цели  урока самими учащимися.  

Отличительные черты современного урока

6 Целеполагание. Рефлексия.

-Побуждение учащихся на совместную подготовку цели урока как возможности повышения учебной мотивации;

-Отбор содержания методов и форм

организации урока в соответствии с поставленной целью;

-Проведение рефлексии

по достижению цели

урока самими учащимися.

 

Требования к современному уроку :    Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.  Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя.  Обязательная рефлексия обучающихся на уроке.  Высокая степень речевой активности обучающихся.

Требования к современному уроку :

  • Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.
  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя.
  • Обязательная рефлексия обучающихся на уроке.
  • Высокая степень речевой активности обучающихся.

Структурные элементы урока:  Мобилизующий этап урока .  Мобилизующий этап урока .  Целеполагание.  Коммуникация.  Взаимопроверка и взаимоконтроль.  Рефлексия.

Структурные элементы

урока:

  • Мобилизующий этап урока .
  • Мобилизующий этап урока .
  • Целеполагание.
  • Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».   Л.Н. Толстой .

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Л.Н. Толстой .

Методические принципы современного инновационного урока  Субъективизация.  Метопредметность.  Деятельностный . Деятельностный . Деятельностный . Деятельностный .  Коммуникативность . Рефлексивность.  Импровизационность.

Методические принципы современного инновационного урока

Субъективизация.

Метопредметность.

Деятельностный .

  • Деятельностный .
  • Деятельностный .
  • Деятельностный .

Коммуникативность .

Рефлексивность.

Импровизационность.

 Методы обучения Активные методы  Интерактивные методы   

Методы обучения

Активные методы

Интерактивные методы

 

Интерактивные формы обучения Деловые и ролевые игры; Психологические и иные тренинги; Групповая, научная дискуссия, диспут; Дебаты; Кейс-метод; Метод проектов; Мозговой штурм; Портфолио; Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог); Разбор конкретных ситуаций; Метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся); Круглые столы;  Презентации на основе современных мультимедийных средств

Интерактивные формы обучения

Деловые и ролевые игры;

Психологические и иные тренинги;

Групповая, научная дискуссия, диспут;

Дебаты;

Кейс-метод;

Метод проектов;

Мозговой штурм;

Портфолио;

Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);

Разбор конкретных ситуаций;

Метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся);

Круглые столы;

Презентации на основе современных мультимедийных средств

В чем основная задача школы  Формирование у каждого ребенка умения- учить себя .  Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.  ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ

В чем основная задача школы

Формирование у каждого ребенка умения- учить себя .

Человек образованный — тот,

кто знает, где найти то,

чего он не знает.

ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ

Системно-деятельностный подход  развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности .  Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Как учить?  Обновление технологий образования  Чему учить?  обновление содержания образования     Ради чего учить ?  Ценности образования

Системно-деятельностный подход

развитие личности учащегося на основе освоения

универсальных способов деятельности .

Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие

Как учить?

Обновление

технологий

образования

Чему учить?

обновление

содержания

образования

Ради чего учить ?

Ценности

образования

 Системно-деятельностный подход при подготовке к ГИА, ЕГЭ по обществознанию

Системно-деятельностный подход при подготовке к ГИА, ЕГЭ по обществознанию

   Системно-деятельностная    технология  подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА     1  работа с понятиями 5 работа  с тренажёрами .  поэтапная подготовка 2 работа с интерактивными  презентациями    4 работа с рабочими тетрадями   работа с текстами

Системно-деятельностная   технология  подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА

1  работа с понятиями

5 работа  с тренажёрами . 

поэтапная подготовка

2 работа с интерактивными  презентациями   

4 работа с рабочими тетрадями  

  • работа с текстами
Приоритетные технологии :  развивающее обучение; -проблемное обучение ; -разноуровневое обучение; - коллективная система обучения (КСО); -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ); -исследовательские методы обучения; -проектные методы обучения;

Приоритетные технологии :

  • развивающее обучение;
  • -проблемное обучение ;
  • -разноуровневое обучение;
  • - коллективная система обучения (КСО);
  • -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
  • -исследовательские методы обучения;
  • -проектные методы обучения;

Приоритетные технологии : -технология « дебаты»; - технологию модульного и блочно- модульного обучения ; -лекционно – семинарско - зачетная система обучения; - технология развития «критического мышления»; -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Приоритетные технологии :

  • -технология « дебаты»;
  • - технологию модульного и блочно- модульного обучения ;
  • -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
  • - технология развития «критического мышления»;
  • -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Приоритетные технологии :  - информационно – коммуникационные технологии; - здоровьесберегающие технологии; - систему инновационной оценки « портфолио»; - технологию дистанционного обучения технология мастерских групповое обучение и др.

Приоритетные технологии :

  • - информационно – коммуникационные технологии;
  • - здоровьесберегающие технологии;
  • - систему инновационной оценки « портфолио»;
  • - технологию дистанционного обучения
  • технология мастерских
  • групповое обучение и др.

Типы проектов Научный ( исследовательский) – преобразует пространство духовной культуры; Социальный – преобразует материальный мир и отношения между людьми; Образовательный (учебный) – преобразует сознание отдельного человека.  Пять «П» проекта. Проблема; Планирование (проектирование); Поиск информации; Продукт; Презентация

Типы проектов

  • Научный ( исследовательский) – преобразует пространство духовной культуры;
  • Социальный –
  • преобразует материальный мир и отношения между людьми;
  • Образовательный (учебный) – преобразует сознание отдельного человека.

Пять «П» проекта.

Проблема;

Планирование (проектирование);

Поиск информации;

Продукт;

Презентация

Использование ИКТ на уроках  истории и обществознания.   Цели:  - Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств).  -Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка.

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания. Цели: - Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств). -Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка.

Информационные технологии могут использоваться : - на факультативных, индивидуальных занятиях;  -для организации проверочных уроков, тестирования; -при проведении вводных лекций; -в ходе выполнения  домашнего задания, написания рефератов, докладов.
  • Информационные технологии могут использоваться :

- на факультативных, индивидуальных занятиях;

-для организации проверочных уроков, тестирования;

-при проведении вводных лекций;

-в ходе выполнения

домашнего задания,

написания рефератов,

докладов.

Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами , содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации , можно давать для выполнения альтернативные задания:          заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске;         сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету;         написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет;         составить план.
  • Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами , содержание которых меняется по мере рассказа учителя.
  • Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации , можно давать для выполнения альтернативные задания:

        заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске;

        сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету;

        написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет;

        составить план.

Уроки с использованием информационных и игровых технологий учат слушать, анализировать, повышают интерес учащихся к учебной деятельности .   Такие уроки способствуют совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму, творческому подходу к работе.

Уроки с использованием информационных и игровых технологий учат слушать, анализировать, повышают интерес учащихся к учебной деятельности .

Такие уроки способствуют совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму, творческому подходу к работе.

 Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова  «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

Требования к учителю  Учитель точно и четко формулирует задания; Предугадывает затруднения обучающихся и меняет по ходу урока задание - от простого к более сложному. Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.

Требования к учителю

  • Учитель точно и четко формулирует задания;
  • Предугадывает затруднения обучающихся и меняет по ходу урока задание - от простого к более сложному.
  • Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.

 Не дает новые задания ученикам в готовом виде; Не повторяет задания 2 раза; Не комментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся; Не повторяет того, что сказали учащиеся.

  • Не дает новые задания ученикам в готовом виде;
  • Не повторяет задания 2 раза;
  • Не комментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся;
  • Не повторяет того, что сказали учащиеся.
Действия учителя обеспечивают ситуативную направленность и коммуникативную ценность всех высказываний учащихся. Учитель использует различные формы работы и разнообразные средства обучения, стимулирующие творческую и речевую деятельность учащихся .
  • Действия учителя обеспечивают ситуативную направленность и коммуникативную ценность всех высказываний учащихся.
  • Учитель использует различные формы работы и разнообразные средства обучения, стимулирующие творческую и речевую деятельность учащихся .
Орудия учителя – просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Основная форма учебной деятельности – живое общение с учащимися. Ведущий девиз: «Действуем вместе!». Модель обучения –  свободное раскрытие  личности. Модель общения – многосторонняя.

Орудия учителя – просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание.

Основная форма учебной деятельности – живое общение с учащимися.

Ведущий девиз: «Действуем вместе!».

Модель обучения –

свободное раскрытие

личности.

Модель общения – многосторонняя.

Так что же для  нас современный урок ?    урок-познание , открытие,  деятельность, противоречие, развитие,  рост , ступенька к знанию, самопознание,  самореализация , мотивация,  интерес, профессионализм, выбор, инициативность , уверенность , потребность…

Так что же для  нас современный урок ?

урок-познание , открытие,

деятельность, противоречие, развитие,

рост , ступенька к знанию, самопознание, самореализация , мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность , уверенность , потребность…

Урок должен быть пронизан творчеством  и вместе с тем оставаться уроком.  С.И.Гессен  Спасибо за внимание!

Урок должен быть пронизан творчеством

и вместе с тем оставаться уроком.

С.И.Гессен

Спасибо за внимание!