СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При создании ЭОР необходимо руководствоваться современными требованиями к современным образовательным ресурсам. К числу основных показателей качества ЭОР относятся:

– содержательные характеристики – свойства, определяющие качество, достаточность и методическую проработанность представленного учебного материала;

– интерактивность – свойство, определяющее характер и степень взаимодействия пользователя с элементами ЭОР;

– мультимедийность – свойство, определяющее количество и качество форм представления информации, используемых в ЭОР;

– модифицируемость – свойство, определяющее возможность и сложность внесения изменений в содержание и программные решения ЭОР;

– кросплатформенность – способность программных компонентов ЭОР полноценно функционировать более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе.

Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ»

СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

М.В.Марданов, г.Казань

Cистемно-деятельностный подход, реализованный с поддержкой ИКТ, обеспечивает:

  • включение учащихся в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;

  • прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. 

  • учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;

  • действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую учащиеся проверяют здесь же, в процессе использования ЭОР.

  • создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.

При создании ЭОР необходимо руководствоваться современными требованиями к современным образовательным ресурсам. К числу основных показателей качества ЭОР относятся:

– содержательные характеристики – свойства, определяющие качество, достаточность и методическую проработанность представленного учебного материала;

– интерактивность – свойство, определяющее характер и степень взаимодействия пользователя с элементами ЭОР;

– мультимедийность – свойство, определяющее количество и качество форм представления информации, используемых в ЭОР;

– модифицируемость – свойство, определяющее возможность и сложность внесения изменений в содержание и программные решения ЭОР;

– кросплатформенность – способность программных компонентов ЭОР полноценно функционировать более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе.

В рамках реализации проекта сформированы электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам естественнонаучного и математического цикла специальности 230115-Программирование в компьютерных системах. Под электронным учебно-методическим комплексом мы понимаем самостоятельное электронное издание, поддерживающее проведение всех видов занятий по дисциплине. Как правило, ЭУМК включает в себя:

– электронное учебное пособие и/или электронный курс лекций для поддержки теоретической составляющей дисциплины;

– средства поддержки практических занятий, если они предусмотрены учебным планом;

– средства поддержки лабораторных занятий, если они предусмотрены учебным планом (автоматизированный или виртуальный лабораторный практикум);

– средства проверки знаний (интерактивные тесты, задачи и т.п.);

– методические указания по применению и эксплуатации ЭУМК.

ЭУМК может включать в себя следующие блоки, каждый из которых выполняет определенные задачи:

– целевой блок: определение формируемых компетенций в соответствии с ФГОС, целей и ожидаемых результатов обучения;

– входной блок: подготовка студента к изучению дисциплины, актуализация знаний;

– учебный блок: обеспечение условий для изучения дисциплины;

– блок самоконтроля: развитие самостоятельности студента на основе средств самоконтроля и самокорректировки;

– исследовательский блок: развитие научно-исследовательских умений студента;

– итоговый блок: оценка результатов обучения.

Подготовленный предметный материал должен отвечать следующим требованиям.

Требования к целевому блоку:

– формируемые компетенции в соответствии с ФГОС ;

– цели обучения в терминах «знать, уметь, владеть»;

– методические указания к изучения учебного материала;

– тематический и временной план изучения дисциплины с указанием видов работ и контрольных точек (план-график изучения дисциплины);

– ожидаемый результат обучения и средства его оценки.

Требования к входному блоку:

– требования к уровню подготовки, т.е. к «входным» знаниям, умениям и опыту деятельности обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин;

– вопросы, задачи, тесты для входного контроля;

– рекомендации по актуализации знаний.

Требования к учебному блоку:

– четкая структуризация предметного материала. Весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определены порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т.д. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала;

– рекомендации по изучению дисциплины;

– компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, лаконичным;

– между элементами материала должны быть выделены внутренние (например, на глоссарий) и внешние (например, на моделирующую программу, программу-тренажер, интернет-источники) ссылки;

– иллюстративный и мультимедийный материал (поясняющие схемы, рисунки, видео-, аудио- вставки, анимационные ролики).

Требования к исследовательскому блоку:

Использование ЭУМК для организации учебной деятельности студентов накладывает серьезные требования к блоку самообразования. В ЭУМК должны присутствовать:

– перечень литературы (желательно, чтобы он был сгруппирован по модулям/темам);

– аннотированные ссылки на интернет-источники;

– вопросы и темы для самостоятельного изучения;

– дополнительные сведения (исторические факты, биографии, видео-, аудио- вставки);

– хрестоматия по курсу (выдержки из классических произведений, исторических источников, документов, стандартов, сгруппированных по

разделам программы);

– глоссарий.

Требования к итоговому блоку:

В зависимости от видов учебной деятельности и форм итогового контроля в этот блок необходимо включить:

– при наличии в учебной программе дисциплины курсовой работы, курсового проекта или лабораторных работ – методики расчета, образцы выполнения и оформления соответствующих работ;

– для итогового контроля (зачет/экзамен) – вопросы к зачету (экзамену), ссылки на литературные источники, которые могут быть использованы при подготовке того или иного вопроса;

– контрольные измерительные материалы для итогового контроля.

Обобщая изложенное в проекте, можно смело утверждать, что ИКТ играют значительную роль в развитии современного образования. Однако, несмотря на то, что современные ИКТ (прежде всего Интернет) обладают мощными дидактическими возможностями, ошибочно было бы думать, что их применение само по себе повысит качество образования. Эффективность их использования во многом зависит от того, какие педагогические технологии положены в основу образовательного процесса. Наилучший результат достигается в случае интеграции ИКТ и технологий обучения, направленных на интенсификацию и индивидуализацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков обучающихся. В тоже время, в своем проекте мы попытались показать, что ИКТ значительно расширяют возможности традиционных форм организации учебного процесса: лекций, практических и лабораторных занятий. Применение ИКТ позволяет педагогу подготовить более качественные учебные материалы, эффективно спланировать и провести занятие, оперативно оценить уровень полученных знаний и умений, активизировать деятельность обучающихся.

Особую роль ИКТ играют в организации самостоятельной работы студентов. Современные ЭОР, электронные среды обучения, системы компьютерного тестирования позволяют сделать эту важнейшую составляющую деятельности студентов по-настоящему организованной и контролируемой.

Современный уровень развития ИКТ значительно расширяет студентам и преподавателям доступ к образовательным и профессиональным ресурсам. Оптимизировать поиск качественных учебных и научных источников позволяют образовательные порталы и сайты, электронные библиотеки и электронно-библиотечные системы.

Таким образом, активное и грамотное использование ИКТ является необходимым условием дальнейшей реализации модели компетентностно-ориентированного образования. Насколько эффективно будет происходить этот процесс, зависит от уровня ИКТ-компетентности как преподавателей, так и студентов, качественного электронного контента, активности формирования сетевых образовательных сообществ как инновационной среды обмена лучшими образовательными методиками и практиками.

Список использованных документов и источников информации

1. Андреев, А.А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие / А.А. Андреев. – М.: Логос, 2003. – 76 с.

2. Андреев, А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. – Таганрог: Изд-во: ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.

3 Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие / А.М. Анисимов. – 2-е изд. испр. и доп. – Харьков: ХНАГХ, 2009. – 292 с.

4. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е.Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с.

5. Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е.Д. Патаракин. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 176 с.

6. Переверзев, В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: учеб. пособие / В.Ю. Переверзев. – М.: Логос, 2003. – 120 с.

7. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 07 сент. 2010 г. №1507-р г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 37. – ст. 4778.

8. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию: учеб.-метод. пособие / Я.С. Быховский, А.В. Коровко, Е.Д. Патаракин [и др.]. – М: Интуит.ру, 2007. – 95 с.

9. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 c.

10. Хеннер, Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения / Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков // Информатика и образование. – № 12. – 2004. – С. 5-9.