СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные подходы к организационно-педагогическому управлению инновационной деятельностью педагогов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Статья раскрывает основные подходы, технологии и практику     управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ. Рассмотрены  основные принципы обеспечения методического сопровождения педагогических работников, создание организационно-методических условий для формирования профессиональных компетенций педагогов  в ДОУ, необходимых для внедрения ГОС ДО.

Просмотр содержимого документа
««Современные подходы к организационно-педагогическому управлению инновационной деятельностью педагогов»»

Ваничкина Любовь Ивановна,

заведующий ДОУ №14 г. Шахтерска

Филиппова Инна Петровна,

старший воспитатель

Шишалова Людмила Ивановна,

педагог-психолог

«Современные подходы к организационно-педагогическому управлению инновационной деятельностью педагогов»

Аннотация статьи

Статья раскрывает основные подходы, технологии и практику управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ. Рассмотрены основные принципы обеспечения методического сопровождения педагогических работников, создание организационно-методических условий для формирования профессиональных компетенций педагогов в ДОУ, необходимых для внедрения ГОС ДО. Сформулированы направления управленческих действий по введению государственных образовательных стандартов, основные подходы к определению целей и задач создаваемых программ с учетом региональной специфики.

Ключевые слова

Государственный стандарт, стратегия системного управления, методическое сопровождение, инновационная деятельность.

Актуальность статьи

Актуальность и социальная значимость проблемы, а также педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор данной темы.

Данное направление обусловлено противоречиями педагогического и социального характера:

- между объективно нарастающим объемом нововведений в педагогическую систему, образовательные процессы, недостаточным опытом управления в современных условиях;

- между потребностью в расширении образовательных услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями и повышении их качества, и недостаточно разработанными механизмами управления инновационной деятельностью педагогов в рамках социально-педагогического партнерства;

- между потребностью педагогов ДОУ в научно-теоретическом и методическом сопровождении инновационной деятельности и недостаточной разработанностью условий управления;

- между потребностью руководителей в изменении подходов к управлению инновационной деятельностью педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения и недостаточной разработанностью методов и технологий образовательного менеджмента.

Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме:

Все большее значение приобретают исследования по проблемам методологии и теории управления инновационной деятельностью педагогов. Вопрос содержания управления инновационной деятельностью приобрел особую популярность в последнее время. Различные аспекты проблемы управления нашли отражение в трудах В.И. Загвязинского, М.М. Поташник, В.И. Сластенина, Р.Г. Хомерики. Специальные научные работы по управлению инновационными процессами в дошкольном образовании созданы К.Ю. Белой, Т.А. Данилиной, Л..M. Денякиной, Т.П. Колодяжной, С.С. Лебедевой. Решение данной проблемы основывается на изучении теоретических источников, освещающих организацию методической работы с педагогическим коллективом, взаимодействие педагогов ДОУ с семьёй. Подходы к организации методической работы в ДОУ раскрыты в работах К. Ю. Белой, Н. В. Немовой, О. Л. Зверевой, А. М. Моисеева.

Цель статьи:

Раскрыть проблему современных подходов к организационно-педагогическому управлению инновационной деятельностью педагогов и осветить опыт управленческих путей организационно – методического сопровождения педагогов ДОУ на пути перехода к ГОС дошкольного образования.

Изложение основного материала

Перемены, происходящие в современном обществе, касаются и совершенствования образовательного пространства. В системе дошкольного образования Донецкой Народной Республики также наблюдаются существенные изменения. За последние несколько лет приняты ключевые документы, которые внесли множество изменений в работу дошкольных образовательных учреждений: Конституция Донецкой Народной Республики, Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР №15 от 17.07.2015) (далее ГОС ДО), Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки ДНР №23 от 29.01.2015). В настоящее время дошкольным образовательным организациям предстоит важная и сложная работа по внедрению Государственного образовательного стандарта: разработка основной образовательной программы, освоение целевых ориентиров. Стандарты становятся сегодня основным импульсом развития педагога, что невозможно без повышения качества образования. [1]

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ГОС ДО) в Донецкой Народной Республике представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации Типовой образовательной программы «От рождения до школы» в условиях ДОУ и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. [2]

Введение Государственного образовательного стандарта требует обновления содержания образования, его форм и методов. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями воспитанников, предполагает тесное сотрудничество и сотворчество воспитателей, родителей, детей и всего персонала дошкольной образовательной организации, что является основой совершенствования образовательного процесса.

Введение ГОС ДО - процесс многоплановый, требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений в образовательной системе ДОУ, и прежде всего, в управлении. ГОС ДО в качестве ключевой идеи заявляет поддержку и развитие детской индивидуальности, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития воспитанника, развитие его интеллектуальных и моральных качеств, признание значимости периода дошкольного детства, внимательное отношение к дошкольнику. Современные инновационные процессы имеют место в области управления системой работы с кадрами, определяются совокупностью принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью и персоналом дошкольной образовательной организации.

Принципиально важным является и подготовка педагогов к реализации стандарта нового поколения, а руководителей - к инновационному развитию образовательной системы ДОУ.

Переход на новые образовательные стандарты влечёт за собой необходимость принятия новых управленческих решений: изменяются задачи управленческой деятельности. Традиционно такой работой в руководит заведующий, психолог, методист (старший воспитатель) ДОУ. Эффективность управления зависит структурных и активизирующих факторов (управление делами и управление людьми). [3]

Концепцией управленческой деятельности ДОУ № 14 предусмотрена стратегия системного управления, которая предполагает объединение деятельности в единую систему: анализ информации, планирование, организация и руководство, контроль и регулирование.

Образовательная ситуация, которая сложилась в Донецкой народной республике, характеризуется высокими требованиями к профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Запросы государства и общества к качеству дошкольного образования мотивируют администрацию дошкольного образовательного учреждения к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик. Успешная реализация ГОС во многом зависит от способности и готовности педагогов работать в новых условиях, когда педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к профессионализму специалистов, насколько способен работать в инновационном режиме и наличие личной заинтересованности в достижении результатов у каждого педагога.

Деятельность педагогического коллектива выстроена и развивается в соответствии с принципами:

    • практической реализации задач внедрения инноваций;

    • соответствие современным научным достижениям;

    • системность и планомерность методической работы;

    • единство и взаимосвязь всех направлений;

    • систематичность, последовательность, непрерывность;

    • единство теории и практики;

    • оперативность, гибкость, мобильность;

    • создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого поиска педагогов.

Управленческие функции для сопровождения инновационной деятельности педагогов в ДОУ

-организация учебно–воспитательного процесса в дошкольном учреждении;

-организация коллектива воспитателей, сплочение, активизация его деятельности, целевая ориентация;

- развитие самоуправления, контроль;

- повышение профессиональной квалификации воспитателей.

Для эффективной реализации задач, поставленных Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в новых условиях введения в практику инноваций, от педагогов требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности, проектирование новой системы деятельности в ДОУ: знание нормативных основ; курсовая переподготовка; изучение и применение на практике инновационных образовательных технологий;твладение ИК технологиями, ПК.

Именно сейчас актуален вопрос создания психолого – педагогических условий для повышения профессионализма и реализации творческих идей педагогов, психологизация образования педагога. Зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Особенностью управления на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе мы проектируем продуктивные формы работы с педагогами, активизирующие педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетенции. Управленческая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволяет успешно перейти каждому педагогу к реализации новых образовательных стандартов. Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога.

Главная задача – создать необходимые условия перехода на новые образовательные стандарты и программы, содействовать разработке стратегии творческого развития педагогов в образовательной организации. Возросла необходимость пересмотреть методы и технологии профессионального развития педагогов, создания условий образовательной среды.

Деятельность педагогического коллектива ДОУ №14 «Мир» в условиях модернизации образования выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными в нормативных документах ДНР. Концепцией управленческой деятельности ДОУ № 14 «Мир» предусмотрена стратегия системного управления, которая предполагает объединение в единую систему целеустремленной деятельности, охватывающей все составляющие дошкольного учреждения как социально-педагогической системы.

Управленческая практика заведующего ДОУ №14 «Мир» по внедрению Государственного образовательного стандарта предполагает проведение единой инновационной политики в ДОУ; создание творческой группы для решения инновационных проблем; разработка программы инновационной деятельности; наблюдение за ходом внедрения ГОС ДО; сопровождение и управление педагогическим коллективом.

Развитие кадрового потенциала является одним из наиболее значимых направлений деятельности в условиях модернизации системы образования. Для качественной реализации внедрения ГОС ДО осуществляется методическое сопровождение молодых и начинающих педагогов, расстановка кадров с учетом интересов педагогов, их профессионализма, создание благоприятного психологического климата в коллективе, оказание методической помощи при аттестации, перестроена система работы педагогов ДОУ, педагогическое сотрудничество с участниками УВП.

В систему методической работы в ДОУ вошло психологическое сопровождение педагогов. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». [10] При реализации данного направления мы изучаем трудности, выявляем проблемы в деятельности педагога; актуализируем знания и умения, оказываем помощь педагогам в осознании своих трудностей; помогаем составлению плана самообразования педагога.

  Работа ДОУ № 14 «Мир» в условиях внедрения образовательных стандартов требует переосмысления и системы управления, применения и реализации управленческих решений. Мы стараемся изменить основное содержание сложившего опыта работы и построить новую модель взаимодействия и управления ДОУ.

Основной целью методической работы является:

-создание модели методического сопровождения перехода на новые республиканские государственные образовательные стандарты;

-обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ГОС ДО путем создания системы непрерывного профессионального развития педагогов.

Для эффективного внедрения ГОС ДО в образовательной организации создана система деятельности методической службы, позволяющая обеспечивать рост педагогического мастерства каждого педагога, развивать творческий потенциал, осуществлять педагогический процесс с учётом потребностей воспитанников и запросов родителей.

В связи с вышеизложенным отмечаем необходимость совершенствования методического сопровождения инновационной деятельностью педагогов в ДОУ.

Развитие педагогических умений у педагогов

Исследовательские:

• Обучаем оценивать воспитательные мероприятия с учетом требований новых стандартов

• Учим анализировать результативность образовательного процесса

• Проводим самоанализ работы с позиции требований новых образовательных стандартов

Проективные:

• Разрабатываем сценарии мероприятий, планы, программу деятельности в условиях перехода и реализации новых образовательных стандартов

Организаторские:

• Учим применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям

Коммуникативные:

• умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

• изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка;

Конструктивные:

• умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной

работы; соблюдать принципы деятельностного подхода реализации

образовательного процесса.

Таким образом, реализация в системе методической работы комплекса вышеперечисленных требований обеспечивает оптимальные результаты, которые являются  показателями эффективности методической работы в управлении современным ДОУ.

Результат управленческих действий

• Обобщен опыт работы по направлениям деятельности ДОУ;

• Созданы благоприятные педагогические условия, способствующие повышению качества жизни ребенка;

• Мониторинг качества обучения выпускников ДОУ показал достаточно хорошее освоение программы, любознательность, коммуникативность воспитанников.

Работа по повышению профессионального мастерства педагогов выделяется в отдельное направление с использованием разнообразных форм активного взаимодействия: работа в едином образовательном пространстве - «образовательном округе», проблемные семинары, семинары – практикумы, эстафеты педагогического мастерства, творческие мастерские, тренинги, дискуссии, мастер – классы, проектная деятельность, конкурсы.

На педагогических советах рассматриваются проблемные вопросы по направлениям, заслушиваются результаты работы, представляются наработанные материалы,  раскрывается информация о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных воспитателей, открытые мероприятия, педагоги на практике осваивают педагогические приемы и применения активных методов воспитания и обучения.

Этот процесс направлен на создание разнообразных видов методической продукции. Он включает, помимо методического оснащения, такие компоненты, как совместная продуктивная работа методиста и педагога, апробация и внедрение в практику эффективных моделей, методик, технологий, информирование, просвещение и обучение кадров. Считаем, что достижение высоких результатов в педагогической деятельности возможно при условии всестороннего совершенствования, использования реальных возможностей каждого педагога. В условиях изменения парадигмы образования основная цель методической работы – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса, удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ГОС ДО.

В заключении необходимо указать на то, методическая работа с кадрами занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности, направлена на повышение квалификации и мастерства воспитателей.

Успешность любых реформ в конечном итоге зависит от педагога, поэтому пред нами стоит важная социальная задача: сформировать стиль управленческой деятельности и отвечать условиям построения новой системы образования Донецкой Народной Республики. Проявление гражданской позиции педагогов, их профессионального мастерства доказывает, что наши педагоги успешно выполняют поставленные Государством задачи.

Литература:

  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании».

  2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

  3. Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2007. – январь-март. – № 1. – С.70-72.

  4. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.

  5. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. 2006. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АЙРИС ПРЕСС.

  6. Внедрение образовательных стандартов. Управление. Методические рекомендации / Должикова С.А., Кориненко В.Н., Островская В.А., Мещерякова И.В., Лешан Т.А., Корень Ю.В., Устинская Ю.В. Макеевка, 2016 - 64 с.

  7. Журавлева А. Л. Психология совместной деятельности. – М., Институт психологии РАН, 2005

  8. Краткий курс лекций по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»//http://studme.org/1307011215280/menedzhment/upravlenie_chelovecheskimi_resursami

  9. Микляева Н. В. 2008. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС.

  10. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 96 с.: табл.; 21 см.; ISBN 5-89814-131-6

  11. Региональные особенности управлением дошкольного и общего образования. - АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК

  12. Сластенин В., Исаев И. 2012. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика.

  13. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с Источник: http://referat.niv.ru/view/referat-other/259/258755.htm

  14. Хуторской А. В. 2008. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

  15. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Р.н. / Дону. 2004. с. – 608.