Создание безопасной социально-психологической среды для обучающихся с умственной отсталостью
на уроках в начальной школе
учитель начальных классов
Оганнисян Н.А.
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Здоровьесберегающая технология – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Включает приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой образовательного процесса.
Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес обучающихся с ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.
Факторы обеспечения здоровьесберегающей среды на уроке:
оптимизация учебного процесса;
рациональная организация учебной деятельности;
соблюдение санитарно-гигиенических условий;
благоприятный психологический фон во время уроков;
учёт физиологического состояния ребёнка;
реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока;
обеспечение охраны здоровья детей во время уроков и внеурочное время;
соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Педагогические методы и приёмы обучения:
1. Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у обучающихся высокого уровня работоспособности.
2. Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого обучающегося.
3. Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка.
4. Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
5. Личный пример учителя.
6. Организация рефлексии.
7. Игровые методы психокоррекции.
Положительным моментом в проведении урока считается применение разнообразных методов и приёмов обучения:
использование на уроках различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок, средняя продолжительность и частота чередования (7-10 минут).
различные виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее трех за урок, чередование - не позже чем через 10-15 минут).
Методика периодически меняющихся динамических поз доктора медицинских наук В.Ф. Базарного:
Учитель периодически переводит (через 12-15 минут) детей из положения сидя в положение свободного стояния, чередует умственную работу с выполнением физических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для стимулирования мышления). Периодическая смена поз – один из эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся.
Формы организации деятельности учащихся на уроках математики:
работа в группах (как статическая, так и подвижная),
работа в парах сменного состава;
деятельность с элементами соревнований.
С первых минут урока создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Настраиваю детей на рабочую обстановку. Практикую вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, поиск необходимой информации на большом расстоянии, т.е. режим зрительных горизонтов.
Включение в урок валеологических вставок повышает активность детей и познавательные способности. Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ребёнку в жизни.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. В процессе решения таких задач учащиеся не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья.
Для обучающихся коррекционной школы особую важность имеет спокойное завершение урока. Проведенный урок можно считать эффективным, если состояние обучающихся спокойное, удовлетворительное, умеренно-возбужденное.
Создание комфортных условий способствуют сохранению здоровья детей. Это оформление и озеленение класса, так как цветы повышают настроение у детей, поглощают отрицательную энергию, углекислый газ, вырабатывая при этом кислород, необходимый для дыхания участников образовательного процесса.
Урок можно считать удовлетворительным с точки зрения здоровьесбережения при:
снижении усталости у обучающихся;
положительном эмоциональном настрое;
удовлетворение от выполненной работы;
желание продолжить работу.
Здоровьесберегательные технологии позволяют снизить уровень заболеваний в школе, повысить успеваемость обучающихся, снизить уровень проявления агрессивности и тревожности детей.