О.Н. Козловская, учитель рисования.
МБОУ «Бейская школа-интернат»
Создание благоприятного эмоционального климата на уроках ИЗО
Условия, способствующие успешности школьника.
Существуют три необходимых и достаточно субъективных организационно-педагогических условия, призванные способствовать успешности ребёнка:
эмпатия, понимание, сопереживание и адекватное принятие воспитанника таким, каков он есть;
безусловное позитивное отношение к обучающемуся – внутренняя уверенность педагога в возможностях и способностях каждого ребёнка;
искренность, или открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность искренне выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися.
При отсутствии у педагога хотя бы одного из этих личностных качеств, которые в данном контексте выступают как профессиональные, не может быть и речи о доверии со стороны учащихся. Именно личностные установки педагога, а не методы его работы и не содержание образования как такового, составляют основу успешного педагогического взаимодействия.
Немаловажным условием эффективности рассматриваемого процесса является создание атмосферы эмоционального комфорта. Уроки изобразительного искусства построены на совместных эмоционально-чувственных переживаниях педагога и учеников. Занятия изобразительным искусством, как ни один предмет в школе, развивают воображение и фантазию.
Педагогические приёмы создания благоприятного эмоционального климата на уроке.
Уроки искусства – особенные уроки. Очень важно на них создавать условия, благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать, что необходимо ребёнку на данный момент, какая помощь ему требуется, какие слова одобрения подобрать. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью очень важна на уроке похвала «Подъёмная». Она может быть прямой и косвенной, необычной, какой угодно, важно лишь, чтобы она подняла веру в себя, чтобы ребёнок захотел работать на уроке, а задание урока представилось привлекательным и достижимым. В конце урока обязательна выставка работ учащихся, необходимо похвалить всех детей.
Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости. Она достигается с помощью живого слова учителя, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Поэтому эмоциональное вхождение в тему – это, вне всякого сомнения, самые важные, бесценные минуты урока. Желательно на каждом уроке акцентировать внимание учащихся на их жизненных наблюдениях, опираясь на опыт ребёнка и учитывая его интересы.
Пример из опыта работы.
Часто на уроках я демонстрирую детские рисунки по текущей теме. Это работы бывших учащихся школы, различные конкурсные работы. Данные рисунки являются мощнейшим стимулом для эффективной работы детей на уроке. Например, в пятом классе в начале учебного года, на первом уроке по изобразительной деятельности, всегда показываю наиболее удачные работы учащихся и обращаю внимание на то, что каждый может научиться выполнять такие рисунки. Данный прием, конечно, работает на перспективу, является своеобразным «авансом» для учащихся.
Нельзя не сказать о важности рисунка на уроке самим педагогом, непосредственной демонстрации различных профессиональных приёмов, например выполнение педагогом рисунка на доске (последовательность работы). Роль педагогического рисунка на уроке, несомненно, очень важна для создания ситуации успеха. Необходимо как можно больше рисовать вместе с детьми! Здесь и авторитет учителя, и педагогика сотрудничества – делаем вместе!
На уроках необходимо совместное с учениками целеполагание. Учитель должен не только, помогать детям чётко, ставить цель, но и указывать путь к ней. На этом пути ученик должен постоянно чувствовать поддержку учителя и словом, и делом. Если ребёнок, не желает показать работу всему классу, не настаивайте, дайте ему время. Помочь ему обрести уверенность в своих силах – ваша задача. В работе с такими детьми важен индивидуальный подход в обучении.
К основным принципам педагогической поддержки относятся:
согласие ребёнка на помощь и поддержку;
конфиденциальность;
совместность, сотрудничество и содействие;
доброжелательность;
принцип «не навреди».
Приёмы общения учителя с детьми:
подбадривающие слова;
мягкая, спокойная интонация;
корректность обращения;
открытая поза;
доброжелательная мимика.
Ситуация успеха особенно важна при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Организация учебной деятельности, направленной на успех, - это и создание комфортной обстановки для учащихся. Всеми своими действиями стремитесь поддержать интерес к изобразительному искусству. Интерес – это мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом, что крайне необходимо для творчества. Для психического и физического благополучия учащимся на уроке необходим кратковременный отдых. Переключение внимания с одного объекта на другой, гимнастика для кистей рук, глаз, музыкальные паузы. Иногда можно разрешить работать стоя, если так удобно, общаться с одноклассниками. Если возникла необходимость, поменять воду в баночке, взять недостающую краску или карандаш у одноклассника, делая всё это свободно. Единственное условие – не мешать работать другим учащимся.
Пример из опыта работы.
Иногда, во время выполнения рисунка, дети самостоятельно меняют рабочую позу так, как удобно им в данный момент. Ребёнок часто просто и не замечает, что происходит, он увлечён творческим процессом. Это могут заметить другие дети. Стараюсь не акцентировать внимание ученика и других учеников на этом – значит ему так действительно удобно!
Психологический комфорт учащихся на уроках, смена видов деятельности и темпа работы, вера в возможности и таланты своих детей обязательно принесут желанные результаты.
Литература
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - Москва: Просвещение, 1991.
Захарова Ю.В. К технологии формирования изобразительной и конструктивной деятельности у детей с особенностями психофизического развития. - Минск: НИО, 2004.