СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуации успеха на уроке и в не урочное время.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на уроке и в не урочное время.»

МБОУ Воротынская средняя школа Создание ситуации успеха на уроке в урочное и в неурочное время Основы создания ситуации успеха в учебной деятельности. Этапы и алгоритм создания ситуации успеха на уроке Ситуация успеха как средство формирования интереса к физической культуре Учитель физкультуры Лизунков В.С.

МБОУ Воротынская средняя школа

Создание ситуации успеха на уроке в урочное и в неурочное время

  • Основы создания ситуации успеха в учебной деятельности.
  • Этапы и алгоритм создания ситуации успеха на уроке
  • Ситуация успеха как средство формирования интереса к физической культуре

Учитель физкультуры

Лизунков В.С.

 «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».   К. Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении»

«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».

К. Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении»

Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха? Если знаем, то как часто применяем их на практике?
  • Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку?
  • Как сделать обучение интересным?
  • Какова роль ситуации успеха?
  • Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха?
  • Если знаем, то как часто применяем их на практике?
Подготовительные (подводящие упражнения) Изучение упражнения в целом Отработка упражнения в более сложных условиях Выполнение упражнения в соревновательных условиях , игре. Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат ситуации организованной учителем.

Подготовительные (подводящие упражнения)

Изучение упражнения в целом

Отработка упражнения в более сложных условиях

Выполнение упражнения в соревновательных условиях , игре.

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат ситуации организованной учителем.

Этапы и алгоритм создания ситуации успеха на уроке

 

Этап

Педагогическая задача

1.Мотивационно-целевой

Дифференциация учащихся

Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания

Учащиеся, имевшие

Деятельность учителя

в прошлом неуспех

2.Организационный

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода

Учащиеся, успешно, выполнившие задания подобного рода

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

в выполнении аналогичного задания

Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, требующие организационного контроля

3.Итоговый

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Эмоциональное ободрение м эмоциональная стимуляция учебной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Необходимое возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цели с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Результат, не адекватный усилиям

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую и успешную работу

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Мотивационный этап.

Мотивационный этап.

Организационный этап.

Организационный этап.

Итоговый этап. Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особое внимание уделяю здесь слабоуспевающим ученикам, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т.п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик при этом не переоценил свои способности. Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.

Итоговый этап.

Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особое внимание уделяю здесь слабоуспевающим ученикам, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т.п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик при этом не переоценил свои способности.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.

Таблица. Цикличность алгоритма ситуации успеха

Циклы

Этапы создания ситуации успеха

I

Мотивация

Операции

Учитель формирует у учащегося мотив к достижению успеха в конкретной учебной ситуации

II

Результат

Итог

Педагог обеспечивает ученика заданием, соответствующим способностям; при необходимости оказывает помощь в ходе выполнения

Ученик испытывает желание вновь достичь успеха в учебной деятельности, готов на определенные усилия для этого

III

IV

Ученик испытывает положительные эмоции в результате успешно выполненного задания

Учитель предлагает задание, решение которого требует определенных волевых усилий и/или напряженной мыслительной деятельности

Мотив достижения из внешнего побуждения становится внутренним стимулом; учащегося начинает привлекать процесс поиска истины

Внутренняя потребность в самообразовании и самосовершенст-

Ученик оценивает результат своих усилий, сравнивает свою оценку с оценкой педагога, уточняет причины расхождения

Из предлагаемых педагогом вариантов учащийся сам определяет себе объем и степень трудности учебной задачи, формируя индивидуальный стиль деятельности

Положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивируют ученика на выполнение нового задания

Воспитывается осознанное отношение к учению, формируется объективное отношение к результатам работы; выявляются сильные и слабые стороны стиля учения

вовании

Самостоятельное обеспечение себя условиями для достижения успеха в деятельности

Удовлетворение от преодоления трудностей оставляет более глубокое впечатление и закрепляет успех; появляется желание подтвердить и упрочить положительные результаты

Осознание уровня своих знаний, умений, возможностей; понимание необходимости совершенствования своего образовательного уровня

Ученик оценивает свои действия как основу для дальнейшего позитивного развития

Умение самостоятельно ставить себе задачи для дальнейшего совершенствования и создание ситуации успеха в деятельности как самому себе, так и окружающим

Обычно ребёнок приходит в школу положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха , с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой .

Обычно ребёнок приходит в школу положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха , с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой .

  • Ситуация успеха как средство формирования интереса к физической культуре

Ситуация успеха, обеспеченная правильностью объяснения нового материала, упражнения, демонстрации его выполнения способствует включению всех учащихся в деятельность, стимулирует сознательное отношение к занятиям физической культурой.

При проектировании ситуации успеха на уроках физической культуры мы обратились к таким формам урока, где создается наибольшая возможность создания ситуации успеха для большинства учащихся. Одна из таких форм, реализованная в педагогическом эксперименте — игровая рационализация уроков.

Детерминантами ситуаций успеха типа «высокий полет» являются уроки контроля после обучения основных тем программы.

Экспериментальная апробация описанных выше условий проектирования и применения ситуации успеха подтвердила их эффективность.

  • Основным педагогическим инструментарием создания ситуации успеха первого вида мы выделяем разные виды поощрения: одобрительное слово педагога, благодарность, объявленная в присутствии в присутствии товарищей; грамотное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся → осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления → формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры и в неурочное время.   Физическая культура, спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий, в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие.  В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности.  В деятельности учителя я вижу три направления: 1. Оздоровление.  2. Обучение.  3. Воспитание, развитие. Ведущей педагогической идеей в работе с школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности и вне школы по предмету физическая культура.

Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры и в неурочное время.

  Физическая культура, спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий, в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие. В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности. В деятельности учителя я вижу три направления:

1. Оздоровление. 2. Обучение. 3. Воспитание, развитие.

Ведущей педагогической идеей в работе с школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности и вне школы по предмету физическая культура.

Воспитательными задачами является воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.
  • Воспитательными задачами является воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.  Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.  Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку.  Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.  Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.  Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку.
  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку.
  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
  • Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку.