МБОУ Воротынская средняя школа
Создание ситуации успеха на уроке в урочное и в неурочное время
- Основы создания ситуации успеха в учебной деятельности.
- Этапы и алгоритм создания ситуации успеха на уроке
- Ситуация успеха как средство формирования интереса к физической культуре
Учитель физкультуры
Лизунков В.С.
«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».
К. Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении»
- Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку?
- Как сделать обучение интересным?
- Какова роль ситуации успеха?
- Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха?
- Если знаем, то как часто применяем их на практике?
Подготовительные (подводящие упражнения)
Изучение упражнения в целом
Отработка упражнения в более сложных условиях
Выполнение упражнения в соревновательных условиях , игре.
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат ситуации организованной учителем.
Этапы и алгоритм создания ситуации успеха на уроке
Этап
Педагогическая задача
1.Мотивационно-целевой
Дифференциация учащихся
Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания
Учащиеся, имевшие
Деятельность учителя
в прошлом неуспех
2.Организационный
Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода
Учащиеся, успешно, выполнившие задания подобного рода
Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом
Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам
в выполнении аналогичного задания
Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха
Учащиеся, требующие организационного контроля
3.Итоговый
Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе
Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы
Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности
Учащиеся, работающие активно и самостоятельно
Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы
Эмоциональное ободрение м эмоциональная стимуляция учебной деятельности
Результат, адекватный усилиям
Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности
Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки
Необходимое возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цели с исходных позиций
Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки
Результат, не адекватный усилиям
Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую и успешную работу
Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки
Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях
Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки
Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности
Мотивационный этап.
Организационный этап.
Итоговый этап.
Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особое внимание уделяю здесь слабоуспевающим ученикам, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т.п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик при этом не переоценил свои способности.
Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.
Таблица. Цикличность алгоритма ситуации успеха
Циклы
Этапы создания ситуации успеха
I
Мотивация
Операции
Учитель формирует у учащегося мотив к достижению успеха в конкретной учебной ситуации
II
Результат
Итог
Педагог обеспечивает ученика заданием, соответствующим способностям; при необходимости оказывает помощь в ходе выполнения
Ученик испытывает желание вновь достичь успеха в учебной деятельности, готов на определенные усилия для этого
III
IV
Ученик испытывает положительные эмоции в результате успешно выполненного задания
Учитель предлагает задание, решение которого требует определенных волевых усилий и/или напряженной мыслительной деятельности
Мотив достижения из внешнего побуждения становится внутренним стимулом; учащегося начинает привлекать процесс поиска истины
Внутренняя потребность в самообразовании и самосовершенст-
Ученик оценивает результат своих усилий, сравнивает свою оценку с оценкой педагога, уточняет причины расхождения
Из предлагаемых педагогом вариантов учащийся сам определяет себе объем и степень трудности учебной задачи, формируя индивидуальный стиль деятельности
Положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивируют ученика на выполнение нового задания
Воспитывается осознанное отношение к учению, формируется объективное отношение к результатам работы; выявляются сильные и слабые стороны стиля учения
вовании
Самостоятельное обеспечение себя условиями для достижения успеха в деятельности
Удовлетворение от преодоления трудностей оставляет более глубокое впечатление и закрепляет успех; появляется желание подтвердить и упрочить положительные результаты
Осознание уровня своих знаний, умений, возможностей; понимание необходимости совершенствования своего образовательного уровня
Ученик оценивает свои действия как основу для дальнейшего позитивного развития
Умение самостоятельно ставить себе задачи для дальнейшего совершенствования и создание ситуации успеха в деятельности как самому себе, так и окружающим
Обычно ребёнок приходит в школу положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха , с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой .
- Ситуация успеха как средство формирования интереса к физической культуре
Ситуация успеха, обеспеченная правильностью объяснения нового материала, упражнения, демонстрации его выполнения способствует включению всех учащихся в деятельность, стимулирует сознательное отношение к занятиям физической культурой.
При проектировании ситуации успеха на уроках физической культуры мы обратились к таким формам урока, где создается наибольшая возможность создания ситуации успеха для большинства учащихся. Одна из таких форм, реализованная в педагогическом эксперименте — игровая рационализация уроков.
Детерминантами ситуаций успеха типа «высокий полет» являются уроки контроля после обучения основных тем программы.
Экспериментальная апробация описанных выше условий проектирования и применения ситуации успеха подтвердила их эффективность.
- Основным педагогическим инструментарием создания ситуации успеха первого вида мы выделяем разные виды поощрения: одобрительное слово педагога, благодарность, объявленная в присутствии в присутствии товарищей; грамотное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся → осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления → формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры и в неурочное время.
Физическая культура, спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий, в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие. В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности. В деятельности учителя я вижу три направления:
1. Оздоровление. 2. Обучение. 3. Воспитание, развитие.
Ведущей педагогической идеей в работе с школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности и вне школы по предмету физическая культура.
- Воспитательными задачами является воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.
- Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
- Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
- Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
- Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.