«Создание современного пространства в ДОО
по духовно-нравственному воспитанию:
центры по духовно-нравственному развитию»
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Духовно-нравственное воспитание непосредственно влияет на телесное развитие ребенка и определяет зрелость психофизиологической личности.
У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с дошкольного возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.
Исходя из цели, формулируются задачи:
формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий по художественно-эстетическому и духовно-нравственному воспитанию. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей, развития их творческих способностей и формирование духовно-нравственных качеств личности.
В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.
Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы Белгородского района», «Святые места России»).
Опираясь на положительный опыт, рекомендуются следующие формы работы:
- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей;
- беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности;
- слушанье классической, духовной музыки;
- чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;
- посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно- нравственными ценностями;
- выставки фотоматериалов, творческих работ детей и родителей;
- проведение совместных праздников с родителями;
- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
Список используемой литературы
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
Гладких Л.П., Основы православной культуры, мир – прекрасное творение. Л.П. Гладких, В.М. Меньшиков., Курск.: 2008. 324с.
МаханеваМ.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- Мозаика-синтез,2010. - 304с.
Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.
Шевченко Л.Л, Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие М. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.