СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание арт-композиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание арт-композиции с учащимися 3 класса на примере темы "Художник в театр. Сказочный театр"

Просмотр содержимого документа
«Создание арт-композиции»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»






Итоговая работа

по модулю вариативной части

курсов повышения квалификации ИОЧ

«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»

по теме:
Создание арт-композиции с учащимися 3-го класса
на примере темы «Художник в театре. Сказочный театр»





Сроки обучения: с 17 по 28 апреля 2017 года

Выполнил: заведующая эстетическим

отделом Тяжова Ольга Васильевна







Самара 2017


Введение

Для современного педагога, работающего в области искусства, важно передать обучающимся умения открывать новые смыслы через изменения в уже существующих (или созданных ранее автором-обучающимся) художественных текстах. Таким образом, как нам кажется, получает новое направление развития мысль Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского о взаимосвязи науки и искусства во всей системе образования.

Как отмечает директор Института художественного образования РАО Л.В. Школяр, сегодня проблема идей, которые можно считать концептуальными для научных школ и критериев их определения является дискуссионной1. Мы полагаем, что обсуждение до сих пор не признанной идеи постмодернизма в искусстве и художественном образовании – одна из тем, обратиться к которым настало время. При всей неоднозначности постмодернистских высказываний и «опытов» в них есть неограниченное поле для творческих экспериментов, толерантность по отношению к любому авторскому «слову», принятие личности каждого Художника и художественных языков всех этапов развития искусства.

Данная  работа  является актуальной в обеспечении необходимых условий для целостного развития личности  младшего школьника.

Изобразительное искусство и художественный труд является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с искусством происходит обогащение души младшего школьника, прививается любовь к театру.

Цель итоговой работы:  создать  арт–композицию с учащимися 3-го класса на занятии изобразительного искусства.

 Задачи  работы:

1.  Рассмотреть содержание понятия «арт-композиция».

2. Охарактеризовать особенности  создания  «арт-композиции»  с  учащимися младшего школьного   возраста.

3.  Привести  пример    разработки занятия изобразительного искусства в 3-ем классе по теме: « Художник в театре. Сказочный театр».  

1.  Содержание  понятий  «арт-композиция»

«Арт»  в  переводе  с  английского  языка  означает   искусство.

Слово "композиция" происходит от латинского "Compositio", что означает –  сочинение, составление, связь, сопоставление. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно.

Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово "композиция" равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи.

 По определению Н. Гончаровой "композиция является выразителем структурно – гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности".

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Композиция – это определенное сочетание частей изображения (соотношение их размеров – пропорции, цветов, фактур и т.д.)

 Композиция присуща всем видам искусства. 

 Говоря об определении понятия «композиция» следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности.

Композиционные приёмы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.

Композиция в  изобразительном искусстве связана с  необходимостью  передать основной  замысел, идею произведения  наиболее ясно  и  убедительно. Главное в композиции – создание  художественного образа.

В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся её содержанием и замыслом художника.

 Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.

 В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе.

 В иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

 Тематическую декоративную композицию можно сравнить не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость.

Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой  меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных  подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведёт не только строгий отбор главного,  но и некоторая недосказанность, ассоциативность  эмоционально-образного решения тем.

У композиции есть свои законы, в процессе художественной практики и развития теории. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над  композицией. Всё направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т.п.  Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Для достижения  цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от  второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

 Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.  Цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.

2.  Особенности создания арт-композиции с учащимися младшего школьного возраста.

Планируя занятие по созданию арт-композиции с младшими школьниками, мы учитывали их возрастные особенности, имеющие наибольшее значение для успешности творческой деятельности.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило в учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Каждый ребёнок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей.

Задача педагога  заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

   Общие возрастные особенности у каждого  ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более  эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание.

Эмоции являются наиважнейшим источником детской фантазии. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

     Творческая работа на занятии изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия педагога. Однако роль педагога не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

     Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, при чем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится педагог. Поэтому создание игровых ситуаций на занятии, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать  особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

   Нужно сделать все возможное, чтобы  сохранить у ребенка тягу к  изобразительной деятельности, и  если ее нет, то пробудить, а затем  и развить познавательные интересы. Повышенная склонность обучающихся к       изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

   Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению, а также полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

     Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Основной  задачей  занятия изобразительного искусства  и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

3.  Пример разработки занятия изобразительного искусства в 3-м классе по теме «Художник в театре. Сказочный театр».

Тема занятия: «Художник в театре. Сказочный театр»

Класс: 3 класс

Дата проведения:

Тип занятия: совместное творчество

Цели занятия:

Образовательные: ознакомить с элементами оформления спектакля созданными художником в театре ( костюмы, грим, реквизит)

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к театральному искусству;

Развивающие: развивать  у детей творческое воображение и пространственные отношения между ними.

Планируемые результаты:

личностные:

-стремление обрести желание узнать о театре, ходить в театр;

метапредметные:

-умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;       

предметные:

- приобретение новых знаний о театральном искусстве;

- освоение практических приёмов изготовления макета, декораций, актеров театра.

Оборудование занятия:  мультимедийный  проектор, методические таблицы, кисти, гуашь.

Предварительная подготовка к занятию: Слайды  и рисунки с примерами театральных героев, декорации к спектаклям.

Материалы:

Структура занятия:

Этап урока

Содержание

Время

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, объяснение целей и задач занятия

2 мин

II. Ознакомление учащихся с особенностями театрального искусства

Рассказ о роли художника в театре. Весёлая тема детского творчества

15 мин

III. Практическое применение полученных знаний

Выполнение рисунка или аппликации на тему сказочного театрального представления, создание арт-композиции.

20 мин

IV. Подведение итогов

занятия

Обсуждение работ учащихся, экспресс-выставка.

3 мин











Ход занятия:

  I. Организационный момент

 Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

 II. Ознакомление учащихся с особенностями театрального искусства

  Педагог: Здравствуйте, друзья!

Среди всех зрелищ, пожалуй самое яркое и веселое - театр.

Кто бывал в театре, тот помнит ощущение волшебства и тайны, которое охватывает, когда гаснет свет в зале, открывается занавес и в луче света видишь героев спектакля. Начинается какая-то совсем другая, необыкновенная жизнь игры и фантазии.

Всё происходящее на сцене -это одновременно правда и вымысел, только игра актеров -это передача искренних чувств.

-Ребята само слово театр греческое и означает и место для зрелища, и само зрелище.

-В театре мы смотрим спектакль, а чтобы создать спектакль над этим работает большой коллектив из-под пера драматурга появляется пьеса, которая попадает в руки режиссера. Режиссер подбирает актеров и работает с ними над ролями. Над пьесой вместе с режиссером трудятся музыканты, гримеры и осветители. Большой вклад в постановку к спектаклю вносят театральные художники. По другому их называют декораторами.

-Декораторы – это художники, которые создают декорации.

-Так вот сегодня мы с вами будем декораторами сказок.

Как вы думаете, какое дело нам с вами необходимо сделать?

— Правильно, а тому, как правильно создать декорацию, мы с вами поучимся у известных декораторов, ведь декорации занимают важное место в оформлении сцены: представьте — вот поднимается занавес, ещё не сказано ни одного слова, а ты уже попадаешь в особый мир, созданный художником. И в этом мире ты будешь находиться на протяжении всего действия.

И не последняя заслуга в этом художника. Яркая сцена, декорации и даже костюмы актёров на сцене - всё это дело его волшебной кисти, а также бумаги, картона и др.

Физминутка

Прежде чем мы приступим к выполнению работы давайте немного отдохнём.

Все ребята дружно встали            

И на месте зашагали.            

На носочках потянулись,    

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели  

И тихонько разом сели.                

Молодцы!

III. Практическое применение полученных знаний

Педагог: Искусство театра – искусство коллективное. В этом творческом содружестве театральный художник должен внести свой вклад в общее дело и сегодня мы художники, которые создают эскизы к спектаклю.

Ребята разделены на группы. Каждая группа решает, каких персонажей сказки будут изображать и активно взаимодействуют со сверстниками при решении учебной задачи.

Задание (варианты)

Изображение сказочного театрального представления и его персонажей (сцена). Материалы: ножницы, клейкая лента, фломастеры, картон, цветная бумага.

Изображение сказочного персонажа ( в движении). Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, картон.

Последовательность работы: Замысел и эскиз композиции.

Для выполнения большой совместной работы необходимо договориться о композиции будущего коллективного панно, цвете фона (берём цвет ковра сцены -красный).На большом листе белой бумаги цветным мелом учитель обозначает центр композиции- сцену и выход на неё. Учащиеся вырезают из картона фигурки героев сказок, рисуют декорации. Работа по оформлению частей композиции в парах и индивидуально. Представление своей сказки. 

Ребята сегодня вам предстоит создать свои арт- композиции сказок. Помните о технике безопасности: работайте с ножницами очень аккуратно и только на столе: передавайте ножницы, держа их за острые концы, не вставайте без разрешения учителя. Удачи в работе!

Рефлексия:

А теперь поведем итог занятия:

- что нового вы узнали, чему научились?

- У кого работа не вызвала затруднений? (Поднимите зеленые квадраты).

- Кто испытал небольшие затруднения? ( Поднимите желтые квадраты).

-Для кого эта работа показалась тяжелой? ( Поднимите красные квадраты).

Выставка и обсуждение работ.
















Заключение


Проведя исследование в рамках итоговой работы можно сделать следующие выводы:

 Арт-композиция - это  произведение  искусства, которое обладает своей  неповторимой энергетикой и шармом.

Необходимо подчеркнуть актуальность такой  работы. Такой подход  позволяет формировать эстетический вкус, повышать общекультурный уровень младшего школьника.

Опыт творческой деятельности младших школьников, занимающихся изобразительным искусством, открывает им возможности проявить себя, найти интересную работу и выполнить её.

Познавая произведения театрального искусства, у детей младшего школьного возраста проявляется интерес к театру, возникает потребность в постановке и проведении театральных представлений, а главное ребята учатся общаться в социуме. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

В процессе создания с учащимися арт-композиции на тему «Художник в театре. Сказочный театр» мы выяснили, что данная форма работы близка детям, соответствует их возрастным особенностям и интересам. Искусство воплощения литературных образов в изобразительном искусстве стимулирует младшего школьника к размышлениям, поиску собственного понимания произведений.

О современном искусстве дети знают немного, поэтому необходимо дать им соответствующую возрасту информацию.

Арт-композиции детей бывают наиболее удачными, если автор использует художественные ассоциации. Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: в процессе проведения интегрированного занятия на основе синтеза изобразительного искусства, конструирования и танца  сплачивается коллектив в единое целое, дети заняты общим делом. Есть возможность постепенно переходить от игры к серьезным занятиям актерским мастерством. Повысилась ответственность детей. Дети стали полноправными помощниками педагога в творческом процессе. Воспитывается активная общественная направленность. Воспитывается чувство уважения к товарищам по коллективу, в котором происходит работа. Ребята учатся трудиться.  Активно развивается воображение, фантазия, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира.
































Список  литературы  и  источников

 1.    И.Ю.Кулагина «Возрастная психология» Москва, Издательство УРАО, 1999 год.

2. Крутецкий В.А. "Психология обучения и воспитания школьников"

"Просвещение", М., 1976.

3. Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара, 2002.

4. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Предисловие Б.М. Кедрова. – М., Искусство, 1985.

5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., Просвещение, 2007.

6. http://urozhayniy.com/delaem-palmu-...ubov-pugacheva/.

http://design44.narod.ru.

7. http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm.

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/22/2019/

8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

9. Алексеева В. В. Что такое искусство?- М.: Советский художник, 1991.

1 Школяр Л.В. Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2006. №1 // http://www.art-education.ru/AE-magazine

10